Религия – это цельная мировоззренческая система. Пытаясь охватить все стороны человеческой жизни, она исходит из позиций иррационального – божественного – происхождения мироздания. Отсюда происходят и утверждения о божественном управлении миром.
- Проявлением иррационального сознания человека
- Стремлением построить системную и целостную мировоззренческую картину
- Упорядочиванием представлений о бытии
- Созданием психологически удобного объяснения имеющегося миропорядка, базирующегося на идее божественного происхождения и управления миром.
Религия и мифология
По определению эти два понятия культуры связаны общими представлениями о божественном сотворении всего сущего. Однако в дальнейшем они расходятся, поскольку религия основывается на этическом учении о добре и зле.
Противостояние темных сил – силам светлым. Это одно из её основных свойств, задачей которого становилось решение именно мировоззренческих задач людей. Формирование религиозного мироощущения и оттеснение им мифологического миропонимания происходит с 1 тыс. до н.э. по 1 тыс. н.э. в период развития раннегородских цивилизаций, где значительную роль стала играть личная активность человека и его инициатива.
По мере становления этого института общества этот феномен стал приобретать также социально-регулятивные и даже идеологические функции.
Религия и культура
Сходство этих нормативно-регулятивных функций в области нормирования и упорядочивания жизни социума делает правомочным сравнение этих двух понятий. Однако здесь есть одна весомая разница, а именно:
Культура существует на базе социальной договоренности (конвенции) между членами данного общества, которая представлена в традициях, а религия – на базе сакральной договоренности (конвенции) между человеком и Богом, которая «закреплена» в формах различных видов религиозных доктрин.
Основы религиозных представлений и веры изложены в священных писаниях. Следует отметить, что эти произведения сами по себе являются ярким образцами мировой культуры, неиссякаемыми источниками новых и новых творений.
Религия и наука
Главным отличием научно-рационального миропонимания от религиозного становится:
- Полное отсутствие иррациональности и мистики в вопросах учения о происхождении мира и управлении им
- Появление скептического отношения к проблеме эсхатологии и телеологии
- Возникновение новых принципов классификации и систематизации, основанных на появлении нового инструментария и исследовательских методов
Неправильно также путать веру с суевериями – различными предрассудками и заблуждениями, приметами и т.д. Интересно, что оба вида веры- и светская, и религиозная – достаточно нетерпимо или иронично относятся к этим остаткам языческих представлений о мироздании.
Вера в религии обыкновенно сопровождается отправлением тех или иных ритуалов, связанных с поклонением субъектам веры. На этих двух китах – вере и поклонении – зиждется любая религия.
Структура, задачи и ключевые понятия религии
Религию определяет многокомпонентная структура, где общими для всех верований является следующее:
Первое – это обязательное наличие духовного ядра. Его составляют собственно верования. Все прочее – обрамление, служащее претворению в жизнь самой идеи. Бог – создатель и верховный вершитель судеб. (Ряду религий присуще многобожие – дань языческим традициям (пантеизм). Но религии, претендующие на роль мировых, как правило, основаны на идее верховенства одного бога (монотеизм).)
Религии обобщили человеческие представления о мире, который их окружает, основываясь на вполне реальных фактах и событиях. Исторические события подаются в них с учетом следственно-причинных связей, правда, неизбежно приправленных толикой мистицизма. Они дают человеку не столько понимание, сколько переосмысление, сопереживание событий, о которых повествует.
Второй принцип – влияние на все сферы поведения ее приверженцев. Чем слабее влияние религии на объект, тем сильнее оказываются возможности мирского воздействия на него. И наоборот.
Но как бы то ни было, поведение верующего в обществе всегда соотносимо с конфессией. Иными словами, в той или иной степени человек ведет себя так, как это предписывается его религией.
И третий принцип – верования отражаются в культе. Культ – совокупность возведенных в каноны форм поклонения Богу, а также всевозможным святыням (предметам, местам и т.п.). Это могут быть шествия, молебны и прочие священнодейственные обряды и ритуалы. Они отправляются как в храме, так и в быту.
Ключевые вопросы религиозного миропонимания
Это :
- Проблема конечности жизни (бытия)
- Феномен смерти
- Вопросы греха и воздаяния за него
- Проблема искупления и нравственного существования
По мысли российского академика А.Я.Флиера, этот духовный феномен можно считать наиболее систематизированным и полным учением о смерти и ее нравственно-философских основаниях, где «изложены»:
- Теория несовершенства мира и его неполное соответствие замыслу Создателя
- Проблема присутствия противостоящих Творцу «темных сил»
- Вопрос о греховности человека
Cовременный мир и религия: функции и задачи
Для всех мировых религий характерны определенные функции, исполняемые ими в обществе.
Это функции:
- компенсаторная (восполнение ограниченности человеческих возможностей),
- мировоззренческая (создание и насаждение представлений об устройстве мира),
- коммуникативная (общение),
- интегрирующе-дезинтегрирующая (объединение и разъединение групп людей и индивидуумов)
- и регулятивная (управление сознанием и поведенческой линией верующих с помощью догматов, традиций, ритуалов).
Очевидно, что даже в самых индустриальных и постиндустриальных обществах, основывающихся на полном торжестве научной парадигмы и светском мировоззрении, религия как социальный институт остается важнейшим регулятивным инструментом жизни общества, когда религиозность является одной из форм коллективной психологической и нравственной самоорганизации людей.
Вера религиозная и вера светская – понятия и различия
Основополагающей догмой любой религии является вера. Отсюда и обозначение сторонников той или иной религии – верующие.
Вера основывается на догматах – своего рода аксиомах, т.е. на том, что обязано быть принятым без каких-либо доказательств и попыток проверить.
Любые события, как бы они ни казались нереальными, надуманными, сверхъестественными, надлежит принять как непременный факт. Сомнение – тяжкий грех, ересь.
Религиозная вера – не что иное, как безоговорочное принятие любой преподносимой информации на слово, как такой, что не требует подтверждения или проверки.
Помимо религиозной бывает еще светская вера, четко различающая: это существует на самом деле, а то находится за пределами человеческого разума.
Светская вера опирается в основном на суждения и оценки ученых, специалистов, когда не отрицается возможность проверки тех или иных знаний путем эксперимента, логики, научного исследования. Светская вера не является предметом незыблемым и неизменным, а возникает ситуативно, исходя из тех или иных условий.
Отсюда – не каждая вера и не всякое поклонение способны породить религию.
Собственно зачатки светской веры следует искать уже в позднем Средневековье и в начале Нового времени, когда происходит формирование научно-рациональной системы мировоззрения. Справедливости ради стоит заметить, что отдельные элементы такого мировоззрения появились уже и в Античности, а рациональная основа истолкования и систематизации миропредставлений присутствовала и в религиозных учениях.
Наша презентация
Кроме того, важным свойством современных религий является достаточная пластичность этих верований, сделавшая возможным их равновесное сосуществование как с научной картиной мира современного человека, так и взаимодействие религии с искусством, средствами массовой информации и т.д.
Таким образом, современный мир отличает практически полное отсутствие любого соперничества между светским и религиозным мировоззрением.