Творчество М.И.Глинки — произведения, жанры, анализ

Творчество М.И.Глинки (1804-1857) обозначило новый, а именно – классический этап развития русской музыкальной культуры. Композитор сумел сочетать лучшие достижения европейской музыки с национальными традициями отечественной музыкальной культуры. В 30-е годы музыка Глинки еще не обладала широкой популярностью, но вскоре все поймут:

композитор М.Глинка

Михаил Иванович Глинка

 

«На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок. Берегите его! Он цветок нежный и цветет раз в столетие» (В.Одоевский).

 

 

 

Основу авторского стиля Михаила Ивановича Глинки составляет,

  • с одной стороны, сочетание романтических музыкально-языковых выразительных средств и классических форм.
  • с другой, основой его творчества выступает мелодия как носитель обобщенного смыслообраза (интерес к конкретным деталям и декламации, к которым М.Глинка прибегал нечасто, будет более характерен для А.Даргомыжского и М.Мусоргского).

 

Оперное творчество М.И.Глинки

М.Глинка принадлежит к новаторам, открывателям новых музыкальных путей развития, является создателем качественно новых жанров в русской опере:

- героико-историческая опера по типу народной музыкальной драмы («Иван Сусанин», или «Жизнь за царя»);

- эпическая опера («Руслан и Людмила»).

Эти две оперы Глинки были созданы с разницей в 6 лет. В 1834 начинает работу над оперой «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), задуманную первоначально как оратория. Окончание работы над произведением (1936) – год рождения первой русской классической оперы на исторический сюжет, источником для которого послужила дума К.Рылеева.

Особенность драматургии «Ивана Сусанина» заключается в сочетании нескольких оперных жанров:

  • героико-исторической оперы (сюжет);
  • черты народной музыкальной драмы. Черты (не полное воплощение) – потому что в народной музыкальной драме образ народа должен пребывать в развитии (в опере он – активный участник действия, но статичен);
  • черты эпической оперы (неторопливость сюжетного развития, особенно в начале);
  •  черты драмы ( активизация действия с момента появления поляков);
  • черты лирико-психологической драмы, связанные, в основном, с образом главного героя.

Хоровые сцены этой оперы Глинки восходят к ораториям Генделя, идеи долга и самопожертвования – к Глюку, живость и яркость характеров – к Моцарту.

 

Появившаяся на свет спустя ровно 6 лет опера Глинки «Руслан и Людмила» (1842) была встречена отрицательно, в отличие от «Ивана Сусанина», восторженно принятого. В.Стасов – единственный, пожалуй, из критиков того времени, кто понял истинное ее значение. Он доказывал, что «Руслан и Людмила» – не неудачная опера, а произведение, написанное по совершенно новым драматургическим законам, неведомым прежде оперной сцене.

 

Если «Иван Сусанин», продолжая линию европейской традиции, тяготеет более к типу драматической оперы с чертами народной музыкальной драмы и лирико-психологической оперы, то «Руслан и Людмила» являет собой новый тип драматургии, получивший название эпической. Качества, воспринятые современниками как недостатки, оказались важнейшими сторонами нового оперного жанра, восходящего к искусству былины.

Некоторые его характерные особенности:

 

  •  особый, широкий и неторопливый характер развития;
  •  отсутствие прямых конфликтных столкновений враждебных сил;
  •  картинность и красочность (романтическая тенденция).

 

Оперу «Руслан и Людмила» часто называют

«учебником музыкальных форм».

 

После «Руслана и Людмилы» Глинка приступает к работе над оперой-драмой «Двумужница» (последнее десятилетие) по А.Шаховскому, которая осталась неоконченной.

 

Симфоническое творчество М.И.Глинки

Словами П.Чайковского о «Камаринской» можно выразить значение творчества композитора в целом:

«Русских симфонических сочинений написано много; можно сказать, что имеется настоящая русская симфоническая школа. И что же? Вся она в „Камаринской», подобно тому, как весь дуб в жёлуде…».

Музыка Глинки обозначила следующие пути развития русского симфонизма:

 

1. Национально-жанровый (народно-жанровый);

 2. Лирико-эпический;

3. Драматический;

 4. Лирико-психологический.

 

В этой связи особо стоит отметить «Вальс-фантазию» (в 1839 г. написана для фортепиано, позднее были оркестровые редакции, последняя из которых относится к 1856г., представляет 4-е направление). Жанр вальса оказывается у Глинки не просто танцем, а – психологической зарисовкой, выражающей внутренний мир (здесь музыка Глинки продолжает развитие тенденции, впервые проявившейся в творчестве Г.Берлиоза).

Драматический симфонизм традиционно связан с именем, в первую очередь, Л.Бетховена; в русской музыке наиболее яркое развитие получает в связи с творчеством П.Чайковского.

 

Новаторство произведений М.И.Глинки в полном объеме выражено в связи с линией народно-жанрового симфонизма, характеризующегося следующими чертами и принципами:

- тематическую основу произведений, как правило, составляет подлинный народно-песенный и народно-танцевальный материал;

- широкое использование в симфонической музыке средств и приемов развития, характерных для народной музыки (например, различные приемы вариантно-вариационного развития);

- подражание в оркестре звучанию народных инструментов (или даже их введение в оркестр). Так, в «Камаринской» (1848) скрипки зачастую подражают звучанию балалайки, а в партитуры испанских увертюр («Арагонская хота», 1845; «Ночь в Мадриде», 1851) введены кастаньеты.

 

Вокальные произведения М.И.Глинки

Ко времени расцвета гения М.Глинки Россия уже обладала богатой традицией в области жанра русского романса. Историческая заслуга вокального творчества М.Глинки, равно как и А.Даргомыжского, заключается в обобщении опыта, накопленного в русской музыке первой половины XIX в. и выведении его на классический уровень. Именно в связи с именами этих композиторов русский романс становится классическим жанром отечественной музыки. Имея равное значение в истории русского романса, живя и творя в одно время, Глинка и Даргомыжский идут разными путями в реализации своих творческих принципов.

Глинка в вокальном творчестве остается лириком, считая главным – выражение эмоций, чувств, настроений. Отсюда – господство мелодии (лишь в поздних романсах появляются черты декламации, например, в единственном вокальном цикле из 16 романсов «Прощание с Петербургом» на ст. Н.Кукольника, 1840). Главное для него – общее настроение (опирается, как правило, на традиционные жанры – элегию, русскую песню, балладу, романс, танцевальные жанры, т.д.).

 

Говоря в целом о вокальном творчестве Глинки, можно отметить преобладание в романсах раннего периода (20-е гг.) жанров песни и элегии. В произведениях 30-х гг. чаще всего обращался к стихам А.Пушкина. В романсах позднего периода появляется тенденция к драматизации («Не говори, что сердцу больно» — наиболее яркий пример проявления декламационного стиля).

 

Музыка Глинки синтезирует лучшие достижения европейской музыкальной культуры с национальной традицией. Наследие первого русского музыкального классика в стилистическом плане сочетает 3 направления:

 

1. Как представитель своего времени, Глинка – выдающийся представитель русского художественного реализма;

 

2. Классицизм (в идейном плане выражается в значимости образа идеального героя, ценности идей долга, самопожертвования, нравственности; опера «Иван Сусанин» показательна в этом плане);

 

3. Романтизм (средства музыкальной выразительности в области гармонии, инструментовки).

Творчество Глинки также реализуется в жанрах драматической музыки

(музыка к трагедии Кукольника «Князь Холмский», романс «Сомнение», цикл «Прощание с Петербургом»); порядка 80 романсов связаны с лирической поэзией (Жуковский, Пушкин, Дельвиг, Кукольник, т.д.).

 

Камерно-инструментальное творчество  составляют такие произведения М.И.Глинки: фортепианные пьесы (вариации, полонезы и мазурки, вальсы, т.д.), камерные ансамбли («Большой секстет», «Патетическое трио»), т.д.

 

Неоценимый вклад М.Глинка внес в развитие инструментовки, создав первое русское пособие в данной области («Заметки об инструментовке»). Работа включает 2 раздела:

  •  общеэстетический (с указанием задач оркестра, композитора, классификациями и т.д.);
  • раздел, содержащий характеристики каждого музыкального инструмента и его выразительных возможностей.

 

Оркестровка М.Глинки отличается точностью, тонкостью, «прозрачностью», что отмечает Г.Берлиоз:

«Его оркестровка – одна из самых легких, живых в наше время».

Кроме того, М.Глинка выступает ярким мастером полифонии. Не будучи чистым полифонистом, он блистательно ею владел. Историческая заслуга композитора в этой области заключается в том, что он сумел сочетать достижения западноевропейской имитационной и русской подголосочной полифонии.

 

В целом, историческая роль М.И.Глинки заключается в том, что он:

1. Стал основоположником русской классической музыки;

2. Проявил себя как ярчайший новатор и открыватель новых путей в развитии отечественной музыкальной культуры;

3. Подвел итог предшествующим исканиям и синтезировал традиции западноевропейской музыкальной культуры и особенности русского народного творчества.

 

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь!
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Одноклассники
  • Блог Li.ру
  • Blogger

Запись опубликована в рубрике Русская музыка с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

13 комментариев: Творчество М.И.Глинки — произведения, жанры, анализ

  1. Уведомление: Творчество П.И.Чайковского: произведения, жанры, анализ

  2. Уведомление: Творчество А.Н.Скрябина - новаторство, жанры, анализ

  3. Уведомление: Творчество М.П.Мусоргского - произведения, жанры, анализ

  4. Уведомление: Симфонический балет в Москве и Петербурге в 19 веке

  5. Уведомление: Знаменитые русские балерины и танцовщики на рубеже 19-20 веков

  6. Уведомление: Творчество С.С.Прокофьева - произведения, жанры, анализ

  7. Уведомление: Творчество А.П.Бородина: произведения, жанры, анализ

  8. Татьяна говорит:

    А где же фортепианная музыка? Неужели она не заслуживает никакого внимания?

  9. Лариса говорит:

    Замечательно! Предельно лаконично, но ёмко и конкретно. Спасибо!

  10. женя говорит:

    отлично

  11. Сашка говорит:

    Прекрасно

  12. юлия говорит:

    отлично

  13. анна говорит:

    очень доступный текст

Добавить комментарий