Русская философия второй половины XVIII века — характеристика периода, выдающиеся представители

Философия второй половины 18 века в России — это движение национальной интеллектуальной мысли в русле просветительства. Русское просвещение этого периода было вызвано к жизни масштабными идейно-культурными процессами, происходящими в обществе в результате петровских реформ.

Однако главной и существенной особенностью русской философии просвещения, в отличие от европейского, было то, что выразителем и проводником идей просвещения стала не буржуазия, как на Западе, а дворянство.

Развитие капиталистических отношений и зарождение буржуазии в России происходило на фоне усиления крепостнической системы и все большего закрепощения основной массы населения. Самодержавие являлось гарантом привилегий дворянского сословия, поэтому дворянство всеми силами защищало царскую власть и обосновывало его законность.

Идеи просветительства в стране подчинялись и подстраивались под необходимость обоснования справедливости и разумности самодержавной власти.

Екатерина Великая

порт. императрицы Екатерины II., худ Д.Левицкий, 1794

В конце июня 1762 г на русский престол взошла Екатерина II – «императрица- философ». Екатерина вела переписку со многими мыслителями французского Просвещения и была активным поборником их идей. Особенно увлекалась императрица учением Вольтера. Вслед за ней представители русского дворянства также восприняли эти идеи и со временем течение, получившее название “вольтерьянство”, начало охватывать все более широкие слои русского общества. Повсеместное увлечение передовыми идеями философов-энциклопедистов создало благотворную почву для выдвижения выдающихся отечественных мыслителей эпохи Русского Просвещения.

В эту эпоху жили и творили выдающиеся представители русской общественно-политической и философской мысли, предопределившие дальнейшие пути развития всей отечественной философии.

М.Ломоносов

Ярчайшим представителем естественнонаучных концепций в  XVIII века был гениальный ученый, поэт и философ Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765), действительно  – уникальное явление во всей нашей культуре.

М.В.Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов

Его научные открытия намного опередили его время (например, закон сохранения материи). Его философские труды заложили основы материалистической традиции в русской философии. В этих трудах ученого материализм пронизан глубокой религиозностью. Философ провозглашает “святость” научного исследования и свободной работы мысли.

Особое внимание Ломоносов уделяет изучению общих законов строения и движения материи. Центральное место в мировоззрении мыслителя занимает атомно-молекулярная гипотеза и основанные на ней принципы движения и сохранения материи. Михаил Васильевич считал, что движение является изменением в общем смысле. Его представления о законах движения материи исходили из принципов механистического материализма. Ученый придавал большое значение методам эмпирического познания, в то же время признал важность и необходимость рационалистических методов познания. В своих социально-философских и этических воззрениях великий мыслитель выражал озабоченность судьбами своего отечества, своего народа и отечественной науки.

А.Радищев

А.Н.Радищев

Александр Николаевич Радищев

Особое место в русской культуре этого периода занимает Александр Николаевич Радищев (1749 – 1802), ставший в нашей истории общественно-политической и философской мысли первым проводником идей либерализма, демократического устройства государственной власти и свободного гражданского общества. Всю свою подвижническую жизнь он проповедовал гуманистические ценности, идеи свободы и справедливости, защиты прав человека и прав собственности, идеи равенства всех перед законом. Он выступал за незамедлительную отмену крепостного права и создание справедливого общественного устройства на основе “общественного договора”.

Н.А. Бердяев назвал Радищева родоначальником русской интеллигенции.

Г.Сковорода

Еще одним выдающимся философом-мыслителем, жившим в этот период, был Григорий Савич Сковорода (1722 – 1794) — философ-скиталец, мудрец и учитель.

Григорий Саввович Сковорода

Григорий Саввович Сковорода

Сковорода — один из самых интересных и оригинальных русских философов. В своих трудах этот мыслитель противопоставлял материальное и духовное. Будучи не в силах решить противоречия между этими понятиями, философ провозгласил библейские истины аллегориями и символами, нуждающимися в истолковании. В этом утверждении прослеживается его связь с древними формами пантеизма.

Ключом ко всем разгадкам бытия для Сковороды является человек. Философ говорит о внешнем и внутреннем человеке. Внутренний человек – это новый человек, который живет в каждом. Необходимо, чтобы человек открыл в себе этого нового человека и тем самым постиг суть бытия и Бога. Обретение своего внутреннего “я” – это духовная работа каждой личности, обретение самого себя.

В этих рассуждениях Сковороды мы видим основы экзистенциализма — направления в философии, которое сформируется спустя два века в трудах Бердяева, Сартра, Марселя, Хайдеггера и других.

Сковорода считал, что внешний и внутренний человек (его материальная и духовная сущность) едины. В этом тезисе философа можно явственно увидеть интуицию всеединства, которая впоследствии станет одной из ключевых идей отечественной философии.

XVIII век стал важным этапом в развитии культуры России. Век Просвещения выдвинул целую плеяду видных общественных деятелей, ученых, писателей и философов. В эту эпоху в философии начинают формироваться оригинальные мировоззренческие концепции, рожденные из недр русского национального характера и мироощущения.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Русская философия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.