Понимание моды как феномена социальной культуры (и не только) необходимо требует теоретического разграничения сходных с ним понятий и обозначений, как-то:
- Одежды – как конкретизации форм изделий
- Костюма – как системы определенного подбора предметов этой одежды с четким определением целеназначения (напр., деловой, вечерний, учебный и проч.)
Сама же мода определяется
«мерой, способом, правилом или господством в определенное время различных внешних форм, преимущественно, разумеется, в одежде, но и в быту также».
Мода как социокультурный феномен (сферы и смыслы)
За модой закреплено право отражать некоторые духовные идеалы некоторых социальных групп в конкретных объектах.
Причём, если обычаи или традиции, так или иначе, выражают нормированные аспекты внешнего вида, поведения и т.п., то мода характеризуется избирательной «свободой» следования (или подражания) в создании «Я»-образов.
Сегодня мода полноценно представлена:
- Искусством
- Бизнесом
- Индустрией
- Способом манипулирования социумом
Также на первом плане в истории развития и характеристики феномена моды рассматриваются не влияния стилей, предпочтения элиты, религиозных или иных верований (что было актуальным в предыдущие периоды), а категории, относящиеся к стратификации (сословности) общества, а именно:
- Социального назначения одежды
- Её массовость или элитарность
- Формирующего влияние на новые образы мужественности или женственности
Можно утверждать также, что глобализация культуры автоматически формирует и тенденции так называемого мирового образа моды.
История возникновения моды
Мода появляется в культуре значительно позже, нежели ее главные «выразители»:
- Средство – одежда
- Способ – костюм
Исторический период возникновения моды – «датируется» поздним средневековьем, однако её влияние вплоть до 19 в. распространялось лишь на ограниченную часть социума – ей были подвержены до 10% европейского населения – августейшие особы и их приближение плюс аристократическая прослойка.
Для большинства был предпочтителен традиционный, а значит, мало изменяющийся веками способ одежды, строго соответствующий:
- Социальному, семейному положению
- Профессиональной принадлежности
- И даже месту обитания или жительства
Иными словами, положению, когда костюм соответствует принципу:
«Я выгляжу так, кто я есть»
Развитие мода получает, когда в обществе начинается реализовываться уже другой принцип:
«Я выгляжу или одеваюсь так, кем предпочитаю казаться»
Так уже с 17 в. в прокат начинают отдавать модные платья, что позволяет «стирать» существующие нормативно-, традиционно-, сословные и иные барьеры представления себя миру.
Характеристики моды – черты и функции
Характеристику моды как социокультурного феномена отличает присутствие в нем черт:
- Демонстративности (нет зрителей, нет моды)
- Целезназначения или обусловленности (одежда как собственная представленность и как идентификация «свой-чужой»)
- Изменчивости (постоянная подвижность «незастывающей» в своих образцах моды)
- Современности (здесь без пояснений, и так ясно)
- Игры, состязательности («Я самый модный!», «а я – моднее»)
- Подражания (копирование избранных образцов)
- Притворство (желание «казаться»)
По классификации амер. социолога Г. Блюмера мода реализует в обществе функции:
- Игры, каприза, фантазии
- Возможности избегнуть тирании или давления обычая
- Формы санкционированного риска
- Свободной демонстрации «Я»
- Явленности прикрытого сексуального интереса
- Четкой отграниченности элитарности
- Средства поддельной внешней идентификации для низких страт с повышением собственной статусности
Развитие моды – изучаем тенденции
По мнению исследователя А.Б.Гофмана, для развития моды характерны проявления двух основных тенденций её изменения:
- Инновационная
Когда изменение касается обновления и самих предметов или вещей, и способов их ношения или пользования, и появления собственно новых образов. Эти процессы реализуются посредством:
- актуализации определенных традиций
- заимствования или реформирования отдельных образцов
- изобретений (новые формы кроя, фурнитуры, материалов)
- Циклическая
Когда изменение осуществляется в смене стандартов моды (напр., широкое-узкое –зауженное, мини – среднее- макси и проч.).
Наша презентация
Экспертная аналитика модных тенденций всегда обращена к рассмотрению изменений составляющих современного костюма, как-то:
- Силуэт,
- Пропорции частей
- Колористика
- Фактурность
- Аксессуары
- Атрибутивность и проч.
Учитываются также сочетания обуви, прически, макияжа, уровней мужественности или женственности, соответствие стиля костюма ситуации его ношения и т.д.
Мода, таким образом, относится к процессам, формирующим массовое поведение, для неё характерна «экспансия» и новых групп или слоев и новых территорий. Смена или ускорение процессов моды осуществляется по кругу: новые субъекты включаются в цикл, принимают новые тенденции, происходит сближение разных социальных страт, а затем реализуется «отталкивание», и мода вынуждена выходить на следующий виток своей новизны, и что очень важно – новой недоступности.