Искусство, по определению, является формой или специализированной сферой культуры, в функциональные задачи которой входит интеллектуально-чувственное отображение бытия в художественных образах.
Сущность и формы искусства
Иными словами, основание искусства – это художественное творчество, обладающее следующими специфическими характеристиками:
- Высочайший уровень исполнения
- Творчески-инновативный метод реализации
- Присутствие ярко выраженных уникальных черт
- Наличие неповторимого авторского почерка
Художественное творчество является «механизмом»:
- Особого способа познания мира и человека
- Аккумуляции (средоточения, сбора) такого знания и социального опыта (особенно нравственного и духовного аспектов человеческого взаимодействия)
- Возникновения и селекции (отбора) специфических установок ценностей и их актуализации и опредмечивания в образах и произведениях (преобразование мира по законам красоты)
Образ в искусстве – виды и формы
Форма мышления в искусстве – это образ, который может быть построен на имитации:
- Вербальной
- Звуковой
- Изобразительной
- Пластической
всех явлений, процессов, ощущений, коллизий, которые либо наблюдаемы, либо представляемы.
Цель искусства состоит в проектировании определенных образцов-эталонов поведения и сознания для дидактического воздействия (понимание эпохи Просвещения) и стимулирования соответствующей социальной практики с позиций этих эталонов.
В отличие от научного способа познания, который расчленяет для аналитики мир на отдельные части, художественная сфера идет по пути целостного и синтезированного отображения с помощью создания некоторых комплексных моделей, где расставляются установленные акценты противопоставления «добра и зла» (того, что способствует объединения и пониманию, – тому, что разобщает и разрушает).
Слитность и единство характеризует также и художественный образ. В нем непременно присутствует выражение и мыслей, и чувств автора, без нарочитого преобладания одной из этих форм. Искусство не может и не должно сводиться лишь к выражению эмоций, оно должно включать в себя и деятельность мысли.
Как писал М.С.Каган:
«эмоциональные реакции свойственны и животным, однако пение птиц не становится музыкой, а прыжки обезьяны – танцем, потому что у животных нет сознания, мышления…»
Типы и функции искусства
К формам существования искусства относят:
- Пространственные типы (архитектура, живопись, скульптура и т.д.)
- Временные типы (литература, музыка)
- Пространственно-временные (балет, кино, театр)
Ту область культуры, где происходит реализация, обеспечение и существование художественного творчества, принято называть художественной культурой. Таким образом, она – эта структура определенных подсистем, а именно:
- Само художественное творчество (групповое или индивидуальное)
- Организационная инфраструктура (объединения, ассоциации по реализации продукции и размещению заказов)
- Материальная инфраструктура (демонстрационные или производственные площадки)
- Художественное образование, включая повышение квалификационного уровня
- Рефлексия результатов и процессов (пресса, критика и т.д.)
- Эстетическое просвещение и воспитание
- Реставрация и сохранение наследия
- Организация художественной самодеятельности населения
- Государственная политика в соответствующей области
Изучением искусства занимаются:
- Эстетика
- Философия
- Искусствоведение
Основные ракурсы изучения искусства:
- Историко-хронологический
- Художественно-технологический
- Формально-стилевой
- Генетический
Функции искусства в первую очередь связаны с его социокультурными задачами, которые включают в себя:
- Нравственное осмысление и обобщение социально-практического опыта людей и формирование образцов-эталонов для желаемого поведения и образов сознания, которые воплощаются в художественных произведениях
- Проблемы инкультурации и социализации личности, т.е. введение человека в актуальную для данного сообщества систему ценностей, освоение моделей поведения и т.д.
- Вопросы проектирования среды обитания человека в ее пространственном, интеллектуальном, декоративном, эмоциональном и проч. измерениях
История возникновения искусства и художественной деятельности
Российский академик РАН А.Я.Флиер отмечает, что искусство (как творчество и мастерство) и художественная деятельность (как генерация ценностей в образном выражении) имеют различный генезис (возникновение и развитие).
Так, художественная деятельность появилась в верхнем палеолите в качестве элемента магической, ритуальной практики, где фиксировались значимые сущности или формы поведения (этикетные церемонии, навыки практической деятельности), которые затем могли превращаться в обряд. Историки отмечают, что такая художественная деятельность почти до конца Средневековья занималась «обслуживанием» иных функций – религиозных, политических, образовательных, а как самостоятельная сфера оформилась лишь к Новому времени.
Искусство как специфическая деятельность возникло из ремесла в период становления городских цивилизаций (4-3 тыс. до н.э.) с появлением:
- новой категории – социальная престижность,
- а также людей (заказчиков), которые из-за соображений этой самой престижности готовы были оплачивать изготовление предметов потребления, отличающихся иным (высоким) качеством, красотой и прочими характеристиками уникальности, включая авторский стиль или манеру.
Таким образом, история искусства в том виде синтеза художественного образа и мастерства (ремесла), который мы имеем в современном понимании, отображает процесс медленного сближения и слияния этих двух форм.
Механизмы существования искусства
Несмотря на свою главную особенность (инновативно-творческий подход), искусство, тем не менее, является жестко нормативной и регулируемой сферой человеческой деятельности, на которую существенно влияют:
- Эстетические предпочтения источников «заказов», включая художественную моду
- Рынок спроса на определенные категории жанров, исполнителей или авторов
- Внутренние профессиональные параметры мастерства и качества, технологии работ и принципы формирования образов (традиции)
- Философия искусства, которая формулирует его эстетику и т.д.
Его также отличает «консерватизм» по вопросам нравственного и социального содержания. Хотя эта сфера деятельности прочно связана с колебаниями «социальных заказов» общества на тот или иной вид художественной продукции, традиции привязанности ее к «вечным ценностям» остаются малоизменяемыми. Это связано, по мнению А.Я.Флиера, с устойчивостью главных антропологических и социальных интересов, а значит, и вытекающих отсюда нравственных проблем. Как подтверждение – бесконечное множество типовых фабул и одинаковых сюжетов, а также устойчивость определенных «вечных» образов.
Социальная стратификация искусства
Она также претерпела некоторые исторические изменения. Ее первоначальный вид – разделение на:
- Профессиональное
- Народное искусство
– был со временем расширен более узкими зонами художественной практики: религиозной, аристократической, детской, тюремной, военной и т.д. А с середины 19 века появляется совсем новый феномен массовой культуры, а с ними массовое искусство, когда упрощенное и схематическое содержание транслируется на профессиональном уровне мастерства, а смысл художественного образа сведен к минимуму (интеллектуальному и эстетическому) непритязательного пользователя.
Презентация темы:
Современность художественной культуры
Сегодня искусство и художественная практика являются высокодоходными отраслями и развитыми сферами в постиндустриальных странах. Между тем, ученые отмечают тенденции изменения принципов внутренней дифференцированности искусства – от социальной обусловленности к иерархии коммерческой рентабельности, причем, как в высоких, так и в низких жанрах.
В целом современную художественную культуру отличает:
- Отсутствие выраженных границ социальной стратифицированности художественных явлений
- Определенный уровень художественной эрудиции и приобщенность к национальным художественным ценностям большого количества потребителей
Эти качества современной культуры повышают эффективность социально-интегрирующей функции искусства в обществе.