Феномен вестернизации — что это такое?

Вестернизация —  процесс уподобления различных обществ западному типу общества, более того, вестернизация признана одним из вариантов распространения именно западных норм и форм культуры или глобализации.

В морфологическом понимании истории этот процесс выглядит как рост числа явлений, сходных с западными,  то есть рост числа аналогий и гомологий.

Вестернизация по своей сути может быть:

  • Поверхностной – с сохранением традиционного ядра культуры и общественного устройства (вестернизация Японии и Китая),
  • Глубокой, связанной с уподоблением обществу западного типа (вестернизация Германии).

Важно заметить, что почти во всех случаях вестернизации она является более или менее поверхностной, что связано с самыми общими закономерностями развития сложных систем, в том числе и таких, как система любого общества. В любом процессе заимствования и уподобления она сохраняет преемственность, а значит, большое количество существенных сходств с предыдущим состоянием. Если же преемственность не сохраняется, следует говорить о гибели прежней системы, гибели общества данного типа, и о появлении на его месте нового общества. Таков пример глубокой вестернизации североамериканских индейцев.

О теории и «истории» вестернизации

Теория вестернизации была разработана в связи с развитием Японии в XIX-XX вв. Однако в дальнейшем выяснилось, что заимствование западного образа жизни и приспособление к западным технологиям имеют значительно более широкое распространение. Япония дает  пример успешной вестернизации, но были и другие примеры — вестернизации когда-то подверглась Франция (в слабой, по сравнению с Японией, степени), затем Германия — также весьма неотчетливо, и, наконец, Россия. Ситуация «восточная страна перед волной вестернизации» повторялась много раз. Можно найти примеры изоляции, которые демонстрируют глубокие и неожиданные сходства. Так, Византия XI- XII вв. замкнулась перед «Западом», как и Япония XVI-XVIII вв. В Византии «изоляционизм» выражен несколько слабее, поскольку сам Запад был еще не вполне вестернизован, да и традиционные (а также географические) связи с «Западом» у Византии были не в пример сильнее, чем у Японии.

Приведем общую схему вестернизации, как она выглядит на примере Японии или Китая:

  • политика изоляции от вестернизующего влияния чужой культуры;
  • попытка заимствовать вооружения, не изменяя основной тип культуры;
  • поражение в военном конфликте;
  • реформы в политике и экономике по западному образцу, достаточно поверхностные по своему характеру;
  • милитаризация политики и экономики, образование тоталитарного государства с националистическими лозунгами
  • медленное преобразование к менее тоталитарному режиму.

Вестернизация не ограничивается поверхностным заимствованием техники, она включает широкий спектр реакций реагирующей системы на сильное внешнее воздействие. Специфика процесса вестернизации определяется, в первую очередь, не характером западного влияния, а особенностями страны или региона, претерпевающего данное воздействие. Результат вестернизации в большей степени связан с предшествующими стадиями развития вестернизуемой страны, чем с предметной областью заимствований.

Таким образом, вестернизация представляет собой сильное стрессовое воздействие на историю и культуру страны, но если ситуация не заканчивается гибелью культуры, то всегда можно утверждать, что вестернизованная страна сильнее связана преемственными связями со своим довестернизационным прошлым, чем с теми регионами, откуда она получила заряд западной культуры. Поэтому число вариантов вестернизации определяется типами  культур в гораздо большей степени, чем случайными удачами и неудачами на пути самой вестернизации.

Характеризуя процессы вестернизации, можно отметить, что вестернизация идет волнами по мере развития западного общества. В целом, последующие волны вестернизации углубляют этот процесс, общества становятся все более сходными, но это вовсе не общий закон, и процессы этого рода не аддитивны — иногда встречаются весьма сложные взаимодействия результатов различных этапов вестернизации. Примером такой сложной многоэтапной вестернизации является история России.

Ядро западных стран, которое служит образцом при вестернизации, постепенно расширяется. Когда-то единственной (в Новое время) «западной» страной была Англия, вскоре к ней присоединилась Франция, затем Германия и многие другие страны Европы. В дальнейшем уже вся западная Европа целиком выступала в качестве образца при вестернизации,  и процесс уподобления той или иной европейской стране проходил сравнительно легко: так, Япония сначала подражала Голландии, затем — Франции, потом – Англии и Германии, и наконец — США. США образовались при переносе общества западного типа на место погибших местных обществ, то есть  посредством завоевания, а Россия дала первый пример вестернизации крупного общества, устроенного изначально не по типу западноевропейских обществ.

Восток как противодействие вестернизации

Вестернизация является весьма сложным процессом.

  • С одной стороны, вестернизующие влияния в подвергающихся им регионах вызывают противодействие, определенную реакцию, которая стремится избавиться от результатов этого процесса.
  • С другой стороны, каждая вестернизация сопровождается ориентализацией Запада, обратным влиянием культуры Востока на Западе.

Сильнейшее влияние Востока, являющееся противодействием вестернизации, делает процесс исторического развития значительно сложнее, чем простая логическая схема, но не препятствует самому факту развития. Запад с XVIII, XIX вв. «затоплен» китайскими, тибетскими, японскими влияниями (йога, дзен-буддизм, восточное искусство), а в  условиях современности более масштабными феноменами  «размывания» —     например, массовая эмиграция на Запад из стран Востока, создание на Западе анклавов чужеродного населения и в связи с этим встающие проблемы образования. Многие страны Запада (Швейцария, Швеция и некоторые другие) тратят немалую долю бюджета на «вестернизацию» осевших в этих странах наемных рабочих и служащих — турок, сербов, выходцев из мусульманских стран Африки. Иногда в этой связи у западных культурологов возникают даже пессимистические прогнозы о том, что Запад «задохнется», что западная культура погибнет, чрезмерно «разбавленная» иммигрантам, «западная культура сейчас в значительной степени погребена под напластованиями восточных слоев». Это далеко не безобидный и не безболезненный для западной культуры процесс, тем не менее, не делает Запад Востоком. 

Вестернизация как форма модернизации 

 По мнению экспертов-культурологов, современный мир отличает огромное взаимовлияние культур и формирование относительно «общих» для большинства из них ценностей, норм, форм культуры. Такие процессы выступают неким вариантом культурной универсализации в ситуациях современной модернизации, предусматривающей резкое обновление/смену по образцу новых форм и ценностей имеющейся локальной культуры.

Кроме того,  в процессы модернизации включены:

  • Аккультурация,

предполагающая полное или частичное взаимодействие/взаимопоглащение культур. Причём такой восприятие чужой культуры может реализовываться как добровольно так и быть навязанным. Преимущественно, более развитая культура становится «победителем»  в таких отношениях. Аккультурация может нести здесь смену и даже замену представленных культурных кодов противоположными и разрушать имеющиеся культурные принципы.

  • Вестернизация,

рассматриваемая именно действиями целенаправленного навязывания западной  (особо – амер.) культуры под «видом» требований моды и ведущей к возможной утрате имеющейся культурной самобытности (в том числе — традиции, нравы, обычаи) и, как следствие,  даже к возможному  социальному протесту

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Феномены современной культуры с метками , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий