Становление и формирование русской философии

Изучая древнерусское духовное наследие, нельзя не согласиться с теми из мыслителей, которые утверждают, что становление русской философии началось в Х-XI веках и было неразрывно связано с приходом на Русь христианства.

Об этом еще в 1840 году в «Истории философии» написал богослов и профессор архимандрит Гавриил (В.Н. Воскресенский). Он отделил философию от религии, заметив, что философские идеи и мысли следует искать в древнерусских повестях, преданиях, нравоучениях. С его утверждениями был согласен и другой автор – В.В. Зеньковский, назвавший период XI-XVII веков прологом к русской философии.

Древнерусская книжность и древнерусская философия

В конце Х – начале XI веков Русь вместе с христианством обретает свою письменность, что, безусловно, изменяет тип русской культуры, которая становится религиозной и «книжной». Однако среди многообразия древнерусских произведений трудно найти тексты, которые можно было бы назвать чисто философскими: мысли и идеи авторов вплетались в канву литературного повествования или рассуждения.

Древнерусская философия отличалась тем, что формулировала свои проблемы с помощью религиозных понятий и художественных образов.

Еще до «Слова о полку Игореве», прозвучавшего набатным звоном и призвавшего Русь к объединению, и до «Повести временных лет» монаха Нестора появилось «Слово о Законе и Благодати», написанное митрополитом Илларионом Киевским – одним из первых русских философов. Он утверждал, что перед «благодатью» равны все народы, и нет ни одного богоизбранного, поддерживал «единодержавство» и размышлял о будущем Руси.

Тогда же русская философия 11 века впервые задалась вопросом о предназначении русского народа и его государства.

Традиция обсуждения этических вопросов была заложена Владимиром Мономахом, составившим «Поучение» — свод назиданий и правил. В этом произведении, названном потомками «светской проповедью», он изложил кодекс поведения, в соответствии с которым нужно жить в согласии с Богом, гнушаться дьявола, побеждать врагов и быть справедливым и милосердным.

В свойственной ему манере аллегорического толкования философские вопросы об истине и нравственности поднимал Кирилл Туровский, писатель и проповедник. В своих притчах, а также в «Повести о белоризце и о мнишестве», «Слове о премудрости» он утверждал, что светская и духовная власть несут одинаковую ответственность перед Богом и призывал «совершенствовать дух», усмиряя плоть.

Переводы греческих, латинских и византийских текстов

Большое влияние на развитие и формирование русской философии оказали произведения греческой, латинской, византийской литературы. Благодаря переводу стали доступны:

  • «Шестоднев», написанный Иоанном экзархом Болгарским,

  • и «Изборник 1073 года»,

которые наряду с основами христианского вероучения содержали сведения об античной философии. С позиций Аристотеля в «Изборнике» трактовались понятия материи, естества, формы, излагалось учение о четырех стихиях.

Переводной сборник «премудрости» «Пчела», попавший на Русь из Византии, стал сводом поучений и правил, представляющим компиляцию или извлечения из сочинений Иоанна Дамаскина, Антония, Максима. В нем же содержались ссылки на труды Пифагора и Аристотеля.

Сочинение византийца Филиппа Монотропа «Диоптра», получившее известность на Руси в XIV веке, содержит сведения о человеке, заимствованные как из Святого Писания, так и из трудов Платона и Гиппократа. В нем озвучен постулат о единстве и неразрывной связи материального и духовного.

Еще одним памятником переводной древнерусской литературы стала «Палея толковая» — пересказ ветхозаветного текста, содержащий апокрифические дополнения и комментарии.

Характерные черты русской философии XIV-ХVI веков

Конец XIV и начало XV веков ознаменовались подъемом национального сознания и патриотического движения, а также религиозными спорами.

После Куликовской битвы появились новые произведения –

  • «сказание о Мамаевом побоище»

  • и «Задонщина».

А на русскую философскую и богословскую мысль большое влияние оказала философия исихазма, в основе которой стоял вопрос о возможности духовного преображения человека и способности его видеть Бога и общаться с ним. Исихазм в своем служении практиковал Сергий Радонежский, величайший подвижник и преобразователь монашества.

В XV веке русское духовенство разделилось на две группировки: «нестяжатели» и иосифляне.

  • Первые, во главе с Нилом Сорским, выступали за невмешательство церкви в «государевы» дела и возражали против монастырского владения землей и крепостными.
  • Вторые, основателем которых стал Иосиф Волоцкий, защищали идеи абсолютизма, централизацию власти и самодержавие.

В XVI веке получает развитие миссионерская концепция, условно названная «Москва – третий Рим», изложенная монахом Филофеем в посланиях к Василию III.

Он утверждал, что Московское княжество после падения Рима и Константинополя должно стать хранителем богооткровенной веры и оплотом православия. Эта доктрина способствовала укреплению политического единства государства и подъему национального сознания.

Славяно-греко-латинская академия

Огромный вклад в становление русской философии внесли выпускники открытой в 1687 году Славяно-греко-латинской академии, ставшей первым высшим учебным заведением на Руси. Ее целью была подготовка кадров для государственной службы и церковного служения. В ней обучались юноши всех сословий из России и славянских стран, а преподавали братья Лихуды, греческие монахи, обладающие энциклопедическими знаниями. Изучались в академии иностранные языки, физика, философия, богословие. Ее выпускниками стали М. Ломоносов, А.Кантемир, митрополит Платон (П.Левшин), известный как духовный лидер «ученых монахов».

«Ученое монашество»

Одним из следствий петровских реформ стало развитие светской культуры, чему немало способствовали и церковные иерархи (Феофан Прокопович). Однако новое поколение русских богословов, т.н. «ученых монахов», которые приняли постриг, чтобы посвятить жизнь церковно-административному служению, рационалистическая доктрина Прокоповича вполне удовлетворить не могла. Право на «личное христианство», провозглашенное им, богословы второй половины XVIII века дополнили идеей самоотречения от своего «я», иначе говоря, заявили о своем праве на самовыражение по образу Христа. Их задачей стали поиски ответов на либерально-секулярные вызовы современности и утверждение в новых условиях авторитета церкви и российского государства.

Безусловным лидером «ученых монахов» стал митрополит Платон (П.Г.Левшин), а его единомышленниками были Дамаскин (Семёнов-Руднев), Феофилакт (Горский), Евгений (Булгар), Тихон Задонский.

Их религиозно-философские идеи, в особенности «таинство» человеческого бытия, позднее нашли продолжение в трудах и сочинениях русских религиозных мыслителей и писателей (Ф.Достоевский, Ф.Тютчев, В.Соловьев).

Философия эпохи русского Просвещения

Эпоха реформ Петра изменила приоритеты развития России. Идеал соборной «Святой Руси» сменился идеалом европейского государства, а в стране стала зарождаться культура, ориентированная на западные ценности. В формировании русской философии наступил следующий этап, ознаменовавшийся появлением новых мыслителей.

К ним, прежде всего, следует отнести М.В.Ломоносова – ученого, философа-материалиста, поэта и художника. Центральным пунктом его мировоззрения являлась корпускулярная теория, согласно которой тела состояли из атомов (корпускул), а пространство меж ними заполнял эфир. Ломоносов сформулировал закон сохранения материи, что явилось важным шагом в познании мира. Разделяя взгляды деистов, ученый считал, что мир познается рассуждениями, поэтому в гносеологии отдавал предпочтение разуму.

Современник Ломоносова профессор Д.С.Аничков, один из первых «профессиональных» философов, первым в России начал читать философский курс этики. Он поднимал вопрос о назначении философии, считая ее главной задачей исследование причин и явлений в окружающем мире. Как и Ломоносов, он разделял принцип детерминизма. Размышляя о душе и теле, Аничков полагал, что душа есть порождение тела, поэтому стареет и умирает вместе с ним.

Н.Н. Поповский, ученик Ломоносова, читал философские лекции в Московском университете. По его мнению, философия являлась «изображением храма вселенной» и методом познания сущего. Он отстаивал «пользу наук» и необходимость преподавания философии на русском языке, много писал и переводил труды западных мыслителей.

Наша презентация темы:

Н.И.Новиков и пропаганда философии

Говоря о русском просвещении, нельзя не вспомнить о Н.И.Новикове – просветителе, издателе, журналисте. В его журналах «Трутень», «Живописец», «Утренний свет» велась полемика с «придворными» изданиями, осуждалось крепостное право, публиковались статьи западных философов. Новиков отстаивал пользу образования, полагая в нем источник «блага государства», и старался привить соотечественникам уважение к русской культуре и истории. Им и профессором И.Г. Шварцем было создано «Дружественное общество», целями которого стало издание книг, воспитание русских преподавателей, распространение просветительских идей.

Собственной философской системы Новиков не создал, однако ему близки были идеи масонов, членом общества которых он являлся. Рассуждая о «науке наук» — философии, он считал, что ее задачами являются проблемы мироздания, нравственности, общественного блага. Новиков разделял мнение, что человек есть «цель всего мира» и полагал, что стать совершенным человеку поможет «пытливый ум», «добрый нрав» и любовь к Богу.

Идеи гуманизма и просветительства, любовь к истине, борьба с «безыдейным существованием» — характерные черты русской философии XVIII века — нашли продолжение в учениях новых русских мыслителей.

Отечественная философия, обогащенная трудами и сочинениями философов-просветителей, готовилась к своему расцвету: наступал XIX век, явивший миру совершенно новый тип мысли  – русскую религиозную философию

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Русская философия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.