Суть эстетики Серебряного века – решение новых задач, продиктованных временем. В центре внимания художников – не столько воссоздание объективной реальности, сколько сотворение совершенного и прекрасного путем творчества. Сохраняя преемственную связь с традициями отечественной композиторской школы, музыкальное искусство рубежа веков вбирает круг новых тем и образов. Зритель из стороннего наблюдателя превращается в участника действия.
Музыка Серебряного века – темы и образы
Музыка этого периода представлена различными поколениями композиторов. Это:
- поздний период творчества Н.Римского-Корсакова,
- расцвет творчества А.Глазунова, С.Танеева, А.Лядова,
- период активного развития творчества А.Скрябина, С.Рахманинова, позже – Н.Метнера.
Широкий круг тем и образов выражается в идеях космизма, религиозно-мистических мотивах, образах добра и зла, жизни и смерти, тесном взаимодействии обрядово-архаичных и современно-бытовых тем.
В музыкальном искусстве России рубежа веков тематика революционной борьбы не проявилась в рождении произведения, целиком ей посвященного. Тем не менее, революционная атмосфера пронизывает самую суть народного творчества – песню. Песня «Дубинушка» Н.Римского-Корсакова, «Эй, ухнем!» А.Глазунова – прямой отклик на революцию 1905 года. Жанр революционной песни являлся мощным средством революционной пропаганды и объединения масс. Кроме того, революционные настроения преломляются в героических образах устремленности в будущее, «весенних пробуждениях», темах протеста и утверждения.
Один из постоянных мотивов рубежа веков – русская эпическая тематика. Продолжая и развивая традиции М.Глинки, А.Бородина, М.Мусоргского , ее реализует в опере «Садко» Н.Римский-Корсаков.
Сюда же можно отнести темы прославления богатырской силы, образы старины, вольницы
(«Стенька Разин», «Кремль» А.Глазунова, музыкальная картина «Про старину» А.Лядова).
Обращение к архаическим пластам народно-песенного фольклора, древнейшим истокам народной музыкальной культуры, раскрывается в обобщенных образах космических масштабов, проявляющихся зачастую через обращение к языческой архаике
(«Весна священная» И.Стравинского, «Скифская сюита» С.Прокофьева).
Музыкальный мир А.Скрябина с одной стороны, связан с «надличностным стремлением к открытию «новых миров» (Н.Бердяев), стремясь к Вселенским масштабам и представляясь макрокосмом. С другой стороны, микрокосм выражен погружением в глубины внутреннего мира.
Творчество С.Рахманинова, продолжая традиции предшественников (А.Бородин, А.Даргомыжский, М.Мусоргский, П.Чайковский) в воплощении тематики «русской идеи» «правды», реализует идею Всеединства в музыке.
В целом, основные тенденции музыкального искусства России рубежа веков в перспективе виделись (отмечает Е.Орлова) в направлениях:
- преображение жизни силой искусства (А.Скрябин);
- идеи весенних предчувствий будущих гроз (С.Рахманинов);
- абстрагированное представление вечной этической правды (С.Танеев).
Музыкальный язык и жанры в музыке рубежа веков
В связи с расширением круга образной тематики осваиваются новые средства музыкальной выразительности, вследствие чего музыкальные эксперименты в России находят благодатную почву для реализации. Тенденции к воплощению индивидуализированных эмоций, погружение «вовнутрь», связаны в композиторском творчестве зачастую с избирательным развитием музыкальных средств выражения.
Это в целом приводит к изменениям в области музыкального языка:
- в качестве нового способа организации музыкального материала выступает микротематизм. Это – особый интонационный комплекс произведения, где исключительную по важности роль играет краткая музыкальная тема-ячейка, интонация-символ. Как правило, она направлена на провозглашение какой-либо музыкальной идеи;
- происходит усложнение ладовых форм, интервальных и гармонических связей в произведениях, повышается внимание к тембру и ритму (что связано с поисками новых красок, колорита для воплощения образа);
- повышается роль полифонии (суть ее – многоголосие, в котором нет главенствующего или второстепенного голоса, все голоса равнозначны).
Характерной чертой русской музыки Серебряного века является тенденция к камернизации, проявляющаяся как на уровне жанров, так и музыкальных форм. Начало этой традиции восходит еще к творчеству П.Чайковского в опере «Иоланта», состоящей из 1 действия. Продолжение ее наблюдаем в жанре «малой оперы» («Кащей Бессмертный» Н.Римского-Корсакова, «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини» С.Рахманинова, т.д.).
Жанр малой оперы в целом характеризуется максимальной концентрацией действия и, как следствие, небольшим количеством действующих лиц и отсутствием второстепенных сюжетных линий, акцент делается на раскрытии внутреннего эмоционального мира героев, их эмоций.
В области симфонических жанров камернизация проявляется в тенденции к сжатию музыкальной формы, что приводит к рождению жанра одночастной симфонической поэмы из многочастной симфонии (это демонстрирует творчество А.Скрябина).
Жанровая эволюция этого периода выражается в стремлении к синтезу вокальных и инструментальных жанров (опера, кантата). Так, кантата «Весна» С.Рахманинова, с ее объемными оркестровыми партиями в крайних частях, в середине имеет, по сути, оперный эпизод.
Большую роль приобретает жанр концерта (особенно – фортепианный, в связи с творчеством С.Рахманинова).
Тенденция к синтезу искусств рождает жанр “стихотворение с музыкой”. Корни его восходят к усилению роли лирических образов (как в музыке, так и в поэзии). Этот жанр станет одним из характерных направлений камерно-вокальной музыки, приобретет большое значение в осмыслении новых критериев восприятия звучащего стиха. Жанр активно развивается в творчестве С.Танеева, Н.Метнера., и др.
Особое внимание уделяется камерно-вокальному и камерно-инструментальному циклу. Обращение к камерно-вокальным жанрам характеризуется тенденцией к музыкальному воплощению композиторами произведений какого-либо отдельно взятого поэта (например, циклы Н.Метнера на стихи Гете). Камерно-инструментальные жанры реализуются в циклах прелюдий (С.Рахманинов, А.Скрябин), «Сказок» (Н.Метнер), часто имеют программные названия («Забытые мотивы» Н.Метнера).
Синтез искусств в музыкальной культуре Серебряного века
Во всех сферах искусства художники, в соответствии с идеалами гуманизма, устремляются к светлому будущему. Происходит сближение музыки с другими видами искусства, равно как и в них (искусствах) происходят изменения, направленные на обнаружение собственной внутренней музыкальности. Творческие искания композиторов приводят к слиянию различных искусств, и в этом синтезе – уникальность музыки Серебряного века (отмечает М.Жура).
Синтетичностью пропитано практически все искусство Серебряного века, на самых различных уровнях:
- в сфере идей и образов произведений;
- в сфере взаимовлияния различных жанров, что проявляется в особой стилистике и жанровой оригинальности сочинений (например, инструментальных и вокальных);
- синтез искусств как высшее проявление синтетичности культуры эпохи. Эта идея восходит еще к операм Р.Вагнера и теоретическим обоснованиям в трудах («Произведение искусства будущего», «Опера и драма»). В русской музыке Серебряного века, например, А.Скрябин реализует ее в симфонической поэме «Прометей», введя в партитуру партию света.
Развитие музыкальной культуры рубежа веков выходит за пределы Петербурга и Москвы, распространяясь по другим городам. Расширению концертного репертуара способствовало все возрастающее включение в него произведений народов иных национальностей, населявших Россию. Развитию во многом способствовало создание студенческих коллективов, объединений деятелей культуры. Кроме того, это – время активной концертной деятельности С.Рахманинова, А.Скрябина, Н.Метнера и др.
Следует подчеркнуть, что многие тенденции, зародившиеся в эпоху Серебряного века в немалой степени определили пути развития музыки и культуры в целом в последующие периоды.