А.Н.Островский создатель русского театра — торжество реализма

Своей вершины русский театр XIX в. достиг благодаря А. Н. Островскому. Он создал более 50 пьес, обогативших репертуар русского театра. Александр Николаевич не только продолжил реалистические традиции Гоголя, но значительно развил их. Русская сцена перестала нуждаться в подражании иностранным образцам, потому что у нее появился свой богатый, насыщенный репертуар.

А.Островский и создание русского национального театра

Язык и темы пьес: жизненность и краски

Несомненно, что Островский в той или иной ступени отталкивался от наследия Гоголя— драматурга, что прослеживается в некоторых его пьесах. Но в то же время на обширном материале и в большем количестве пьес он создавал свой, новый русский национальный театр. Особенно это проявилось в языке персонажей. Например, гоголевские персонажи, считают некоторые исследователи, конечно, используют живую речь, но в то же время они – это суть сам автор, который дополняет их речь своим остроумием. Гоголь как будто создает квинтэссенцию живой речи.

Речь героев автора создает впечатление подлинной жизни: они ведут настоящий жизненный диалог — перебивают друг друга, перескакивают с места на место, коверкают слова. Автор использует очень много архаизмов, провинциальных слов, неверных заимствований из иностранных языков. Островский не приукрашивает природу языка — он показывает его во всей живости и реальности.

Гоголь не использует речь персонажей для достижений цели, поэтому их речь не многословна. Речь персонажей Александра Николаевича, напротив, велиречива, как будто они много говорят потому, что не могут остановиться.

Отношение автора к героям

По-разному можно оценить и то, как оба драматурга дают читателю и зрителю представление о своих героях. Гоголю необходимо показать зрителю персонажа сразу же — появляется герой, который уже наделен определенными чертами. Правда, это не исключает того, что впоследствии автором будет внесена какая- то важная деталь, которая углубит образ.

Образы героев Гоголя зачастую доведены до гротеска, что соответствует цели автора.

Островский же рисует облик героев, постепенно вводя все новые и новые характерные детали. О его персонажах нельзя судить по первой реплике, образ каждого героя растет и углубляется по ходу пьесы.

Драматурга интересует и внутренний мир героев, психология его развития.

Мир его героев разнообразен: конечно, это прежде всего купечество, особенно московского Замоскворечья. Но в дальнейшем героями драматурга стали представители всех русских слоев: купцы и помещики, мелкие дворяне и чиновники, мещане и приказчики, свахи и божьи люди и многие, многие другие.

Светлое и темное: смысл пьес или смысл жизни?

Гоголь жестоко высмеивал пороки общества. Островский тоже подмечал недостатки своих героев, но он, тем не менее, любил их. Это отношение позволило ему иначе, чем Гоголь, показать в саму суть русской жизни.

Аполлон Григорьев называл Островского «глашатаем тайн русской народности».

Вероятно, потому, что драматург в своих персонажах вскрывает тайные и явные черты русского характера. Он тоже обличает своих героев.

Но ни один гоголевский отрицательный персонаж не имеет в себе положительных черт, в то время как все герои Островского вызывают некую долю симпатии.

Пьесы Островского в театре изобличают самые неприглядные стороны купеческого быта и, вместе с тем, рисуют самые искренние сцены любви. И подчас самые жестокие его герои вдруг поворачиваются для зрителя совершенно иной стороной своей натуры, как это часто и бывает у русских людей.

 Зло в пьесах Островского-драматурга идет не из самой природы человека, а от жестоких жизненных обстоятельств, отсутствия или изобилия денег и темноты русского народа.

Поэтому самые любимые герои драматурга — люди бедные. Хотя автор понимает, что бедность приводит к пьянству и унижению, люди, не берущие и не дающие взяток, могут вызвать лишь усмешку, образование чаще царит поверхностное, а глубокая культура просто не выдержит жизни в таком «темном царстве».

Поэтому смысл его пьес — борьба светлого и темного начал, где яркая индивидуальность гибнет, а выживают подчас хитрые и подлые люди.

В то же время автор явно видит необходимость образования для победы над злом и темнотой народной жизни. Это стремление высказаться прямо у Островского часто проявляется в названии пьесы. Драматург, как правило, использует русские народные пословицы в заглавиях пьес, что еще раз подчеркивает тот русский дух, которым проникнуты его создания.

«Не в свои сани не садись», «Старый друг лучше новых двух», «Свои собаки дерутся, чужая не приставай», «Свои люди – сочтемся» и многие другие.

Сюжеты и конфликты — реализм на сцене

Сюжеты и конфликты его произведений, на первый взгляд, достаточно просты, а завязки жизненны. Хочет выгодно жениться мелкий приказчик, бедняк влюбляется в богатую купчиху, а отец велит дочери выходить замуж по расчету. Чиновник хочет служить честно и не брать взяток, а кругом все берут. Сначала это ограничивается рамками одной семьи, но постепенно конфликт разрастается, вовлекая представителей разных социальных слоев.

В чем Островский не знает себе равных, так это в описании быта. Быт создает тот фон, который позволяет автору как бы выйти из мрачных рамок сюжета. Александр Николаевич любит русский быт с его яркими праздниками, веселыми гуляньями, национальными традициями.

Эти сцены придают произведениям драматурга яркость, красочность, образность, иначе жизнь, описываемая в пьесах, казалась бы чересчур мрачной и беспросветной. Но и эта темнота, и эти яркие краски и есть основа русской жизни, такая, какой она была на самом деле.

В своих пьесах он не мог пройти мимо того, что тогда волновало все русское общество – положение женщины. Пока она живет в родительском доме, ей позволено бегать на посиделки, жить вольной жизнью, украдкой целоваться с парнями. Но вот родители выбирают ей мужа, руководствуясь исключительно его материальным и социальным положением. И эта тирания, направленная против светлых чувств любви, возмущает автора. Ведь от деспота-отца женщина попадает в дом к деспотичным мужу и свекрови. Кто-то замыкается на жизни семьи, кто-то приваживает к себе божьих людей, кто-то пытается найти свои плюсы в замужней жизни, кто-то восстает против нее.

Произведения Островского и преобразования в русском театре

Пьесы Островского требовали изменения самой сути актерской игры. Считается, что даже такой новатор актерского мастерства, как Щепкин был недостаточно реалистичен в пьесах драматурга. Сами тексты требовали от актера жизненности и психологизма. Друг Александра Николаевича, Пров Садовский, продолжая традиции Щепкина, заложил основы нового подхода к актерскому исполнению роли: главным стала естественность, которая могла передать ничем не приукрашенную реальность. Конечно, преобразования в актерской манере, не совершались мгновенно, но само стремление к жизненности и правдивости актерского исполнения стали законом русской сцены.

Постепенно нововведения затронули все области русского театра 19 века. Изменились декорации, которые с большей достоверностью передавали атмосферу действия. Сценические костюмы персонажей тоже менялись : они стали приближены к реальности, заменив помпезные наряды прошлых лет. Фурор произвела артистка Читау, появившись на сцене в ситцевом платье и с гладкой прической. Публика была шокирована этой простотой и близостью актерской игры к реальной жизни. Так же публика была поражена позой актрисы в одном из спектаклей: она стояла спиной к зрителям, прислонившись к дверному косяку. Садовский требовал от актерской игры внутреннего драматизма.

Публика была поражена всем, что происходило на сцене, начиная от декораций, костюмов и заканчивая актерской игрой. Так шло создание русской школы драматического искусства.

Островский понимал свою роль в создании  национального театра. Именно ему досталась честь создать первый подлинно русский театральный репертуар. Однако не следует думать, что его творческая судьба была безоблачна. Многие его пьесы запрещали. Подчас ему приходилось вносить в текст цензурные изменения – переписывать концовку. Но до конца своей жизни драматург не переставал работать. Именно ему мы обязаны созданием нашего национального театра, театрального репертуара. Именно его пьесам, а также новаторским устремлениям Щепкина и Садовского мы обязаны созданием русской актерской школы.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Русский театр. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.