Сюжет и конфликт в пьесе А.Н.Островского

А.Н.Островский использует в этой пьесе

  • традиционный для литературы сюжет ( в его основе любовный треугольник — Тихон — Катерина — Борис)
  •  традиционный конфликт (конфликт поколений, в котором отражена смена старого новым), однако и в сюжете, и конфликте отражается и национальная специфика русского характера и та историческая обстановка, в которой творил драматург.

Сюжет пьесы развивается традиционно: муж Катерины Тихон уезжает, Катерина просит взять ее с собой, однако Тихон не может ослушаться матери, да и сам рад вырваться из дома. Катерина признается Варваре, что ей нравится Борис. Варвара устраивает свидания влюбленных. Возвращается муж. Мучимая сознанием содеянного, Катерина прилюдно сознается в грехе. Мать Тихона, Кабаниха, торжествует: она предупреждала. Доведенная до отчаяния, Катерина бросается к Борису, но он не может защитить ее, тогда героиня кончает жизнь самоубийством, бросается в Волгу, предпочитая смерть жизни с нелюбимым мужем и страшной свекровью.

Традиционно русская литература изображала социальные конфликты, отраженные в личной жизни людей. Основной конфликт пьесы «Гроза» — борьба старого и нового в жизни, протест против угнетения и унижения.

Представители старого мира — Дикой и Кабаниха — верны ветхим догмам, которые упорядочивают изменяющийся мир. Семантика фамилий героев подчеркивает их приверженность к старому миру — миру самодуров. Н.А.Добролюбов называет этот старый мир в пьесах Островского

«темным царством».

Тема протеста по-разному трактуется драматургом: Кудряш и Варвара бегут из города, Тихон выступает против деспотизма матери только после смерти Катерины

(«Это вы ее убили, маменька!»).

Апофеозом протеста становится образ Катерины. Девичья жизнь героини, ее религиозность, поэтичность, богатое воображение

(«Отчего люди не летают, как птицы?»)

сталкивается с суровой реальностью порядков Кабанихи, основанных на подавлении искреннего чувства, ханжестве, угнетении, унижении.

Развитие конфликта в драме «Гроза» идет по нескольким сюжетным линиям, позволяет сделать вывод об универсальности происходящих процессов: стремлении молодого поколения вырваться из-под гнетущей власти старших и зажить своей жизнью, которая изменилась и соответственно требует изменения отношений между людьми.

В решении конфликта участвуют не только главные герои, но и второстепенные, которые подчеркивают, как, например, образ Феклуши воплощает в себе абсурдность, косность старого мира.

Внешний конфликт поколений, старого и нового усиливается внутренним конфликтом в душе Катерины. Катерина не любит и не может любить забитого Тихона, хотя и стремится сохранить верность мужу. Но любовь к Борису — это, по выражению Добролюбова, не только любовь к человеку, который не похож на окружающих, но и потребность быть любимой, оскорбленное чувство женщины и жены, желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы. Сознание греховности такой любви ясно и для Катерины, и для окружающих. Религиозность героини не позволяет ей скрывать свое чувство и обманывать

(«обманывать-то я не умею»).

Но и жить после признания в грехе, в семье, где ее бьет по приказанию матери муж, где свекровь вечно будет попрекать и мучить ее, для Катерины невозможна. С точки зрения христианской морали, самоубийство — это грех. Мучительны размышления героини перед смертью

(» Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться…»).

Сама героиня воспринимает смерть как избавление от гнета. Да и для других героев это не грех, а вызов миру Кабанихи и Дикого. Добролюбов назвал самоубийство Катерины

«протестом, доведенным до конца».

Конфликт поколений, решенный в пьесе Островского с такой остротой, раскрывает стремление всех сословий России к изменению жизни, возникшее в пореформенную для страны эпоху.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой  (см.»Наша библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Готовые сочинения с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария: Сюжет и конфликт в пьесе А.Н.Островского

  1. света говорит:

    спасибо

  2. Уведомление: Темы сочинений по А.Н.Островскому ("Гроза")

Добавить комментарий