В середине 19 века наиболее важным духовным центром Российской империи у русского общества был драматический театр. Общество, как правило, впитывало те свободолюбивые мысли и чувства, которые были слышны со сцены и которые были призваны выставить напоказ все мрачные аспекты действительности, защитить интересы каждого человека и ответить на «проклятые» вопросы.
В этом виделась возрастающая роль театра как просветительного центра для низших неграмотных классов империи.
Массовую популярность этому виду искусства постоянно добавляли всевозможные печатные издания, выпускавшие рецензии, статьи и обзоры всесторонней театральной деятельности.
- В Петербурге театральную жизнь описывали и «Северная пчела» и «Голос»;
- в Москве – «Московские ведомости», «День» и др.
В это время появляются и первые специальные театральные издания, например,
«Русская сцена», «Музыкальный и театральный вестник», «Музыка и театр», «Антракт».
Расширяется и список самих театров, которые стали возникать практически в каждом российском городе.
Деятельность театрального начальства, монополия Дирекции императорских театров
Русский театр 19 века был крайне монополизированным. К началу 60-х годов московские Большой и Малый, а также петербургские Михайловский, Мариинский, Большой и Александрийский театры были в полном подчинении у государства.
Согласно структуре управления (установленной в 1842 году) главным регулирующим органом являлась Дирекция императорских театров, относившаяся к министерству двора и управлявшая почти всеми аспектами театральной жизни двух столиц (репертуаром, распределением ролей, составом труппы).
К сожалению, руководители театров не всегда отличались глубоким познанием творческих аспектов художественной деятельности и профессиональным исполнением своих обязанностей. Например, некий барон Кистер (отставной офицер конногвардейского полка) на должности управляющего периодически промышлял денежными махинациями, отчего привёл в упадок театральное хозяйство. В последующем такое отношение к своему делу множество раз подвергалось критике со стороны культурного общества, но к быстрым изменениям и реорганизации это не привело.
Однако, несмотря на вышесказанное, иногда позволялось появляться частным заведениям, которые уплачивали определенную денежную комиссию в казну.
Как правило, такими местами становились либо частные кабаре («Ливадия», «Эльдорадо», «Шато де флер»), либо небольшие театры (Театр-буфф, театр Берга), либо сцены маленьких клубов по интересам.
Организация работы и вопросы цензуры русского театра
Жёсткая цензура, бесполезная бюрократия, невежество работников – всё это сказывалось на качестве творчества и приводило к его деградации. Работа с постановками замедлялась бесконечным рецензированием и проверками, которые производили Главное управление по делам печати и Театрально-литературный комитет. Провинциальные театры много месяцев ждали отредактированную пьесу, чтобы взять её к себе в репертуар.
Пьесы, в которых задевался авторитет духовенства, офицерства или чиновничества, постоянно запрещались, из-за чего русский театр 19 века напоминал строго выхолощенную пресную пародию на искусство.
Так, были запрещены к постановкам пьесы Сухово-Кобылина («Дело» – до 1882, «Смерть Тарелкина» – 1900), Салтыкова-Щедрина ( «Тени» до 1914)
Само собой разумеется, такое положение дел никуда не годилось, и многие прогрессивные люди стали своими силами противодействовать посредственным государственным постановкам. По воле Островского и Рубинштейна при Артистическом кружке был основан новый театр, проработавший вплоть до отмены монополии на театры в марте 1882 года.
Новый этап развития русского театра. Работники театров
После того, как была отменена монополия, постановки в новых частных театрах не сильно отличались от антреприз в клубах, хотя немного лучше выглядели на фоне спектаклей казённых театров. Государственные заведения потеряли былую популярность и стали вытесняться конкурентами, поскольку незначительные изменения в организации не принесли желаемого результата, и основные изъяны устранить не получилось (низкое качество декораций, непрофессионализм актёров, бюрократия и цензура по-прежнему не позволяли выпустить качественный продукт). Интриги, козни и низкопоклонничество стали обычным делом для корыстных артистов, которые желали получить приличную заработанную плату.
Однако театральное дело развивалось, преобразовывалось, а вместе с ним изменялся и актёрский состав.
Русский театр конца 19 века стал наполняться разнообразными работниками сцены: молодыми актерами, бутафорами, костюмерами и прочими.
На смену малограмотным мещанам (хотя таких оставалось большинство) к актерской профессии стали питать интерес люди из дворянских семей. Гимназисты, чиновники и студенты, пополнившие ряды театральной труппы, значительно повысили образовательный уровень театров (примерами таких культурных театральных деятелей можно назвать критика Потехина, актёров Андреева-Бурлака, Варламова, Савину и Сумбатова-Южина).
Постепенно работа актёра стала одной из самых прибыльных профессий для наиболее успешных исполнителей, вслед за этим стал изменяться и общественный статус артистов, которые из уничижительных «комедиантов» превращались в полноправных членов русского общества.
Правда, на начальном этапе это большей частью касалось лишь столичных артистов, получивших хорошее образование, в том числе и университетское.
Новые зрители в театре
Новые артисты – новые зрители.
На смену представителям дворянства в театр пришёл весь свет интеллигенции: профессора и их студенты, разнообразные сочинители, репортеры, доктора и прочие. Новый репертуар, отпугивавший губернскую аристократию, пришёлся по вкусу именно им. Театр стал местом для молодых “любителей искусства”.
Российское купечество присоединялось к любителям театра осторожно постепенно. Сначала это были только купеческие дети, но позже, во время спектакля, в нижних рядах можно было увидеть и самих богатых купцов с жёнами в дорогих украшениях (на верхних рядах размещалась аудитория уже не столь обеспеченная, ну а на “галёрке”, на самых дешёвых местах, располагались бедные студенты вместе с неграмотными торговцами.
В то же время «просвещенное дворянство» стало предпочитать оперу и балет, особенно в исполнении заезжих трупп. В демократизации отечественных подмостков высшие слои общества не устраивало новое содержание репертуара.
Позднее популярность драматического театра пошла на спад, из-за кризисной атмосферы в тогдашнем обществе и неблагоприятной политической обстановке в стране.