Глобализация — процессы, проблемы и особенности

Понятие глобализации и теоретическое определение её сущности  — это дело минувшего 20 века, точнее его 80-х гг. Тогда уже это явление было названо в теории мировой тенденцией, которая полномасштабно включала в себя:

  • Экономическую
  • Культурную
  • И что особенно значимо – информационную составляющую

Уже тогда была сформулирована нивелирующая (т.е. стирающая или понижающая) роль глобализации для  национальных и самобытных локальных культур мира.

Основные процессы глобализации

К основным таким процессам принято относить следующие фундаментальные явления:

                    1. Увеличение количества мировых транснациональных корпораций, действие которых распространяется, в первую очередь, в секторах производства массовых товаров и услуг.

Как следствие, и рост их объемов и расширение рынков.

Почему?

При подобном развитии происходит неизбежная стандартизация всего того, что «модно», «принято» или «рекомендуется» использовать.  Наша жизнь унифицируется и в элементах быта, и в самом образе жизни. Это, в свою очередь, снижает панораму общего культурного разнообразия, существующего в различных сообществах. Разумеется, подобное пока происходит лишь на материальном уровне массовой бытовой культуры Напр., фаст фуды, формы досуга, зоны «модных тусовок» и проч.

Однако появляющиеся предложения активно расширяются до:

  • Модной архитектуры и дизайна
  • Кулинарии, включая её предметы
  • Одежды, атрибутов гигиены и проч.
  • Косметических мероприятий
  • Туристических маршрутов

Сюда же присовокупим проблемы изменения пола и всё с ними связанное.

Можно говорить об очевидной «экспансии» в человеческую повседневность, а также о покушении на сознание и подсознание,  о влиянии на мировоззрение, идеологию, нравы, оценочные и иные предпочтения.

По такой же схеме осуществляется и раскручивание:

  • нового «искусства» и его деятелей,
  • оригинальных философских и эзотерических доктрин, учений и проч.
  • «бунтов» или «взрывов» в традиционной религиозности.

Критериями «успешности» данных услуг или товаров будут являться их соответствие моде или образцам различной для разных сословий социальной престижности.

Механизмами проведения этих процессов глобализации могут быть названы, в том числе, и действия, и роль СМИ, которые, в свою очередь, также могут быть представлены медиакопорациями транснациональных уровней. Здесь решающими становятся рекламные доходы, которые и формируют большую часть бюджета данных СМИ.

  2. Рост информационной экспансии (за счёт создания глобального инфопространства – интернет, космические ретрансляторы и проч.).

Как?

Стороны, производящие информационные потоки так же,  как и производители услуг, товаров, «вторгаются» в секторы интеллектуальных и гуманитарных локальных культур,  по той же схеме нивелируя, унифицируя имеющиеся в них картины мира, образы жизни и их отражения в национальных культурах. То есть опять-таки понижается уровень разнообразия человечества.

Почему?

Поскольку понижение уровня культурного многообразия (значит, и традиционных, устойчивых форм реагирования на все условия жизни  и их динамическое изменение) неизбежно приводит к снижению адаптационных механизмов и потенциала человека. Что, в свою очередь, минимизирует эффект негэнтропийности, который поддерживается и предлагается именно культурным разнообразием.

Современная глобализация культуры

Итак, процессы глобализации затрагивают экономическую и информационно-идеологическую составляющую жизни мирового сообщества, не относящегося к западной цивилизационной модели.

Культурная экспансия при таком подходе не становится какой-либо самоцелью, но она происходит на уровне сопровождающего эти процессы эффекта.

Когда:

  • Этим сообществам навязываются модели политических конфигураций и устройств
  • Активно проникают и довлеют на мировом инфорынке исключительно западные СМИ

Проблемы глобализации в культуре в таком случае выражаются в:

  • Переориентации на предлагаемый образ жизни, систему ценностей этой цивилизации
  • Принятии соответствующих этой модели западной цивилизации форм устройств социальных, политических механизмов и их регуляции

Глобализация в Западной Европе

И сама Европа подвержена автономной глобализации, подтверждение тому — очевидные процессы сближения в экономиках, политических и информационных позициях западноевропейских стран. Наблюдается такое же сближение  и на культурных уровнях, напр., общеевропейская образовательная система, болонские соглашения, «культурный» туризм и проч.

Россия и страны её окружения также участвуют в процессах глобализации, не столько по экономическим параметрам, сколько по идеологии, информации и культуре. Также успешно внедряется стандарт западного образа жизни, стандарт работы СМИ, формируется массовая культура, осуществлен переход к болонской системе образования.

Смотрите презентацию по этой теме:

Особенности современной глобализации

Отличает современные процессы глобализации не применение насильственных мер по культурной ассимиляции. Все происходит средствами идеологического («мягкого») понуждения, которое, к тому же, может быть и тщательно закамуфлировано.

Иными словами, она действует оттеснением локальных культур в сферы приватной жизни, не выкорчевывая их окончательно. А в масштабах ценностной, социальной престижности и значимости, политических конфигураций, профессиональной атрибутики и проч., тем не менее,  осуществляется диктат все тех же западных стандартов.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Теория культуры. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.