Деньги как феномен культуры: история, теории, сущность

Тема денег в новом тысячелетии является активно воспроизводимой во всех видах человеческой коммуникации: о деньгах говорят между собой, пишут в СМИ, озадачиваются в исследованиях, выносят на обозрение как объект и предмет искусства и т.д.

Это интересно также и в той связи, что еще два столетия назад говорить о деньгах было не принято вообще. Данная тема не просто расценивалась как «низменная», но и не являлась «всеобщим предметом», поскольку деньгами обладали не все.

Сегодня же общество разбирается и с экономическими возможностями (рост покупательной способности),  и с участием в общей экономическом развитии и т.д.

Мы наблюдаем, что деньги становятся:

  • Регулятором не просто экономических связей и отношений, но и собственно межличностных отношений
  • Критерием формирования ценностной шкалы и норм общественных интересов (см. феномен рекламы, моды)

В этой связи знакомство с феноменом денег представляется не просто интересным, но и поучительным. Начнем с самой идеи денег.

Идея и история возникновения

Идея денег в своем пределе воплощает идею изобилия. Несмотря на многочисленные и разноплановые определения этого феномена, все они сходны в главном, а именно:

это конкретный символ конкретного благосостояния и материальной обеспеченности и т.д.

Иными словами —

показатель накопления, процветания, которые являются средством не просто для качественного существования, но и для самого продолжения жизни.

Известно, что в любой культуре существуют категории плодородия и изобилия, и позиционируются они как исключительно положительные, так как обеспечивают саму жизнь человека. Поэтому и стремление к деньгам, как знаку, воплощающему это изобилие, свойственно любому индивиду даже на уровне неосознаваемой цели. А вот в какой мере и в какой роли деньги проявляются в реальной жизни каждого – определяет культура того или иного народа, времени и т.д. Известно, например, Античность и Новое время благосклонно относились к этим вопросам, а вот христианство уже предлагало противоположную  трактовку.

В России, к слову, в отличие от Европы, деньги не гарантировали полностью общественного уважения, а отсутствие их не являлось грехом. К слову, как раз в нашей стране тема денег имела определенное культурное табу.

Однако во всей человеческой культуре тема денег никогда не имела нейтральной «окраски», на протяжении всей истории именно здесь сталкивались главные позиции добра и зла.

 

В вопросе возникновения денег в экономических и прочих теориях нет особых расхождений, все они связывают происхождение денег с таким явлением как бартер, т.е. обмен. В ходе таких обменных «операций» началось выделение из имеющихся натуральных продуктов таких, которые могли стать средством этих операций,  то есть являлись бы неким универсальным заменителем стоимости продукта. До появления собственно денег такими универсальными «заменителями» в каждом регионе определялись сами товары. Например,

  • На Руси использовались соляные бруски
  • Северные народы – рассчитывались шкурками пушнины
  • В Месопотамии товарооборот велся посредством единиц сиклей зерна

Здесь важно отметить, что поначалу сущность таких «денег» определялась не их покупательной способностью, а, напротив, самим спросом на них, т.е. потребительской заинтересованностью. В этом случае роль играло не количество и не символ денежного заменителя, а сам этот заменитель.

Такое положение всегда приводило к тому, что даже в одном обществе не было единой универсальной формы денег, а существовало множество различных «товарных заменителей» им. Это существенно ограничивало и возможности обмена, и сами сферы, где он реализовывался и процедуры «конвертации».

Следующим историческим шагом развития данной темы становится ввод «заменителя» из металла. Первые такие деньги появляются в 7 веке до Рождества в Лидии. Состояли они из  сплава (медь, золото, серебро), и весила такая монета 220гр. Главными в этих деньгам виделись критерии:

  • прочности,
  • неподдельности
  • и привлекательности.

Монета не истиралась и сохраняла внешние качества (в отличие, например, от пушнины или зерна). В таких образцах уже можно было собирать богатство или делить его. Оно было застраховано и от подделки.

Сущность этих металлических дензнаков также определялась материалом, а не количественным знаком монеты. Номинал денег лишь определял ценность этого материала, т.е. отображал вес, входящего в него серебра или золота.

Интересно одно событие, случившееся в нашей стране в 1662 году. Это был так называемый Медный бунт, возникший из-за введения в оборот монет из меди, которые приравнивались по стоимости к уже существовавшим серебряным деньгам. Если монета из серебра была значимым товаром сама по себе, так как изготавливалась из редкого металла, то уравнивание её с медным знаком воспринималось негативно.

Дальше появляются бумажные образцы, и качественная сущность денег просто заменяется их количественной сущностью. Важным уже становится именно знак на носителе, а не этот носитель. Современные образцы электронных денег вбивают «последний гвоздь» в эту проблему.

Теории денег

На сегодня в экономической науке представлены две основные теории появления (происхождения)  денег:

  • Рационалистическая, в которой сами деньги являются инструментарием движения стоимостей
  • Эволюционная, которую мы озвучили выше, где деньги возникают как заменитель или эквивалент

Помимо экономической науки вопросом денег озадачивалась и философия.

Так, по мнению:

  • О.Шпенглера – этот феномен возникает совестно с появлением городов и обусловлен культурой, а не детерминирован только законами экономики
  • М.Грамма – появлению денег предшествует изобретение единиц меры. Так, еще в Вавилоне выходит монета «вавилонского таланта», имеющая вид гирьки. Неспроста, считает ученый, и первые единицы мер были обозначены как самые явные для человека понятия – фут, сажень и т.д.
  • М.Мосса – происхождение денег обусловлено ритуальной ролью или магической сутью, когда эти заменители являются по своему содержанию определенным талисманами.

Свою теорию денег в буржуазном обществе  выдвинул и Г.Зиммель. Ученый настаивал на том, что их сила и значение в этом случае напрямую зависит от объема культурных функций, которые они намереваются или могут исполнять. По своей сути такая ценностная культурная позиция денег возникает не в эпоху всеобщей глобализации, как принято понимать, а как раз со времени появления буржуазии, которая и пытается утвердить именно количественную характеристику денег как главную, в отличие от ее качественной (ценностной) составляющей.

Общий же исторический ход развития сущности денег может быть представлен в виде следующей схемы:

  • Формации, существовавшие ДО капитализма – деньги определяют отношения в таких культурах исключительно между «производителями» имеющихся товаров
  • Формация капитализма (домонопольная) – деньги фиксируют отношения между обществом и производителем
  • Монопольный капитализм – отношения между мировым рынком и производителем

Мы видим, что в последней своей позиции сам человек исключен из сферы этих отношений. А деньги становятся критерием оценки как  собственно его самого, так и сфер и образа его жизни, ранее имевших совсем иные критерии оценивания.

Деньги и демократия

Это ключевая позиция по изучению данного феномена. В демократичном обществе деньги становятся самым настоящим общественным институтом.

Это «инструмент» социального равенства, который создает «правильные критерии» ценностей. Человек обесценен как индивид, личностью его делает владение деньгами, а не индивидуальные возможности или достижения.

Так, статус:

  • писателя, художника определяется его гонорарами,
  • врача – заработанными средствами, а не спасенными жизнями,
  • интеллектуального творца — оплаченными средствами, а не общественной пользой.

Предыдущая «схема» строения общества, где имелась элита с ее реальными героями, настоящими творцами и массой (без оных) отмирает. Ей на смену демократическая культура выводит безликую и одинаковую «толпу» с ее массовой культурой.

Изменяется и сама сущность денег в таком обществе, когда основным их значением для:

  • Человека становится знак их количества
  • Общества – функционирование как элемента и части всей экономики

Почему так происходит? Потому что любая оценка выводит определенную иерархию, в которой что-то определяется как лучшее, что-то как посредственное (т.е. качественная позиция). Количественное же оценивание действует по-другому. Нет хорошего или плохого, есть большее или меньшее.

Смотрите нашу презентацию по теме:

Отсюда возникает следующая дилемма культурологического плана. Что определяет само отношение человека к деньгам? Для традиционных обществ формированием такого отношения занималась культура. Сегодня общество с уже имеющимся «демократическим» (уравнительным) отношением к деньгам задает тон самой культуре.

Например,

  • произведения создаются, ориентированными на массового зрителя (деньги определяют культуру)
  • многочисленные боевики и мелодрамы формируют массовый «вкус» зрителя (культура определяет будущего хозяина денег)

Разумеется, нами представлен неполный анализ такого современного феномена культуры как деньги, а лишь обозначены его, на наш взгляд, основные культурологические «контуры».

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Феномены современной культуры с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий