На рубеже XIX-XX века произошел невиданный взлет русской культуры. Обычно, слыша словосочетание «Серебряный век», вспоминают о литературе, в частности о поэзии Блока, Брюсова, Гумилева и др. Однако не только литературой славен этот период.
Он воистину сопоставим с «золотым веком» – веком Пушкина.
Границы этого периода тоже определяют по-разному.
- Собственно с началом «Серебряного века» расхождения практически нет – это 1892 год (манифесты модернистов и сборник Д.Мережковского «Символы»).
- А вот концом данного периода одни считают переворот 1917 года, другие – 1922 год (год после гибели Гумилева, смерти Блока, волна эмиграции).
Серебряный век в русской культуре – признаки, представители, достижения
Так чем же замечательно и интересно это время?
Этот век в России был отмечен ярким многообразием во всех направлениях культурной жизни общества.
Впервые русская философия стала вехой в развитии не только русской, но и мировой интеллектуальной мысли. Работы В. Соловьева П.Флоренского, Н.Бердяева, В.Розанова, Л.Шестова и многих других – достоянием современной им интеллигенции и вошли в сокровищницу мировой философии.
Серебряный век русской культуры нашел отражение и в развитии театрального искусства. Прежде всего – это система К. Станиславского и Немировича- Данченко, Художественный театр, но и Александринский и Камерный театры, театр В.Комиссаржевской.
Новые направления характерны и для живописи и скульптуры (Мир искусства, «Союз русских художников», «Голубая роза» и др., работы П.Трубецкого, А.Голубкиной).
Мировую известность получают оперные певцы (Ф.Шаляпин, Л.Собинов, А. Нежданова), танцовщики (А.Павлова, Т. Карсавина, В.Нежинский, М.Фокин).
В музыкальной сфере – это новаторские работы А.Скрябина, С.Рахманинова, И. Стравинского, А.Глазунова.
И, конечно же, литература России. В Серебряном веке здесь формируются различные литературные направления.
Собственно с манифестов русских символистов и начался этот ярчайший период русской истории – Серебряный век.
Символизм
С одной стороны, русский символизм был продолжением европейской традиции, с другой стороны, как и многое в нашей культуре, это направление стало специфическим мировым явлением.
Основные черты этого литературного течения:
- двоемирие (мир реальный и мир потусторонний),
- особая роль символа как того, что не выразить конкретным образом,
- особое значение звукописи,
- мистические и религиозные мотивы и др.
Общеизвестны имена В.Брюсова, Д.Мережковского, А.Блока, А.Белого и др.
Акмеизм
(от греч. «акме» – вершина, острие, цветение) – отторжение и продолжение русского символизма.
Основные черты акмеизма:
- философия действия,
- приятие мира,
- переживание предметности и вещности этого мира, отрицание мистики,
- живописность образа,
- мужественность восприятия мира и жизни,
- вес конкретного значения слова и др.
Первым среди равных был, несомненно, Н.Гумилев. А также С.Городецкий, М.Зенкевич, А.Ахматова, О. Мандельштам.
Русский футуризм
В какой-то степени был продолжением европейского футуризма. При своем зарождении футуризм в России не имел единого центра (он был представлен четырьмя враждебными группировками Москвы и Петербурга)
Особенности этого направления:
- обращенность к будущему,
- ощущение грядущих перемен,
- отрицание классического наследия,
- урбанизм,
- поиски новых слов, словоизменений, нового языка и др.
В.Хлебников, Д.Бурлюк, В.Маяковский, И. Северянин и др.
Наша презентация:
Специфика русского реализма этого века заключается в том, что творчество русских художников этого периода сочетало в себе не только черты реализма, но и:
- романтизма (М.Горький),
- натурализма (П.Боборыкин),
- символизма (Л.Андреева)
Славный был век!!! Серебряный век великой русской культуры!