Несмотря на принадлежность к такой известной фамилии, о жизни и творчестве Николая Александровича Бенуа в России хорошо известно лишь людям, чья работа напрямую связана с искусствоведением.
Он появился на свет в самом начале XX века. Его учителем был отец, знаменитый художник, сценарист, декоратор и историк Александр Бенуа. Он успел принять участие в выставках “Мира искусств”, поставить несколько спектаклей на сцене БДТ и Маринки, расписывал декорации по эскизам Кустодиева, Добужинского и Щуко. Он даже сделал попытку стать частью новой советской действительности – согласился занять должность главного сценографа бывших императорских, а теперь, – академических театров и рисовал эскизы для демонстрации 1мая 1923 года. Но, всё равно, эта новая действительность оказалась слишком чуждой для тонко чувствующей творческой личности. Николай Бенуа эмигрировал из России даже раньше своего отца (который уедет из страны лишь в 1926 году), навсегда став для родины «врагом», отступником.
Жизнь его за границей сложилась очень удачно, что тогда удавалось далеко не каждому эмигранту. Помогла биография и личный немалый талант. В 1937 году Николай Александрович становится гражданином Италии, и великий дирижёр Артуро Тосканини приглашает его на работу в Ла Скала.
40 лет отдаст Бенуа миланскому театру, и иногда будет откликаться на просьбы Римской и Парижской опер, бразильскому театру «Колон», создавая для их постановок великолепные декорации. Здесь, в Милане он познакомиться со своей будущей женой, оперной певицей Дизмой де Чесно. И с огромной любовью станет работать над русской театральной классикой – «Хованщиной» и «Борисом Годуновым» Мусоргского и «Сказкой о царе Салтане» Римского-Корсакова. По воспоминаниям современников он был добрым человеком с отзывчивой, по-русски широкой душой, а в его гостеприимном доме всегда были рады друзьям.
Долгие годы он стремился вернуться на родину, но СССР отказывал ему в визе вплоть до 1964 года, в котором Ла Скала привёз в Москву спектакли с декорациями Николая Бенуа. Это были «Турандот» Джакомо Пуччини и «Трубадур» Джузеппе Верди. Гастроли итальянских артистов прошли с полным аншлагом и дали возможность свершиться давней мечте талантливого декоратора – Большой Драматический Театр пригласил его оформить свой «Сон в летнюю ночь». Этот спектакль стал очень удачным, но следующее приглашение от руководства Большого последовало лишь в 1979-м. На этот раз художнику поручили декорации для оперы «Бал-маскарад». И вот они-то стали настоящим шедевром: когда открывался занавес, и зрители видели великолепную, блестящую, красочную картину бала, зал взрывался аплодисментами.
Бенуа смог ещё раз поработать в Большом Театре, в 1986-м, когда оформлял оперу Чайковского «Мазепа» в постановке Сергея Бондарчука. Но этот спектакль такого успеха, как предыдущие не имел. Критики объясняют это «старым, отжившим стилем», в котором творил Николай Александрович. А время требовало гораздо большей динамики даже в таком предмете, как театральные декорации.
Как уже говорилось, о произведениях Николая Бенуа в России известно мало. Однако недавно один из международных благотворительных фондов в Петербурге смог приобрести четырнадцать его рисунков из частной коллекции князей Лобановых-Ростовских. Сейчас рисунки находятся в Музее музыкального и театрального искусства. Пока – на временном хранении, но скоро обретут постоянный дом, дополняя и украшая историю русского искусства.
Статья опубликована при поддержке сайта “Наследие Александра Бенуа”