Религия как форма духовной культуры

Религия — это цельная мировоззренческая система. Пытаясь охватить все стороны человеческой жизни, она исходит из позиций иррационального – божественного — происхождения мироздания. Отсюда происходят и утверждения о божественном управлении миром.

Таким образом, она является:

  • Проявлением иррационального сознания человека
  • Стремлением построить системную и целостную мировоззренческую картину
  • Упорядочиванием представлений о бытии
  • Созданием психологически удобного объяснения имеющегося миропорядка, базирующегося на идее божественного происхождения и управления миром.

Религия и мифология 

По определению эти два понятия культуры связаны общими представлениями о божественном сотворении всего сущего. Однако в дальнейшем они расходятся, поскольку религия основывается на этическом учении о добре и зле.

Противостояние темных сил — силам светлым.  Это одно из её основных свойств, задачей которого становилось решение именно мировоззренческих задач людей. Формирование религиозного мироощущения и оттеснение им мифологического миропонимания происходит с 1 тыс. до н.э. по 1 тыс. н.э. в период развития раннегородских цивилизаций, где значительную роль стала играть личная активность человека и его инициатива.

 По мере становления этого института общества этот феномен стал приобретать также социально-регулятивные и даже  идеологические функции.

Религия и культура

Сходство этих нормативно-регулятивных функций в области нормирования и упорядочивания  жизни социума делает правомочным сравнение этих двух понятий. Однако  здесь есть одна весомая разница, а именно:

 Культура существует на базе социальной договоренности (конвенции) между членами данного общества, которая представлена в традициях, а религия  — на базе сакральной договоренности (конвенции) между человеком и Богом, которая «закреплена» в формах различных видов религиозных доктрин.

 Основы религиозных представлений и веры изложены в священных писаниях. Следует отметить, что эти произведения сами по себе являются ярким образцами мировой культуры, неиссякаемыми источниками новых и новых творений.

Религия и наука

Главным отличием научно-рационального миропонимания от религиозного становится:

  • Полное отсутствие иррациональности и мистики в вопросах учения о происхождении мира и управлении им
  • Появление скептического отношения к проблеме эсхатологии и телеологии
  • Возникновение новых принципов классификации и систематизации, основанных на появлении нового инструментария и исследовательских методов

 Неправильно также  путать веру с суевериями – различными предрассудками и заблуждениями, приметами и т.д. Интересно, что оба вида веры- и светская, и религиозная  — достаточно нетерпимо или иронично относятся к этим остаткам языческих представлений о мироздании.

Вера в религии обыкновенно сопровождается отправлением тех или иных ритуалов, связанных с поклонением субъектам веры. На этих двух китах – вере и поклонении – зиждется любая религия.

Структура, задачи и ключевые понятия религии

Религию определяет многокомпонентная структура, где общими для всех верований является следующее:

Первое – это обязательное наличие духовного ядра. Его составляют собственно верования. Все прочее – обрамление, служащее претворению в жизнь самой идеи. Бог – создатель и верховный вершитель судеб. (Ряду религий присуще многобожие – дань языческим традициям (пантеизм). Но религии, претендующие на роль мировых, как правило, основаны на идее верховенства одного бога (монотеизм).)

Религии обобщили человеческие представления о мире, который их окружает, основываясь на вполне реальных фактах и событиях. Исторические события подаются в них с учетом следственно-причинных связей, правда, неизбежно приправленных толикой мистицизма. Они дают человеку не столько понимание, сколько переосмысление, сопереживание событий, о которых повествует.

Второй принцип – влияние на все сферы поведения ее приверженцев. Чем слабее влияние религии на объект, тем сильнее оказываются возможности мирского воздействия на него. И наоборот.

Но как бы то ни было, поведение верующего в обществе всегда соотносимо с конфессией. Иными словами, в той или иной степени человек ведет себя так, как это предписывается его религией.

И третий принцип – верования отражаются в культе. Культ — совокупность возведенных в каноны форм поклонения Богу, а также всевозможным святыням (предметам, местам и т.п.). Это могут быть шествия, молебны и прочие священнодейственные обряды и ритуалы. Они отправляются как в храме, так и в быту.

Ключевые вопросы религиозного миропонимания

Это :

  • Проблема конечности жизни (бытия)
  • Феномен смерти
  • Вопросы греха и воздаяния за него
  • Проблема искупления и нравственного существования

По мысли российского академика А.Я.Флиера, этот духовный феномен можно считать наиболее систематизированным и полным учением о смерти и ее нравственно-философских основаниях, где «изложены»:

  • Теория несовершенства мира и его неполное соответствие замыслу Создателя
  • Проблема присутствия противостоящих Творцу «темных сил»
  • Вопрос о греховности человека

Cовременный мир и религия: функции и задачи

Для всех мировых религий характерны определенные функции, исполняемые ими в обществе.

Это функции:

  • компенсаторная (восполнение ограниченности человеческих возможностей),
  • мировоззренческая (создание и насаждение представлений об устройстве мира),
  • коммуникативная (общение),
  • интегрирующе-дезинтегрирующая (объединение и разъединение групп людей и индивидуумов)
  • и регулятивная (управление сознанием и поведенческой линией верующих с помощью догматов,  традиций, ритуалов).

Очевидно, что даже в самых индустриальных и постиндустриальных обществах, основывающихся на полном торжестве научной парадигмы и светском мировоззрении, религия как социальный институт остается важнейшим регулятивным инструментом жизни общества, когда религиозность является одной из форм коллективной психологической и нравственной самоорганизации людей.

Вера религиозная и вера светская — понятия и различия

Основополагающей догмой любой религии является вера. Отсюда и обозначение сторонников той или иной религии – верующие.

Вера основывается на догматах —  своего рода аксиомах, т.е. на том, что обязано быть принятым без каких-либо доказательств и попыток проверить.

Любые события, как бы они ни казались нереальными, надуманными, сверхъестественными, надлежит принять как непременный факт. Сомнение – тяжкий грех, ересь.
Религиозная вера – не что иное, как безоговорочное принятие любой преподносимой информации на слово,  как такой, что не требует подтверждения или проверки.

Помимо религиозной бывает еще светская вера, четко различающая: это существует на самом деле, а то находится за пределами человеческого разума.

Светская вера опирается в основном на суждения и оценки ученых, специалистов, когда не отрицается возможность проверки тех или иных знаний путем эксперимента, логики, научного исследования. Светская вера не является предметом незыблемым и неизменным, а возникает ситуативно, исходя из тех или иных условий.

Отсюда – не каждая вера и не всякое поклонение способны породить религию.
Собственно зачатки светской веры следует искать уже в позднем Средневековье  и в начале Нового времени, когда происходит формирование научно-рациональной системы мировоззрения. Справедливости ради стоит заметить, что отдельные элементы такого мировоззрения появились уже и в Античности, а рациональная основа истолкования и систематизации  миропредставлений присутствовала и в религиозных учениях.

Наша презентация

Кроме того, важным свойством современных религий является достаточная пластичность этих верований, сделавшая возможным их равновесное сосуществование как с научной картиной мира современного человека, так и взаимодействие религии с искусством, средствами массовой информации и т.д.

Таким образом, современный мир отличает практически полное отсутствие любого соперничества между светским и религиозным мировоззрением.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Теория культуры. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.