Русская философия второй половины XVIII века: характеристика периода, выдающиеся представители

Русское просвещение второй половины XVIII века было вызвано к жизни масштабными идейно-культурными процессами, происходящими в русском обществе в результате петровских реформ.

Однако главной и существенной особенностью русского просвещения, в отличие от европейского, было то, что выразителем и проводником идей просвещения стала не буржуазия, как на Западе, а дворянство.

Развитие капиталистических отношений и зарождение буржуазии в России происходило на фоне усиления крепостнической системы и все большего закрепощения основной массы населения. Самодержавие являлось гарантом привилегий дворянского сословия, поэтому дворянство всеми силами защищало царскую власть и обосновывало его законность.

Идеи просвещения в России подчинялись и подстраивались под необходимость обоснования справедливости и разумности самодержавной власти.

Екатерина Великая

порт. императрицы Екатерины II., худ Д.Левицкий, 1794

В конце июня 1762 г на русский престол взошла Екатерина II – “императрица- философ”. Екатерина вела переписку со многими философами Французского Просвещения и была активным поборником их идей. Особенно увлекалась императрица учением Вольтера. Вслед за императрицей, представители русского дворянства также восприняли идеи Просвещения и со временем течение, получившее название “вольтерьянство”, начало охватывать все более широкие слои русского общества. Повсеместное увлечение передовыми идеями философов-энциклопедистов создало благотворную почву для выдвижения выдающихся мыслителей эпохи Русского Просвещения.

 Выдающиеся философы эпохи

В эту эпоху жили и творили выдающиеся представители русской общественно-политической и философской мысли, предопределившие дальнейшие пути развития всей русской философии.

М.В.Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов

Ярчайшим представителем естественнонаучных концепций в русской философии XVIII века был гениальный ученый, поэт и философ Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765). Ломоносов – уникальное явление в русской науке и философии. Его научные открытия намного опередили его время (например, закон сохранения материи). Его философские труды заложили основы материалистической традиции в русской философии. В философских трудах Ломоносова материализм пронизан глубокой религиозностью. Ломоносов провозглашает “святость” научного исследования и свободной работы мысли.

Особое внимание Ломоносов уделяет изучению общих законов строения и движения материи. Центральное место в мировоззрении мыслителя занимает атомно-молекулярная гипотеза и основанные на ней принципы движения и сохранения материи. Ломоносов считал, что движение является изменением в общем смысле. Его представления о законах движения материи исходили из принципов механистического материализма. Ломоносов придавал большое значение методам эмпирического познания, в то же время признал важность и необходимость рационалистических методов познания. В своих социально-философских и этических воззрениях великий ученый и мыслитель выражал озабоченность судьбами своего отечества, своего народа и отечественной науки.

 

А.Н.Радищев

Александр Николаевич Радищев

Особое место в русской культуре этого периода занимает Александр Николаевич Радищев (1749 – 1802). В истории русской общественно-политической и философской мысли Радищев стал первым проводником идей либерализма, демократического устройства государственной власти и свободного гражданского общества. Всю свою подвижническую жизнь Радищев проповедовал гуманистические ценности, идеи свободы и справедливости, защиты прав человека и прав собственности, идеи равенства всех перед законом. Он выступал за незамедлительную отмену крепостного права и создание справедливого общественного устройства на основе “общественного договора”.

Н.А. Бердяев назвал Радищева родоначальником русской интеллигенции.

Еще одним выдающимся философом-мыслителем, жившим в этот период, был Григорий Савич Сковорода (1722 – 1794) — философ-скиталец, мудрец и учитель.

Григорий Саввович Сковорода

Григорий Саввович Сковорода

Сковорода — один из самых интересных и оригинальных русских философов, намного опередивший свое время. В своих философских трудах Сковорода противопоставлял материальное и духовное. Будучи не в силах решить противоречия между этими понятиями, философ провозгласил библейские истины аллегориями и символами, нуждающимися в истолковании. В этом утверждении прослеживается его связь с древними формами пантеизма.

Ключом ко всем разгадкам бытия для Сковороды является человек. Философ говорит о внешнем и внутреннем человеке. Внутренний человек – это новый человек, который живет в каждом. Необходимо, чтобы человек открыл в себе этого нового человека и тем самым постиг суть бытия и Бога. Обретение своего внутреннего “я” – это духовная работа каждой личности, обретение самого себя. В этих рассуждениях Сковороды мы видим основы экзистенциализма — направления в философии, которое сформируется спустя два века в трудах Бердяева, Сартра, Марселя, Хайдеггера и других. Сковорода считал, что внешний и внутренний человек (его материальная и духовная сущность) едины. В этом тезисе философа можно явственно увидеть интуицию всеединства, которая впоследствии станет одной из ключевых идей русской философии.

XVIII век стал важным этапом в развитии русской культуры. Век Просвещения выдвинул целую плеяду видных общественных деятелей, ученых, писателей и философов. В эпоху Русского Просвещения в русской философии начинают формироваться оригинальные мировоззренческие концепции, рожденные из недр русского национального характера и мироощущения.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Русская философия с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария: Русская философия второй половины XVIII века: характеристика периода, выдающиеся представители

  1. туйа говорит:

    такую хорошую тему я не могу скачать, почему?

Добавить комментарий