Русская философия первой половины XVIII века: особенности, проблематика и представители

Начало XVIII века стало переломным периодом в развитии всей русской культуры. Начиналась эпоха Русского Просвещения, которая ознаменовалась новыми, прогрессивными идеями, предопределившими вектор развития русской культуры последующих эпох.

Философия первой половины 18 века — черты, особенности

В этот период в философской мысли начинается формирование оригинальных мировоззренческих концепций, рожденных из недр русского национального характера и мироощущения. Избрание на царство династии Романовых в 1613 году положило начало:

  •  европеизации России,
  • формирования социальных и культурных предпосылок просветительства

Реформы Петра Великого открыли новую страницу в российской истории, послужили толчком для дальнейшего развития образования, науки, искусства, общественно-политической мысли и философии. Это был объективный процесс, обусловленный закономерностями исторического развития всей европейской цивилизации, частью которой отныне и навсегда стала Россия.

В XVIII веке в российской общественно-политической и культурной жизни происходит мировоззренческий раскол общества. Одна часть российского общества органично приняла европейские тенденции развития, а другая, хоть и осознавала неизбежность включения страны в общеевропейский культурно-исторический процесс, но все же всеми силами противостояла этому.

В европейской истории XVIII век — период Нового времени, ставший поворотным пунктом в развитии всей современной цивилизации. Зарождающиеся новые общественные отношения положили начало эре великих научных открытий. Человек пытается понять устройство мира путем наблюдения за природой и осмысления ее законов. Он выступает в активной позиции интерпретатора природы, познающего ее законы. В эпоху Нового времени происходит отход от религиозных мировоззренческих канонов, секуляризация культурной и общественной жизни и распространение светских научных знаний. Параллельно расцвету естественных наук, бурное развитие переживает также философия.

Характерной особенностью всей культуры этого периода стало обращение к человеку, познание его личности, осмысление роли и места человека в мироздании.

Культурный диалог с Европой стал базой для дальнейшего развития философской мысли в России и создания оригинальных мировоззренческих концепций.

«Ученая Дружина» Петра I

Итак, в первой половине XVIII века ведущими тенденциями в общественной мысли России стали идеи европеизации и абсолютизма. Выразителями и проводниками этих идей в русском обществе стали представители “Ученой Дружины” Петра I.

Феофан Прокопович

Феофан Прокопович

Одним из основных интеллектуальных наставников и лидеров петровской “Дружины” был выдающийся общественный деятель Феофан Прокопович (1677 – 1736). Он участвовал в разработке различных программ внутренней и внешней политики петровской эпохи. В своих философских трудах мыслитель стремится найти смысл и сущность бытия посредством изучения природы и ее законов. Прокопович отождествляет бога с природой и материей, из чего можно сделать вывод о деистическом характере его рассуждений.

Одним из самых важных результатов петровских реформ стало появление светской литературы.

Антиох Кантемир

Антиох Дмитриевич Кантемир

Выдающийся писатель и дипломат Антиох Дмитриевич Кантемир (1708 – 1744) открыл своим творчеством историю русской светской литературы. Он был членом “Ученой Дружины”и горячим поборником петровских реформ. Сатиры автора  носили социальный и политический характер, содержали критику нравов дворянства, были направлены против невежества и произвола помещиков и представителей церковной реакции.

Василий Никитич Татищев (1686—1750) был видным идеологом и проповедником просвещенного абсолютизма.

В.Н.Татищев

Василий Никитич Татищев

Он стал автором труда “История Российская” – первого капитального труда, посвященного отечественной истории. Татищев занимал крупные государственные посты, был образованным и просвещенным человеком, активно проповедовавшим идеи “естественного права” и “общественного договора”, свободы и автономии личности. Однако эти идеи мыслились им исключительно в рамках абсолютизма. Он имел пантеистические философские воззрения, рассматривал природу как комплекс божественных проявлений. Наиболее отчетливо свои философские взгляды мыслитель  изложил в трактате под названием «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ». В этом труде он весьма оригинально классифицировал науки по принципу полезности: Татищев разделил науки на “нужные”, “любопытные”, “щегольские” и “вредные”.

К “нужным” он относил естественные науки, богословие, логику, медицину и все предметы, которые способствуют физическому процветанию и материальному благосостоянию.

  • “Вредными” науками он называл колдовство и гадание.
  • “Любопытные” науки – это астрология, хиромантия и т.д.,
  • а к “щегольскием” наукам относились различные виды искусства.

Татищев попытался также дать политико-культурологическое осмысление петровским реформам, направленным на европеизацию России, в результате чего создал теорию «всемирного умопросвечения». Суть этой теории сводится к тому, что только развитие ума, то есть просвещение, может стать основой прогресса. Философ выступает против противопоставления культур; он считает, что все культуры на земле едины, а более высокое развитие той или иной культуры не означает превосходства одного народа над другим. Уровень развития культуры он связывал с приобщением народа к наукам и философии, поэтому вся деятельность Татищева была направлена на просвещение российского общества.

Попытаться разгадать наш онлайн кроссворд о Петре I — здесь 

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Русская философия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.