Обычаи, нравы как понятия культуры

Обычаи так же, как и нравы, относят к совокупности норм и стереотипов регулятивного характера жизни людей. Они же – и составляют их образ жизни. Разняться между собой эти понятия по следующим признакам.

1. Обычаи

  • Их действие распространяется преимущественно на практическую и поведенческую стороны жизни, в исключительных случаях обычаи могут затрагивать интеллектуальную или даже образную сферы. Хотя скрытая взаимосвязь между ними, разумеется, присутствует.
  • По сфере существования они связаны большей частью с частной жизнью, поскольку его стереотипы поведения и социальные «маски» как в публичной жизни, так и в деятельности, которые выходят из круга семейных или близко-родственных отношений, в основном, регулируются нормами соответствующих субкультур.

Структурировать все обычаи возможно по категориям, относящимся:

  • К жизнеобеспечению, пример —  домашняя медицина, домоустройство, интерьер, предпочтения кухни, одежды и проч.
  • К жизненному укладу, пример —  нормы воспитания, положение женщины, роли и функции в семье, отношение к родителям, приемлемые источники заработка и проч.
  • К внешним нормам отношений и коммуникаций, пример — соседство, гостеприимство, обязательства по отношениям с дальними или близкими родственниками, допустимый предел внешней свободы и проч.
  • К ритуалам и обрядам, пример —  праздники, рождение, похороны, свадьбы и проч.

Трансляция или передача опыта обычаев держится на механизме традиции и собственно является той самой «культурной политикой», которая реализуется не государственными институтами, а в рамках повседневного существования людей.

Обычаи присутствуют как эффективный социальный механизм и в разных «пост-»   обществах уровня приватной регуляции. Разумеется, результативность их влияния сильнее для более укоренных сословий. Так, в маргинальных группах их эффективность слабее.

Понятие обычая переплетено и часто смешивается с понятием нравов.

2.Нравы.

Понятие также относится к регулятивным инструментам, но в отличие от обычаев, направлено не столько на поведенческую практику людей, сколько на её моральную составляющую, т.е. обыденный уровень

  • Образов миропонимания
  • Ценностных ориентаций
  • Нравственности
  • Правил отношения и проч.

Нравы относят к обыденному изложению основ нравственности целой нации.

Систематизировать их по видам сложно. Как заметил академик А.Я.Флиер, они органичны именно своей внутренней упорядоченностью, которая носит подсознательный характер.

  • С одной стороны, они – это наиболее подвижные черты культуры (так же как мода)
  • С другой – нравы, естественно, очень жестко разделены по соответствующим статусным и социальным критериям.

Устойчивость различных нравов объясняется самим предметом соответствующего нравственного отношения. Так, традиционно устойчивые стандарты брака (верность, целомудрие и проч.) легко сосуществуют с изменчивыми нравами гостеприимства (чужеродец, иноверец и т.д.).

Наша презентация:

Нравы отличает также меньшая, чем у обычаев, социальная ответственность. Они характеризуют, скорее, оценку допустимости, приемлемости  различных проявлений или форм отношений, поведения в отдельных эпизодах, ситуациях. Разумеется, характеристика нравов зависит  и связана с преобладающими на рассматриваемый момент истории:

  • Развитием мировоззрения (рационалистического, религиозного, мифологического)
  • Степенью укоренения в народе традиций или их атавистических проявлений.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Теория культуры с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария: Обычаи, нравы как понятия культуры

  1. Junius говорит:

    Прав был Юнг, утверждая, что все культурные устои гнездятся не в сознании, а в генах. Сущность дефиниции коллективного бессознательного указывает на то, что ритуалы, нравы, этика — уже объединены в сознании новорожденного. Взрослея, он подстраивает их под себя, потому культура способна эволюционировать и вырождаться.

  2. Dora говорит:

    Я бы здесь добавила, что нравы разделены не только по статусным критериям, немаловажно, по возрастным. Каждому поколению присущи свои общие нравственные черты, вне зависимости от социального статуса. И здесь тоже возникает извечный вопрос: курица или яйцо? Общество делает «наше время»(от восклицания: «Вот в наше время… !» :)) или наоборот?

Добавить комментарий