Становление и развитие массового общества в России связано:
- с процессами развития индустриального и постиндустриального общества,
- процессами урбанизации, становления всеобщей грамотности населения,
- развитием средств массовой коммуникации, развитием информационных технологий, т.е. развития технических средств тиражирования и трансляции информации,
- улучшением материального положения среднего человека,
- размытости границ между классами общества, трансформации сословных обществ в национальные.
Несомненно, что проблема массового общества и массовой культуры актуальна и для современной России.
«Общество испытывает шок от столкновения с массовой культурой в ее западном, «вестернизированном», варианте» (Захаров А.В.)
Особенности и черты массового общество в России
Большинство современных российских исследователей считают точкой отсчета формирования массового общества и массовой культуры в России начало ХХ века.
Однако, доказывает А.В.Захаров, середина ХIХ века в России может быть охарактеризована как эпоха
«предчувствий и пророчеств»: массового общества в России не было, однако активно формировался оценочный взгляд на формирование массового общества Запада, взгляд резко отрицательный («Запад – массовая культура – мещанство»).
Далее же России пошла по западному пути формирования массового общества (конец ХIХ века):
- пореформенный промышленный подъем,
- строительство заводов и железных дорог,
- формирование единого рыночного пространства,
- рост капитала,
- появление массового промышленного производства и массового потребителя,
- процессы урбанизации.
Успешность становления массового общества, с точки зрения российского философа и политолога А.А.Кара-Мурзы («Новое «» варварство» как проблема российской цивилизации, М., 1995, С. 114-120), зависела от постепенного превращения культуры гражданского общества в общество массового потребления.
Специфика формирования российского массового общества заключается в том, что западный путь развития, начавшийся, как уже говорилось, в конце ХIХ – начале ХХ века, был трансформирован после Октябрьской революции 1917 года. Как пишет А.В.Захаров, « процессы «омассовления» в обществе развернулись на качественно и количественно новой основе» (Захаров, с. 84).
Остановимся на характеристике особенностей такого общество в нашей стране ХХ века, сформулированных А.В.Захаровым. Эта характеристика поможет нам описать их в России ХХI века:
- Массовое общество и массовая культура в России ХХ века ориентировались на потребности низшего класса. Тип массовой культуры, в отличие от Запада, был основан не на ценностях западного общества
(достаток, индивидуальный успех, комфорт, благополучие семьи, стабильность, порядок и др.), а на ценностях доиндустриального общества (уравнительное распределение, коллективизм, жертвенный аскетизм и др.).
- Советская элита – своеобразный эквивалент среднего класса в советском обществе – не играла той социальной роли, которую играет в массовом обществе средний класс.
- Начавшаяся в конце 20-х гг. индустриальная революция приближала советское общество к индустриально развитым странам.
- В советском обществе было создано своеобразное искусство PR – социальная технология управления массами.
А.В.Захаров делает вывод,
что в первой половине ХХ века в СССР «было создано массовое общество мобилизационного типа и соответствующая этому обществу массовая культура» (Указ.раб., с. 86).
Особо интересным ученому представляется период 60-70-х гг. ХХ века. В этот период сначала численность сельского и городского населения страны сравнялось, а затем доля городского населения стала больше. Было развернуто жилищное строительство, развивалось телевещание, в квартирах советских людей появилась бытовая техника, у некоторых собственные автомобили.
Как пишет А.В.Захаров,
«население становилось, с одной стороны, более автономным от коммунально-коллективной сферы, с другой стороны – более зависимым от рынка товаров массового потребления » (Указ.раб., с. 88).
Несмотря на то, что в эти годы было на разных уровнях много сказано о мещанстве и потребительстве, эти слова уже не находили прямого отклика у населения, которое все же в той или иной степени было ориентировано в жизни западного потребительского общества. Сравнения были не в пользу СССР.
Одной из причин падения советского режима Захаров видит в том, что «советский режим не смог найти достойного ответа на вызов новой культурной эпохи».(Указ.соч., с. 89).
Выявленные А.В.Захаровым особенности массового общества в СССР позволяют определить те узловые моменты, которые характерны для такого социума в современной России. Специфика современного исторического момента заключается в том, что современное состояние российского общества можно определить как общество переходного (смешанного) типа.
«С одной стороны, в массовом сознании продолжают действовать стереотипы, укоренившиеся за годы советской власти, а с другой – активно внедряются образцы потребительской, рыночной культуры, импортируемой с Запада» (Там же).
Можно сказать, что постсоветское пространство России может быть охарактеризовано как массовое общество, в котором перекрещивается множество болевых точек, создающих драматичность формирования современного массового типа западного образца.
- Во-первых, конфликт между советским и западными типами массового общества, о котором уже говорилось.
Этот конфликт включает в себя несколько болевых точек: конфликт между разными социальными группами, конфликт поколений (старшее поколение, часто живущее по образцам советского массового общества, и молодежь, принявшая образцы западные).
- Во-вторых, слабость рыночной экономики и сырьевая ее направленность, что создает контраст между различными социальными группами, между городом и деревней, между столицей и провинцией.
- В-третьих, своеобразие демократических перемен в России, отсутствие гражданского общества, специфика российских СМИ и реакция на их деятельность общества.
- В-четвертых, состояние десятилетней войны в Чечне и ее последствия для населения России.
- В-пятых,
« отсутствие внятного, общедоступного символического кода, аналогичного тому, что был создан в советское время» (Захаров А.В., с. 93).
- В-шестых, специфика традиционно российского соотношения власти и народа.
- В седьмых, специфика российского менталитета с его способностью, с одной стороны, воспринимать и творчески перерабатывать достижения других стран и народов, с другой стороны, настороженно-негативное отношение к «чужому» и «чужим» .
Все эти болевые точки так или иначе оказывают влияние на формирование массового общества в России, создавая неповторимый социокультурный контекст.