Музыка рубежа веков — Серебряный век русской музыки

Суть эстетики Серебряного века – решение новых задач, продиктованных временем. В центре внимания художников – не столько воссоздание объективной реальности, сколько сотворение совершенного и прекрасного путем творчества. Сохраняя преемственную связь с традициями отечественной композиторской школы, музыкальное искусство рубежа веков вбирает круг новых тем и образов. Зритель из стороннего наблюдателя превращается в участника действия.

Тематика и образность 

 Музыка Серебряного века представлена различными поколениями композиторов. Это – поздний период творчества Н.Римского-Корсакова, расцвет творчества А.Глазунова, С.Танеева, А.Лядова, период активного развития творчества А.Скрябина, С.Рахманинова, позже – Н.Метнера. Широкий круг тем и образов выражается в идеях космизма, религиозно-мистических мотивах, образах добра и зла, жизни и смерти, тесном взаимодействии обрядово-архаичных и современно-бытовых тем.

В музыкальном искусстве России рубежа веков тематика революционной борьбы не проявилась в рождении произведения, целиком ей посвященного. Тем не менее, революционная атмосфера пронизывает самую суть народного творчества – песню. Песня «Дубинушка» Н.Римского-Корсакова, «Эй, ухнем!» А.Глазунова – прямой отклик на революцию 1905 года. Жанр революционной песни являлся мощным средством революционной пропаганды и объединения масс. Кроме того, революционные настроения преломляются в героических образах устремленности в будущее, «весенних пробуждениях», темах протеста и утверждения.

Один из постоянных мотивов рубежа веков – русская эпическая тематика. Продолжая и развивая традиции М.Глинки, А.Бородина, М.Мусоргского, ее реализует в опере «Садко» Н.Римский-Корсаков. Сюда же можно отнести темы прославления богатырской силы, образы старины, вольницы («Стенька Разин», «Кремль» А.Глазунова, музыкальная картина «Про старину» А.Лядова).

Обращение к архаическим пластам народно-песенного фольклора, древнейшим истокам народной музыкальной культуры, раскрывается в обобщенных образах космических масштабов, проявляющихся зачастую через обращение к языческой архаике («Весна священная» И.Стравинского, «Скифская сюита» С.Прокофьева).

Музыкальный мир А.Скрябина, с одной стороны, связан с «надличностным стремлением к открытию «новых миров» (Н.Бердяев), стремясь к Вселенским масштабам и представляясь макрокосмом. С другой стороны, микрокосм выражен погружением в глубины внутреннего мира.

Творчество С.Рахманинова, продолжая традиции предшественников (А.Бородин, А.Даргомыжский, М.Мусоргский, П.Чайковский) в воплощении тематики «русской идеи», «правды», реализует идею Всеединства в музыке.

В целом, основные тенденции музыкального искусства России рубежа веков в перспективе виделись (отмечает Е.Орлова) в направлениях:

  •  преображение жизни силой искусства (А.Скрябин);
  • идеи весенних предчувствий будущих гроз (С.Рахманинов);
  • абстрагированное представление вечной этической правды (С.Танеев).

Музыкальный язык Серебряного века

 В связи с расширением круга образной тематики осваиваются новые средства музыкальной выразительности, вследствие чего музыкальные эксперименты в России находят благодатную почву для реализации. Тенденции к воплощению индивидуализированных эмоций, погружение «вовнутрь», связаны в композиторском творчестве зачастую с избирательным развитием музыкальных средств выражения.

Это в целом приводит к изменениям в области музыкального языка:

  •  в качестве нового способа организации музыкального материала выступает микротематизм. Это – особый интонационный комплекс произведения, где исключительную по важности роль играет краткая музыкальная тема-ячейка, интонация-символ. Как правило, она направлена на провозглашение какой-либо музыкальной идеи;
  •  происходит усложнение ладовых форм, интервальных и гармонических связей в произведениях, повышается внимание к тембру и ритму (что связано с поисками новых красок, колорита для воплощения образа);
  •  повышается роль полифонии (суть ее – многоголосие, в котором нет главенствующего или второстепенного голоса, все голоса равнозначны).

Жанры русской музыки рубежа веков

 Характерной чертой русской музыки Серебряного века является тенденция к камернизации, проявляющаяся как на уровне жанров, так и музыкальных форм. Начало этой традиции восходит еще к творчеству П.Чайковского в опере «Иоланта», состоящей из 1 действия. Продолжение ее наблюдаем в жанре «малой оперы» («Кащей Бессмертный» Н.Римского-Корсакова, «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини» С.Рахманинова, т.д.). Жанр малой оперы в целом характеризуется максимальной концентрацией действия и, как следствие, небольшим количеством действующих лиц и отсутствием второстепенных сюжетных линий, акцент делается на раскрытии внутреннего эмоционального мира героев, их эмоций.

В области симфонических жанров камернизация проявляется в тенденции к сжатию музыкальной формы, что приводит к рождению жанра одночастной симфонической поэмы из многочастной симфонии (это демонстрирует творчество А.Скрябина).

Эволюция жанров этого периода выражается в стремлении к синтезу вокальных и инструментальных жанров (опера, кантата). Так, кантата «Весна» С.Рахманинова, с ее объемными оркестровыми партиями в крайних частях, в середине имеет, по сути, оперный эпизод.

Большую роль приобретает жанр концерта (особенно – фортепианный, в связи с творчеством С.Рахманинова).

Тенденция к синтезу искусств рождает жанр «стихотворение с музыкой». Корни его восходят к усилению роли лирических образов (как в музыке, так и в поэзии). Этот жанр станет одним из характерных направлений камерно-вокальной музыки, приобретет большое значение в осмыслении новых критериев восприятия звучащего стиха. Жанр активно развивается в творчестве С.Танеева, Н.Метнера., и др.

Особое внимание уделяется камерно-вокальному и камерно-инструментальному циклу. Обращение к камерно-вокальным жанрам характеризуется тенденцией к музыкальному воплощению композиторами произведений какого-либо отдельно взятого поэта (например, циклы Н.Метнера на стихи Гете). Камерно-инструментальные жанры реализуются в циклах прелюдий (С.Рахманинов, А.Скрябин), «Сказок» (Н.Метнер), часто имеют программные названия («Забытые мотивы» Н.Метнера).

Роль синтеза в музыкальной культуре Серебряного века

 Во всех сферах искусства художники, в соответствии с идеалами гуманизма, устремляются к светлому будущему. Происходит сближение музыки с другими видами искусства, равно как и в них (искусствах) происходят изменения, направленные на обнаружение собственной внутренней музыкальности. Творческие искания композиторов приводят к слиянию различных искусств, и в этом синтезе – уникальность музыки Серебряного века (отмечает М.Жура).

Синтетичностью пропитано практически все искусство Серебряного века, на самых различных уровнях:

  •  в сфере идей и образов произведений;
  •  в сфере взаимовлияния различных жанров, что проявляется в особой стилистике и жанровой оригинальности сочинений (например, инструментальных и вокальных);
  •  синтез искусств как высшее проявление синтетичности культуры эпохи. Эта идея восходит еще к операм Р.Вагнера и теоретическим обоснованиям в трудах («Произведение искусства будущего», «Опера и драма»). В русской музыке Серебряного века, например, А.Скрябин реализует ее в симфонической поэме «Прометей», введя в партитуру партию света.

Развитие музыкальной культуры рубежа веков выходит за пределы Петербурга и Москвы, распространяясь по другим городам. Расширению концертного репертуара способствовало все возрастающее включение в него произведений народов иных национальностей, населявших Россию. Развитию во многом способствовало создание студенческих коллективов, объединений деятелей культуры. Кроме того, это – время активной концертной деятельности С.Рахманинова, А.Скрябина, Н.Метнера и др.

Следует подчеркнуть, что многие тенденции, зародившиеся в эпоху Серебряного века, в немалой степени определили пути развития музыки и культуры в целом в последующие периоды.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Русская музыка с метками , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

14 комментариев: Музыка рубежа веков — Серебряный век русской музыки

  1. TheAatta говорит:

    Музыка Серебрянного века несет в себе отпечаток истории России рубежа веков. Композиторы, обычные люди,но более чувственные и восприимчивые к жизненным невзгодам и проблемам. Поэтому, все свои внутренние ощущения, наложенные на исторические события, происходящие в стране, они выражают с помощью музыкальных произведений. Для меня наиболее яркими представителями этого периода являются Рахманинов и Скрябин.

  2. unicorn2011 говорит:

    Музыку Серебряного века по достоинству оценит далеко не каждый слушатель. Она скорее заинтересует уже искушенного меломана. Ведь произведения того же Скрябина или Рахманинова нельзя слушать как фоновую музыку. Они требуют вдумчивого прослушивания сродни чтению хорошей книги.

  3. Уведомление: Серебряный век русской культуры

  4. Zoja говорит:

    А мне в этом плане Стравинский нравится. Вот уж настоящий футурист в музыкальном русском авангарде! Один «Петрушка» чего стоит! И не согласна я, уважаемый nicorn2011, с Вами в том, что Рахманинова того же нельзя слушать как фоновую музыку, было бы желание и настроение…

  5. Галина говорит:

    Огромное спасибо за размещенные материалы. Могу ли я ими пользоваться в своих лекциях? Пыталась скачать, да не тут то было. А что,это какие-то эксклюзивные аналитические материалы? Все равно,благодарна вам за помощь.

  6. admin говорит:

    Здравствуйте, конечно Вы можете использовать наши материалы в своей работе. Стучите в аську -452 683 697 или воспользуйтесь формой «обратной связи». Вам обязательно помогут

  7. Дарья говорит:

    Я бы хотела использовать ваш материал для подготовки к семинару.

  8. admin говорит:

    Всегда пожалуйста! смотрите здесь http://velikayakultura.ru/kak-poluchit-nashi-sochineniya

  9. Лена говорит:

    почему нельзя скопировать …чтобы напечатать?

  10. admin говорит:

    Чудесен даже не сам вопрос, а его продолжение.. — «чтобы напечатать»… Милая барышня, а как насчет того, чтобы хотя бы переработать материал? ну хоть чуток напрячься? ведь для себя же любимой..
    или всю жизнь так собираетесь — приходить и просто брать чужое?

  11. KuRt говорит:

    Спасибо за информацию. Радует защита авторских прав

  12. Анастасия говорит:

    Очень понравилась работа, хотелось бы использовать некоторые моменты, если можно)Спасибо автору!

  13. admin говорит:

    использовать можно- если нужен текст, пишите в «обратной связи» админу, вам вышлют нужный материал; прямое копирование в сети — не рекомендуется, в иных случаях — ставьте прямые ссылки

  14. Уведомление: Творчество А.Хачатуряна: произведения, жанры, анализ

Добавить комментарий