Становление философии культуры в России в 18 веке

В истории культурологии начало XVIII века ознаменовалось значительными изменениями. Эти преобразования были обусловлены рядом процессов, набиравших обороты в то время.

 Русская культура до XVIII века

 Противопоставление святости и знания

Отечественная культура периода, предшествовавшего XVIII веку, отличалась максимальной ориентированностью на многовековые традиции православного мироощущения. Русская церковь играла поистине решающую роль в вопросах формирования взглядов на мир, общество, человека, его активность и, что самое важное для нас, на культуру. Но едва ли это была культура в современном понимании, поскольку в это время она представлялась понятием светским и с клерикальных позиций противопоставлялась русской духовности, в которой и виделась самая главная для русского человека форма рефлексии мира. Это послужило основанием для стойкого культурного изоляционизма, когда в Европе стала активно развиваться наука и распространяться знания. В Московском государстве этим знаниям противопоставляли русскую святость и активно отрицали «афинейскую премудрость», апеллируя к таким духовным апологетам, как Даниил Заточник или Зиновий Отенский, поскольку, по их мнению, святость не могла быть рационализирована, а, стало быть, любые попытки это сделать изначально ошибочны. Таким образом, духовность, подменявшая в то время культуру:

а) не имела никакого познавательного элемента в повседневном контексте, поскольку тенденция к её секуляризации отсутствовала;

б) по своей природе была афилософской. Она не допускала свободного духовного поиска, поскольку уже имела ответы на нужные вопросы, и призывала человека придерживаться этих рецептов, а не искать новые.

Старообрядчество

«Гарантом» консервативного восприятия культуры выступали также и старообрядцы, ратовавшие за традиционность, прежде всего, в написании икон, не признававшие новых течений и излишнего реализма в изображении и не позволявшие до определённой поры свободно двигаться в направлении светской культуры.

Философия культуры в XVIII веке. Рождение светской культуры

Появление западнических тенденций.

Наступление XVIII века ознаменовалось началом активной европеизации, проводимой Петром Великим. Это стало причиной появления философии культуры нового образца – той самой культуры, которая послужила основой для становления идей западничества, исповедовавших идеалы культурной состязательности и необратимо ведших к взаимному диалогу этих культур, и вскрывала «капсулу времени» русской православной традиции, придерживавшейся замкнутости все эти годы.

На смену патриархальной «Святой Руси» приходит цивилизованная «Российская Европия».

Новая философия западничества:

  • противостояла духовному мировоззрению;
  • пыталась ликвидировать замкнутость русского мира, проповедуя диалог культур и их конкуренцию;
  • характеризовалась определённой нейтральностью в вопросах вероисповедания.

Все эти обстоятельства делали западничество убедительным обоснованием новых светских тенденций.

Появление русской интеллигенции и зарождение буржуазной ментальности

Петром были созданы в том числе и  так называемые «табельные праздники», которые являлись гражданскими торжествами, противопоставленными церковным праздничным датам. Всё это вело к появлению на территории империи идей светского гуманизма – качественно иной для России философии, укреплению новых культурных стереотипов.

Кроме того, результатом этой политики первого русского самодержца стало появлении нового слоя — русской интеллигенции – принципиально новой группы людей, которые были призваны:

  • хранить и распространять научное знание;
  • быть проводниками Просвещения и образования, поборниками нового мировоззрения.

Кроме того, проникновение европейских идей в Россию сформировало ещё одно важное обстоятельство – возникновение буржуазной ментальности и зарождение светской бытовой культуры. Человек, взращённый на западных ценностях, использующих их в жизни, окружал себя вещами, книгами, идеями и мыслями, присущими новой жизненной философии.

 «Всемирное умопросвячение» В.Н. Татищева

Первым представителем новой интеллигенции, предпринявшим попытку рефлексии итогов европеизации, стал В.Н. Татищев. Будучи человеком своего времени, он был активным сторонником приобщения России к общеевропейскому пути развития и именно в этом видел её будущее. Его концепция «всемирного умопросвячения» подразумевала такие положения:

а) необходима интеграция, диалог культур и взаимный обмен опытом, замыкание же на консервативных традициях учёный считал неприемлемым;

б) все дела совершаются в силу ума или глупости. Ум, в отличие от глупости, является важнейшей характеристикой, залогом счастья, центральным понятием философии. В связи с этим, суть и цель просвещения состоит во всестороннем развитии ума и преобразовании его в разум.

В.Н. Татищев выдвигал идею, согласно которой, всякая культура в своём «просвячении» должна пройти три этапа:

а) приобретение буквенного знания. В самом начале своей истории люди жили по естественному закону, который был «вложен» первому человеку и хранился исключительно в человеческой памяти. Затем происходит письменная фиксация опыта, когда памяти человека для сохранения и передачи опыта и законов предков становится недостаточно. Эта фиксация должна служить основой для создания общего «письменного закона», который пришёл бы на смену естественному и являлся бы залогом становления и развития культуры и цивилизации, а не только отражением политических процессов. Татищев видел в письменном законе определённый свод писаных правил, по которому отныне предстояло жить народу. Для славян таким законом стала «Русская правда».

б) принятие заповедей Христа, привносящих в закон определённое мерило духовности, не позволяющее культуре погрязнуть в язычестве.

в) освоение традиций книгопечатанья. Именно это открывает широкий простор для развития светской культуры, науки и распространения знаний в целом.

Поскольку Татищев ориентировался на идеалы европейского Просвещения, закон для него был основным залогом становления цивилизации, а не просто политической необходимостью. Основывая благосостояние любой цивилизации на духовности и следованию заветам Христа, он, вместе с тем, важную роль отводил массовому распространению знаний – залогу культурного развития, легитимируя таким способом процессы, протекавшие в его государстве.

Татищев видел идеал развития в своеобразном «выравнивании» культурно-исторического процесса и в поиске цели, которая оказалась бы общей для всех культур. Согласно его концепции, все человеческие культуры равноценны, просто находятся на разных этапах становления, причём степень развития определялась исследователем степенью приобщения народа к философии и культуре.

В связи с этим будущее России видится автору в:

а) отказе от монопольной церковности;

б) тесной связи культуры со светской властью и процессами государственного строительства.

Именно эти выводы и стали идейной основой русской философии Просвещения в XVIII веке.

 Идея культурной самостоятельности славян М.В. Ломоносова

Концепцию, утверждающую самобытность славянского народа, предложил отечественный учёный М.В. Ломоносов. В своих работах, посвящённых истории, исследователь попытался определённым образом теоретизировать путь, пройденный Россией, и придать ему определённую логическую структуру. Он разделил историю на несколько этапов, преодолевая которые, Русь эволюционировала из разрозненных племён в единое национальное государство. Исследователь

  • решительно отвергал мнение о дикости славянских племён, распространившееся в то время в историографии;
  • приводил доказательства несостоятельности норманнской теории.

Полемизируя с историком Миллером, Ломоносов указывал на малое количество варяжских слов в русском языке, настаивал на аутентичности русской культуры и отрицал решающее влияние варяжского элемента в её формировании. М.В. Ломоносов привносил таким образом культурологический аспект в отечественную историографию и создавал идеологические основы для нового направления в отечественной мысли – светского славянофильства.

 Концептуальное обоснование теории славянофильства в работах С.Е. Десницкого и М.М. Щербатова

Критерии цивилизации С.Е. Десницкого

Для философа С.Е. Десницкого особую важность представляла не столько наука в узком понимании, сколько хозяйственная деятельность народа в целом. Согласно его концепции, человечество на пути своего развития должно пройти четыре основных этапа:

I) первобытный;

II) скотоводческий (пастушеский);

III) «хлебопашественный»;

IV) коммерческий.

Последний этап характеризовался разделением труда, выделением сети мануфактур, финансовой и торговой сферы. Только достижение его являлось залогом существования цивилизации. Можно сказать, что учёный вводит новые её критерии:

а) развитая хозяйственная деятельность во всём многообразии;

б) общее благоустройство, основанное на просвещении и науке.

Проблема культурного единения в трудах М.М. Щербатова

Наследие М.М. Щербатова представляет нам новое видение проблемы Просвещения. По его мнению, Россия, переняв европейский опыт, получила ряд проблем, связанных с потерей культурного единения. Русский человек, активно эксплуатировавший западные интеллектуальные достижения, не мог при этом применить их к местному мировоззренческому опыту и, как следствие, оказывался не в состоянии усмотреть в них оснований для дальнейшего культурного развития в рамках общеевропейских ценностей.

Эти идеи М.М. Щербатова предвосхитили дальнейшее развитие отечественной мысли в рамках славянофильства.

Русская  культура в XVIII веке претерпела значительные трансформации. Заимствование Россией европейского опыта послужило основой:

  • появления самостоятельной светской культуры, послужившей альтернативой традиционной духовности;
  • формирования интеллигенции и распространения буржуазной ментальности;
  • роста популярности идей светского Просвещения;
  • зарождения двух новых мировоззрений – западничества и славянофильства, которые уже к XIX веку эволюционируют в мощные культурно-философские течения.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Философия культуры с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий