Творчество А.П.Бородина: произведения, жанры, анализ

Александр Порфирьевич Бородин (1833 – 1887) прожил недолгую жизнь и умер внезапно из-за инфаркта.

Стасов писал:

«…словно пушечное ядро ударило в него и вырвало из рядов живых».

А.П.Бородин – одна из монументальных фигур русской композиторской школы, один из членов Могучей кучки. Он – один из первых композиторов, тот, благодаря которому Европа узнала и признала русскую музыку. В этом смысле его имя стоит в одном ряду с именем М. Глинки.

В отличие от друзей-единомышленников, Бородин, пройдя традиционный для композиторов-кучкистов путь, сохранил верность своей основной профессии – химии (тогда как Мусоргский – ушел в отставку, Римский-Корсаков покинул морскую службу, Кюи – также недолго оставался военным инженером). Имя Бородина в ХІХ ст. было широко известно наряду с крупнейшими русскими химиками как в России, так и в Европе: вместе с профессором Н. Зининым им был осуществлен подлинный переворот (заложили основы современной теории пластмасс). Кроме того, Бородин был крупным педагогом. Сам он шутил, что музыку сочиняет тогда, когда отдыхает или болеет. И шутка его – правдива, поскольку работа над произведениями растягивалась зачастую не только на года, а – на десятилетия (над оперой «Князь Игорь» работал 25 лет и так и не завершил ее).

В творческом наследии Бородина – 1 опера («Князь Игорь»), оперетта с разговорными диалогами «Богатыри», 3 симфонии (№ 3 не окончена), симфоническая картина «В Средней Азии», камерные, фортепианные сочинения, романсы и песни, концерт для флейты и фортепиано с оркестром (утрачен).

Симфонии А.П.Бородина

А.П.Бородин

А.П.Бородин

Немаловажную роль в творческой биографии Бородина-симфониста сыграла его Первая симфония Esdur (1867, впервые исполнена в декабре 1868). Благодаря ей композитора узнала вся Европа. Кюи отмечает, что в симфонии

«…много силы, горячности, огня и значительная степень оригинальности».

Автором одной из заметок в прессе симфония охарактеризована как «изумительно богатая, чисто бетховенской красоты». Именно она открывает линию русского эпического симфонизма, где намечаются характерные признаки и особенности русской симфонии:

  • широта, неторопливость, спокойствие, повествовательность, что подразумевает эпический симфонизм;
  • отсутствие прямых конфликтных столкновений;
  • картинность.

Также здесь сформировался характерный оркестр Бородина.

Именно в его творчестве определяется полный парный состав, медные инструменты становятся хроматическими; оркестр отличается мощью, пышностью, яркостью, колористическим богатством.

Симфония №2 (1869-1876) утверждает традиции, сформированные в симфонии №1, и охарактеризована Стасовым так:

«Она имеет характер национальный и программный. Здесь слышится древний русский богатырский склад».

Хотя симфония относится к одному из самых спокойных, повествовательных произведений, сила ее воздействия такова, что Мусоргский назвал ее «Героической славянской симфонией». Рельефность и картинность привели к тому, что за симфонией закрепилось программное название «Богатырская». Кроме того, программное толкование (благодаря Стасову) получили каждая из ее частей:

«Собрание русских богатырей», «Богатырские игрища», «Рассказ баяна», «Пир богатырей».

Симфония №3 amoll(неоконченная), с ярко выраженным национальным колоритом, впервые была исполнена в Москве 1899 г. в Московском немецком клубе под управлением В. С. Терентьева.

Оперное творчество 

Широко известная опера Бородина «Князь Игорь» создавалась на протяжении 25 лет, но  так и осталась неоконченной. Премьера состоялась лишь в 1890 г. (23 октября, в постановке Мариинского театра), став своеобразным памятником композитору, которого уже к тому времени не было в живых. Над либретто он работал вместе с В. В. Стасовым, внесшим неоценимый вклад в процесс создания оперы. Так, был период, когда Бородин перестал работать над произведением, указывая тому две причины:

  • сложность и масштабы работы заставили засомневаться композитора в том, что он с нею справится;
  • жанр литературного первоисточника («Слово о полку Игореве») не предполагал остроконфликтного противостояния, необходимого для напряженности развития сценического действия.

И здесь Бородину на помощь пришел Стасов, предложив, кроме основной конфликтной линии противостояния наций (русские-половцы), линию нравственности: с одной стороны, благородство и возвышенность Игоря, с другой – привнесение в оперный сюжет образного мира князя Галицкого. Так, оперная драматургия приобрела дополнительный конфликт. Благодаря деятельности Стасова и усложнению сюжета, Бородин возвращается к работе над произведением.

Камерная музыка А.П.Бородина

Бородин считал, что

«…камерная музыка представляет одно из самых могучих средств для развития музыкального вкуса и понимания…».

Приобретя технические навыки путем освоения западно-европейских традиций в области камерного письма, композитор, кроме того, овладевает глинкинской традицией, сформировав собственный индивидуальный стиль, который проявляется уже в ранних произведениях.

К образцам камерной музыки относятся, например: Квинтет cmoll для фортепиано и струнных, «Тарантелла» для фортепиано в четыре руки, «Полька» для фортепиано в четыре руки, Струнное трио на тему «Чем тебя я огорчила», Секстет, Квартет для флейты, альта, гобоя, виолончели, Фортепианное и Струнное трио, Струнный квинтет, 2 скерцо для фортепиано в четыре руки, четырехручное «Allegretto», вокальные пьесы, Квартет №1 Adur (впервые исполнен в 1880 по рукописи), Квартет №2 Ddur (1881). Также «Маленькая сюита» для фортепиано (была оркестрована А. Глазуновым), «Парафразы» (музыкальная шутка, созданная композиторами «Могучей кучки», вызвавшая восхищение Листа и послужившая поводом для нападок со стороны враждебных «кучкистскому» направлению музыкантов, – отмечает В. Яковлев). Среди вокальных произведений – «Песнь темного леса» (нередко исполнялась как хоровое произведение), романсы «Для берегов отчизны дальней», «Фальшивая нота», баллада «Море» и многие другие.

Именно в камерно-вокальной музыке, которую нередко называют «творческой лабораторией» композитора, впервые, – указывает А. Н. Сохор, – композитором было найдено последовательное и полное проявление богатырского духа, русского народно-эпического склада, мелодико-гармонического своеобразия (романсы «Спящая княжна», «Песнь темного леса»).

И именно поэтому постижение «монументального Бородина» пролегает через его камерные «зарисовки», «акварели», «этюды».

Все творчество композитора содержит и в той или иной мере всегда сочетает в себе два начала: эпическое и лирическое. В сравнении с музыкой других композиторов, стиль Бородина отличается спокойствием, возвышенностью, благородством, уравновешенностью.

Продолжая развивать пути, намеченные М. Глинкой, Бородин тем не менее сказал свое слово в истории развития русской музыкальной культуры:

  • наряду с Чайковским, он – создатель жанра русского квартета.
  • он является одним из создателей русской симфонии как образца чистого жанра (не классического образца европейского стиля) наравне с Чайковским, Римским-Корсаковым;
  • нередко имя композитора (в связи с красочностью гармонического языка) упоминается как одного из родоначальников западного импрессионизма;
  • в творчестве Бородина впервые жанр романса воплощает типичный русский эпос («Спящая княжна», «Песнь темного леса»);
  • развивая намеченную Глинкой (в опере «Руслан и Людмила») линию лирико-эпического симфонизма, Бородин делает ее основой всего симфонического творчества, практически формируя ее.
  • впервые в русской музыке Бородин затрагивает и решает тему дружбы народов России и Востока. Интерес к восточному миру был актуален и ранее, но именно у Бородина возникает тема дружбы (ярко демонстрирует симфоническая картина «В Средней Азии», где развиваются русская и восточная темы, объединяющиеся в итоге).

Композитор вообще горячо приветствовал проявление в музыке любых народно-национальных элементов.

Национальное для Бородина – форма выражения «вечно великого, общечеловеческого», основа которого – в народной песне:

«Это такая эпическая, народная красота во всех отношениях, что я совсем раскис от удовольствия» (А. Бородин).

Он ценит рельефность, яркость, колористичность в музыке, ее описательность. Огромное значение имеют гармонические и оркестровые нюансы (богатство «тонких, мелких оттенков»). Его гармонический язык отличается яркой характеристичностью.

Преемственно творчество Бородина восходит к традициям М. Глинки, наиболее прямым последователем которых  выступает композитор. Так же, как и Глинка, Бородин – великолепный мелодист, лирик; ему так же близка широкая, обобщенно-философская образность.

А. Н. Сохор отмечает:

«Он чужд узости и ограниченности, проявляя широту взглядов и свойственные во всем ему стремление к синтезу и обобщению…, не любил в искусстве вялость, уныние, “кислую сентиментальность”; одобрял музыку трезвую и строгую, полную жизни, могучую, энергическую».

В этой связи он – сторонник традиционных форм – «законченных», «круглых», «широких», дающих возможность образно-логического обобщения.

Универсализм, являясь отличительной чертой личности Бородина в целом, в области композиторского творчества метко подмечен В. В. Стасовым:

«Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере, и в романсе».

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Русская музыка с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария: Творчество А.П.Бородина: произведения, жанры, анализ

  1. Elenna говорит:

    А ведь в «Князе Игоре» остроконфликтного противостояния так и не получилось! И, пожалуй, дело тут не только в жанровых чертах первоисточника — там как раз конфликт выглядит более остро, и это даже не недостаток оперы, это её «лицо». Про эту оперу Луначарский хорошо сказал: «Два равно прекрасных народа, которые какая-то нелепая случайность сделала врагами» — здесь не конфликт, здесь гуманистическая идея… там ведь даже в увертюре нет противопоставления русских и «половецких» тем.

  2. MARIYA говорит:

    Спасибо!

  3. podruga1971 говорит:

    Удивительно, как в человеке могли сосуществовать композитор и ученый, и, судя по достижениям, без взаимного конфликта. Знаю творчество Бородина по опере «Князь Игорь» и симфониям. Впечатляет величием и силой звучащего патриотизма, музыка как будто возросла из русского духа и крепости былинных богатырей.

Добавить комментарий