Русский театр при Елизавете Петровне

Елизавета, взошедшая на трон в результате дворцового переворота, продолжила прогрессивные реформы своего отца Петра I. Большое внимание русская императрица уделяла армии и культуре, поскольку именно они могли укрепить государство и помочь ей удержать власть.

Классицизм, главенствующий в искусстве, предписывал дворянам (благодаря которым дочь Петрова и взошла на трон) следовать высоким моральным принципам, всецело подчиняться нуждам государства и его правителя. Поэтому в интересах императрицы было развивать классицизм и прививать его нормы дворянскому классу. Правление Елизаветы многие историки считают предтечей эпохи просвещенного абсолютизма.

История театра при Елизавете

Ею было многое сделано для развития искусства и образования:

  • в 1731 году открыто учебное заведение для дворян – т.н. Шляхетский корпус,
  • в 1744 году подписан указ о расширении сети школ,
  • в 1755 году открыта гимназия в Москве, в 1758 – в Казани.
  • При непосредственном участии М.В. Ломоносова (которому Елизавета оказывала широкую поддержку) в 1751 году основан Московский университет.
  • В 1760 году при поддержке И.И. Шувалова учреждена Академия Художеств.

Наконец, в 1756 году указом “О театральном стате” положено начало создания организации Императорских театров России, включавших в себя несколько трупп.

Шляхетский корпус

Шляхетский корпус был элитным училищем для дворян. Русский театр, созданный в нем инициативными молодыми дворянами, стал основополагающим для становления и истории театрального дела в стране. Он занимает  там особую нишу.

Первоначально спектакли, которые ставились в театре Шляхетского корпуса, исполнялись на французском языке и были своеобразными упражнениями на овладение премудростями языка. Ставили кадеты корпуса в основном трагедии виднейших европейских драматургов.

В 1747 году преподавателем этого корпуса стал его выпускник А.П. Сумароков. Именно ему выпало стать первым профессиональным русским драматургом.

В 1749 году Сумароков поставил с учениками свою первую трагедию под названием “Хорев”. Это была первая оригинальная постановка на русском языке. После этого русскоязычные спектакли давали довольно часто. Вскоре кадетский театр приобрел значительную известность, и его труппа вышла за пределы корпуса. С 1750 года кадеты Шляхетского корпуса начали исполнять пьесы своего учителя Сумарокова в Оперном доме для императорского двора. Саму Елизавету приводили в восторг эти постановки.

Постепенно репертуар театра расширился. Например, в 1750-1751 году кадеты показали императорскому двору ряд представлений трагедии М.В. Ломоносова “Тамира и Селим”, затем включили в свой репертуар комедии Языкова, Фонвизина, трагедии Хераскова и других драматургов 18 века.

В 1752 году имератрица  передала в корпус для профессиональной подготовки актеров-любителей театра Волкова, приехавших из Ярославля: И.А. Дмитриевского, А.Ф. Попова, Ф.Г. и Г.Г. Волкова.

Таким образом, кадетский театр Шляхетского корпуса стал предтечей профессионального русского театра 18 века.

Создание национального публичного театра

В послепетровскую эпоху возникла необходимость создания русского публичного театра для формирования национального самосознания. Первая подобная попытка при Петре I оказалась малоудачной. На многие десятилетия после смерти первого русского императора руководство придворным театром оказалось в руках иностранцев. Состоялось знакомство придворных зрителей с лучшими классицистическими трагедиями Вольтера и комедиями Корнеля, Расина, Мольера. Этому способствовали немецкая труппа Нейберг и французская труппа Сериньи. Но поскольку нужен был русскоязычный театр, Елизавета подыскивала подходящую кандидатуру на пост будущего руководителя русского публичного театра.

Успех трагедий Сумарокова, поставленных в этом театре, и слияние его профессиональной труппы с частью труппы театра Волкова во многом способствовали тому, чтобы первым администратором и директором Русского публичного театра стал Сумароков.

30 августа 1756 года открывает новую страницу истории театра России. Воистину исторический указ Елизаветы способствовал активизации театральной жизни. Открылся Русский публичный театр под руководством Сумарокова, в Московском университете была организована студенческая труппа во главе с М.М. Херасковым. В 1757 году антрепренер Локателли открыл в Петербурге итальянскую оперу, через два года попробовал открыть театр в Москве, но в 1762 году его театр прекратил свое существование.

Первый публичный театр в России

Надо отметить, что «Русский, для представлений трагедий и комедий, театр» своему существованию во многом обязан активной деятельности Сумарокова. Его драматургия (на тот момент им было написано уже пять трагедий и три комедии) и составила основной репертуар театра.

Положение театра было довольно сложным. Если итальянская опера Фрайя получала ассигнование в размере 25-30 тысяч в год, то русскому театру полагалось всего 5 тысяч. Пошив костюмов, оформление декораций, жалование актерам – на все это требовались деньги, и выделенной суммы, конечно, не хватало. Сумарокову часто приходилось обращаться к помощи фаворитов Елизаветы Петровны: Шувалову, Воронцову и другим. Сумароков не только режиссировал спектакли, но и не чуждался и ручного труда: при необходимости сам расписывал декорации, рисовал и расклеивал афиши, делал мелкий ремонт в здании.

Трудности были связаны и с неудобным месторасположением театра: фактически, он был на окраине Петербурга. Хотя цены на представления были более чем демократичными (ведь театр при Елизавете позиционировался как “публичный”, т.е. зрелище для всех), люди с низким достатком редко посещали его, им требовалось много денег, чтобы туда добраться. Люди же обеспеченного сословия предпочитали более “светские” виды развлечений (например, уже упомянутую оперу).

Сумароков был достаточно неуживчивым человеком, всецело следовавшим высокоморальным принципам. В театре он видел способ воспитания общества. Но дворяне были далеки от придуманного им идеала, поэтому он часто вступал с ними в конфликты, не умел находить компромисса. Из-за своей вспыльчивости и горячности он не раз добивался прямо противоположного результата. Через пять лет после начала руководства (в 1761 году) Сумарокову пришлось покинуть пост директора.

Актрисы первого русского театра

Первоначально и мужские, и женские роли исполняли только мужчины. Но после 1757 года на сцене появились и профессиональные исполнительницы.

Первыми русскими актрисами принято считать:

  • Марию и Ольгу Ананьиных (супруги соответственно Григория Волкова и Шумского)
  •  Мусину-Пушкину (супругу Дмитриевского).

Знаменитыми актрисами театра 18 века были Троепольская и Михайлова.

Актеру классицистического театра предписывалось играть не совсем привычным для современного зрителя образом. Перед тем, как произнести фразу, ему предписывалось сначала изобразить ее на лице и только потом проговаривать. Говорить следовало торжественным тоном, достаточно громко и напевно. Актер трагедии обязан был принимать величественные позы, экспрессивно жестикулировать и подчеркнуто изображать обуреваемые им страсти – к этому обязывала патетика жанра.

Театральные формы елизаветинского периода

Главенствующей театральной формой театра 18 века была, несомненно, трагедия. Часто трагедия наполнялась историческим содержанием, реже – религиозным. Особенностью трагедийных постановок было почти полное отсутствие реквизита. Например, в 12 трагедиях Сумарокова используется только 7 предметов, несущих в себе символическое значение: кинжал, перчатка, маска и т.д.

Другой популярной формой была комедия. Классицистическая комедия была нравоучительной, носила назидательный характер.

Особой формой были постановки любовно-авантюрных повестей и романов. Впоследствии они превратились в водевили и бурлески.

Значение русского театра 18 века времен Елизаветы Петровны

Становление русского национального театра – важный этап в истории русского театра. Закрепление классицистических приемов на национальной почве помогло русским драматургам Сумарокову, Фонвизину, Языкову, Ломоносову, Хераскову создать подлинные шедевры, имеющие непреходящее значение и ныне. Впоследствии преодоление ограниченных приемов классицизма

(соблюдения трех единств – времени, места и действия; четкое разделение героев на положительных и отрицательных; патетика)

послужило катализатором для развития дальнейших театральных форм.

Благодаря усилиям Сумарокова и Хераскова, театральные спектакли смогло увидеть большое количество людей, причем не только дворянского происхождения. Однако во многом половинчатые меры, предпринятые Елизаветой (в первую очередь, недостаточное финансирование), не смогли дать подлинного расцвета театральным подмосткам 18 века.

Но русский театр 18 века расцвел в полную силу только при Екатерине Великой.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Русский театр. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.