Мода как феномен – характеристика, черты и функции

Понимание моды как феномена социальной культуры (и не только) необходимо требует теоретического разграничения сходных  с ним понятий и обозначений, как-то:

  • Одежды – как конкретизации форм изделий
  • Костюма – как системы определенного подбора предметов этой одежды с четким определением целеназначения (напр., деловой, вечерний, учебный и проч.)

Сама же мода определяется

«мерой, способом, правилом или господством в определенное время различных внешних форм, преимущественно, разумеется, в одежде, но и в быту также».

Мода как социокультурный феномен (сферы и смыслы)

За модой закреплено право отражать некоторые духовные идеалы некоторых социальных групп в конкретных объектах.

Причём, если обычаи или традиции, так или иначе, выражают нормированные аспекты внешнего вида, поведения и т.п., то мода характеризуется избирательной  «свободой» следования (или подражания)  в создании «Я»-образов.

Сегодня мода полноценно представлена:

Также на первом плане в истории развития и характеристики феномена моды рассматриваются не влияния стилей, предпочтения  элиты, религиозных или иных верований (что было актуальным в предыдущие периоды), а категории, относящиеся к стратификации (сословности) общества, а именно:

  • Социального назначения одежды
  • Её массовость или элитарность
  • Формирующего влияние на новые образы мужественности или женственности

Можно утверждать также, что глобализация культуры автоматически формирует и тенденции так называемого мирового образа моды.

История возникновения моды

Мода появляется в культуре значительно позже, нежели ее главные «выразители»:

  • Средство – одежда
  • Способ – костюм

Исторический период возникновения моды – «датируется» поздним средневековьем, однако её влияние вплоть до 19 в. распространялось лишь на ограниченную часть социума – ей были подвержены до 10% европейского населения – августейшие особы и их приближение плюс аристократическая прослойка.

Для большинства был  предпочтителен традиционный, а значит, мало изменяющийся веками способ одежды, строго соответствующий:

  • Социальному, семейному положению
  • Профессиональной принадлежности
  • И даже месту обитания или жительства

Иными словами, положению, когда костюм соответствует принципу:

 «Я выгляжу так, кто я есть»

Развитие мода получает, когда в обществе начинается реализовываться уже другой принцип:

«Я выгляжу или одеваюсь так, кем предпочитаю казаться»

Так уже с 17 в. в прокат начинают отдавать модные платья, что позволяет «стирать» существующие нормативно-, традиционно-, сословные и иные барьеры представления себя миру.

Характеристики моды – черты и функции

 Характеристику моды как социокультурного феномена отличает присутствие в нем черт:

  • Демонстративности (нет зрителей, нет моды)
  • Целезназначения или обусловленности (одежда как собственная представленность и как идентификация «свой-чужой»)
  • Изменчивости (постоянная подвижность «незастывающей» в своих образцах моды)
  • Современности (здесь без пояснений, и так ясно)
  • Игры, состязательности («Я самый модный!», «а я  – моднее»)
  • Подражания (копирование избранных образцов)
  • Притворство (желание «казаться»)

По классификации амер. социолога Г. Блюмера мода реализует в обществе функции:

  • Игры, каприза, фантазии
  • Возможности избегнуть тирании или давления обычая
  • Формы санкционированного риска
  • Свободной демонстрации «Я»
  • Явленности прикрытого сексуального интереса
  • Четкой отграниченности элитарности
  • Средства поддельной внешней идентификации для низких страт с повышением собственной статусности

Развитие моды – изучаем тенденции 

По мнению исследователя А.Б.Гофмана, для  развития моды характерны проявления двух основных тенденций её изменения:

  • Инновационная

Когда изменение касается обновления и самих предметов или вещей, и способов их ношения или пользования, и появления собственно новых образов. Эти процессы реализуются посредством:

  1. актуализации определенных традиций
  2. заимствования или реформирования отдельных образцов
  3. изобретений (новые  формы кроя, фурнитуры, материалов)
  •  Циклическая

Когда изменение осуществляется в смене  стандартов моды (напр., широкое-узкое –зауженное, мини – среднее- макси и проч.).

Наша презентация

Экспертная аналитика модных тенденций всегда обращена к рассмотрению изменений составляющих современного костюма, как-то:

  • Силуэт,
  • Пропорции частей
  • Колористика
  • Фактурность
  • Аксессуары
  • Атрибутивность и проч.

Учитываются также сочетания обуви, прически, макияжа, уровней мужественности или женственности, соответствие стиля костюма ситуации его ношения  и т.д.

Мода, таким образом, относится к процессам, формирующим массовое поведение, для неё характерна «экспансия» и новых групп или слоев и новых территорий. Смена или ускорение процессов моды осуществляется по кругу: новые субъекты включаются в цикл, принимают новые тенденции, происходит сближение разных социальных страт, а затем реализуется «отталкивание», и мода вынуждена выходить на следующий виток своей новизны, и что очень важно – новой недоступности.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Феномены современной культуры. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.