Понятие глобализации и теоретическое определение её сущности – это дело минувшего 20 века, точнее его 80-х гг. Тогда уже это явление было названо в теории мировой тенденцией, которая полномасштабно включала в себя:
- Экономическую
- Культурную
- И что особенно значимо – информационную составляющую
Уже тогда была сформулирована нивелирующая (т.е. стирающая или понижающая) роль глобализации для национальных и самобытных локальных культур мира.
Основные процессы глобализации
К основным таким процессам принято относить следующие фундаментальные явления:
1. Увеличение количества мировых транснациональных корпораций, действие которых распространяется, в первую очередь, в секторах производства массовых товаров и услуг.
Как следствие, и рост их объемов и расширение рынков.
Почему?
При подобном развитии происходит неизбежная стандартизация всего того, что «модно», «принято» или «рекомендуется» использовать. Наша жизнь унифицируется и в элементах быта, и в самом образе жизни. Это, в свою очередь, снижает панораму общего культурного разнообразия, существующего в различных сообществах. Разумеется, подобное пока происходит лишь на материальном уровне массовой бытовой культуры Напр., фаст фуды, формы досуга, зоны «модных тусовок» и проч.
Однако появляющиеся предложения активно расширяются до:
- Модной архитектуры и дизайна
- Кулинарии, включая её предметы
- Одежды, атрибутов гигиены и проч.
- Косметических мероприятий
- Туристических маршрутов
Сюда же присовокупим проблемы изменения пола и всё с ними связанное.
Можно говорить об очевидной «экспансии» в человеческую повседневность, а также о покушении на сознание и подсознание, о влиянии на мировоззрение, идеологию, нравы, оценочные и иные предпочтения.
По такой же схеме осуществляется и раскручивание:
- нового «искусства» и его деятелей,
- оригинальных философских и эзотерических доктрин, учений и проч.
- «бунтов» или «взрывов» в традиционной религиозности.
Критериями «успешности» данных услуг или товаров будут являться их соответствие моде или образцам различной для разных сословий социальной престижности.
Механизмами проведения этих процессов глобализации могут быть названы, в том числе, и действия, и роль СМИ, которые, в свою очередь, также могут быть представлены медиакопорациями транснациональных уровней. Здесь решающими становятся рекламные доходы, которые и формируют большую часть бюджета данных СМИ.
2. Рост информационной экспансии (за счёт создания глобального инфопространства – интернет, космические ретрансляторы и проч.).
Как?
Стороны, производящие информационные потоки так же, как и производители услуг, товаров, «вторгаются» в секторы интеллектуальных и гуманитарных локальных культур, по той же схеме нивелируя, унифицируя имеющиеся в них картины мира, образы жизни и их отражения в национальных культурах. То есть опять-таки понижается уровень разнообразия человечества.
Почему?
Поскольку понижение уровня культурного многообразия (значит, и традиционных, устойчивых форм реагирования на все условия жизни и их динамическое изменение) неизбежно приводит к снижению адаптационных механизмов и потенциала человека. Что, в свою очередь, минимизирует эффект негэнтропийности, который поддерживается и предлагается именно культурным разнообразием.
Современная глобализация культуры
Итак, процессы глобализации затрагивают экономическую и информационно-идеологическую составляющую жизни мирового сообщества, не относящегося к западной цивилизационной модели.
Культурная экспансия при таком подходе не становится какой-либо самоцелью, но она происходит на уровне сопровождающего эти процессы эффекта.
Когда:
- Этим сообществам навязываются модели политических конфигураций и устройств
- Активно проникают и довлеют на мировом инфорынке исключительно западные СМИ
Проблемы глобализации в культуре в таком случае выражаются в:
- Переориентации на предлагаемый образ жизни, систему ценностей этой цивилизации
- Принятии соответствующих этой модели западной цивилизации форм устройств социальных, политических механизмов и их регуляции
Глобализация в Западной Европе
И сама Европа подвержена автономной глобализации, подтверждение тому – очевидные процессы сближения в экономиках, политических и информационных позициях западноевропейских стран. Наблюдается такое же сближение и на культурных уровнях, напр., общеевропейская образовательная система, болонские соглашения, «культурный» туризм и проч.
Россия и страны её окружения также участвуют в процессах глобализации, не столько по экономическим параметрам, сколько по идеологии, информации и культуре. Также успешно внедряется стандарт западного образа жизни, стандарт работы СМИ, формируется массовая культура, осуществлен переход к болонской системе образования.
Смотрите презентацию по этой теме:
Особенности современной глобализации
Отличает современные процессы глобализации не применение насильственных мер по культурной ассимиляции. Все происходит средствами идеологического («мягкого») понуждения, которое, к тому же, может быть и тщательно закамуфлировано.
Иными словами, она действует оттеснением локальных культур в сферы приватной жизни, не выкорчевывая их окончательно. А в масштабах ценностной, социальной престижности и значимости, политических конфигураций, профессиональной атрибутики и проч., тем не менее, осуществляется диктат все тех же западных стандартов.