Искусство как форма культуры

Искусство, по определению, является  формой  или специализированной сферой культуры, в функциональные задачи которой входит интеллектуально-чувственное отображение бытия в художественных образах.

Сущность и формы искусства

Иными словами, основание искусства – это художественное творчество, обладающее следующими специфическими характеристиками:

  • Высочайший уровень исполнения
  • Творчески-инновативный метод реализации
  • Присутствие ярко выраженных уникальных черт
  • Наличие неповторимого авторского почерка

Художественное творчество является «механизмом»:

  • Особого способа познания мира и человека
  • Аккумуляции (средоточения, сбора) такого знания и  социального опыта (особенно нравственного и духовного аспектов человеческого взаимодействия)
  • Возникновения и селекции (отбора) специфических установок ценностей и их актуализации и опредмечивания в образах и произведениях (преобразование мира по законам красоты)

Образ в искусстве – виды и формы

Форма мышления в искусстве – это образ, который может быть построен на имитации:

  • Вербальной
  • Звуковой
  • Изобразительной
  • Пластической

всех явлений, процессов, ощущений, коллизий, которые либо наблюдаемы, либо представляемы.

Цель искусства состоит в проектировании определенных образцов-эталонов поведения и сознания для дидактического воздействия (понимание эпохи Просвещения) и стимулирования соответствующей социальной практики с позиций этих эталонов.

В отличие от научного способа познания, который расчленяет  для аналитики мир на отдельные части, художественная сфера идет по пути целостного и синтезированного отображения с помощью создания некоторых комплексных моделей, где расставляются установленные акценты противопоставления «добра и зла» (того, что способствует объединения и пониманию, – тому, что разобщает и разрушает).

Слитность и единство характеризует также и художественный образ. В нем непременно присутствует выражение и мыслей, и чувств автора, без нарочитого преобладания одной из этих форм. Искусство не может и не должно сводиться лишь к выражению эмоций,  оно должно включать в себя и деятельность мысли.

Как писал М.С.Каган:

«эмоциональные реакции свойственны и животным, однако пение птиц не становится музыкой, а прыжки обезьяны – танцем, потому что у животных нет сознания, мышления…»

Типы и функции искусства

К формам существования искусства относят:

  • Пространственные типы (архитектура, живопись, скульптура и т.д.)
  • Временные типы (литература, музыка)
  • Пространственно-временные (балет, кино, театр)

Ту область культуры, где происходит реализация, обеспечение и существование художественного творчества, принято называть художественной культурой. Таким образом, она – эта структура определенных подсистем, а именно:

  • Само художественное творчество (групповое или индивидуальное)
  • Организационная инфраструктура (объединения, ассоциации по реализации продукции и размещению заказов)
  • Материальная инфраструктура (демонстрационные или производственные площадки)
  • Художественное образование, включая повышение квалификационного уровня
  • Рефлексия результатов и процессов (пресса, критика и т.д.)
  • Эстетическое просвещение и воспитание
  • Реставрация и сохранение наследия
  • Организация художественной самодеятельности населения
  • Государственная политика в соответствующей области

Изучением искусства занимаются:

  •  Эстетика
  • Философия
  • Искусствоведение

Основные ракурсы изучения искусства:

  • Историко-хронологический
  • Художественно-технологический
  • Формально-стилевой
  • Генетический

Функции искусства в первую очередь связаны с его социокультурными задачами, которые включают в себя:

  • Нравственное осмысление и обобщение социально-практического опыта людей и формирование образцов-эталонов для желаемого поведения  и образов сознания, которые воплощаются в художественных произведениях
  • Проблемы инкультурации и социализации личности, т.е. введение человека в актуальную для данного сообщества систему ценностей, освоение моделей поведения и т.д.
  •  Вопросы проектирования среды обитания человека в ее пространственном, интеллектуальном, декоративном, эмоциональном и проч. измерениях

История возникновения искусства и художественной деятельности

Российский академик РАН А.Я.Флиер отмечает, что искусство (как творчество и мастерство) и художественная деятельность (как генерация ценностей в образном выражении) имеют различный генезис (возникновение и развитие).

Так, художественная деятельность появилась в верхнем палеолите в качестве элемента магической, ритуальной практики, где фиксировались значимые сущности или формы поведения (этикетные церемонии, навыки практической деятельности), которые затем могли превращаться в обряд. Историки отмечают, что такая художественная деятельность почти до конца Средневековья  занималась «обслуживанием» иных функций – религиозных, политических, образовательных, а как самостоятельная сфера оформилась лишь к Новому времени.

Искусство как специфическая деятельность возникло из ремесла в период становления городских цивилизаций (4-3 тыс. до н.э.) с  появлением:

  • новой категории – социальная престижность,
  • а также людей (заказчиков), которые из-за соображений этой самой престижности готовы были оплачивать изготовление предметов потребления, отличающихся иным (высоким) качеством, красотой и прочими характеристиками уникальности, включая авторский стиль или манеру.

Таким образом, история искусства в том виде синтеза художественного образа и мастерства (ремесла), который мы имеем в современном понимании, отображает процесс медленного сближения и слияния этих двух форм.

Механизмы существования искусства

Несмотря на свою главную особенность (инновативно-творческий подход), искусство, тем не менее, является жестко нормативной и регулируемой сферой человеческой деятельности, на которую существенно влияют:

  • Эстетические предпочтения источников «заказов», включая художественную моду
  • Рынок спроса на определенные категории жанров, исполнителей или авторов
  • Внутренние профессиональные параметры мастерства и качества, технологии работ и принципы формирования образов (традиции)
  • Философия искусства, которая формулирует его эстетику и т.д.

Его  также отличает «консерватизм» по вопросам нравственного и социального содержания. Хотя эта сфера деятельности прочно связана с колебаниями «социальных заказов» общества на тот или иной вид художественной продукции, традиции привязанности ее к  «вечным ценностям» остаются малоизменяемыми. Это связано, по мнению А.Я.Флиера, с устойчивостью главных антропологических и социальных интересов, а значит, и вытекающих отсюда нравственных проблем.  Как подтверждение – бесконечное множество типовых фабул и одинаковых сюжетов, а также устойчивость определенных «вечных» образов.

Социальная стратификация искусства

Она также претерпела некоторые исторические изменения. Ее первоначальный вид  – разделение на:

  • Профессиональное
  • Народное искусство

– был со временем расширен более узкими зонами художественной практики: религиозной,  аристократической, детской, тюремной, военной и т.д. А с середины 19 века появляется совсем новый феномен массовой культуры, а с ними массовое искусство, когда упрощенное и схематическое содержание транслируется на профессиональном уровне мастерства, а смысл художественного образа сведен к минимуму (интеллектуальному и эстетическому) непритязательного пользователя.

Презентация темы:

Современность художественной культуры

Сегодня искусство и художественная практика являются высокодоходными отраслями и развитыми сферами в постиндустриальных странах. Между тем, ученые отмечают тенденции изменения принципов внутренней дифференцированности искусства – от социальной обусловленности к иерархии коммерческой рентабельности, причем, как в высоких, так и в низких жанрах.

В целом современную художественную культуру отличает:

  • Отсутствие выраженных границ социальной стратифицированности художественных явлений
  • Определенный уровень художественной эрудиции и приобщенность к национальным художественным ценностям большого количества потребителей

Эти качества современной культуры повышают эффективность социально-интегрирующей функции искусства в обществе.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Теория культуры. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.