Система образов драмы «Гроза» построена на противопоставлении хозяев жизни, самодуров, Кабанихи и Дикого, и Катерины Кабановой как фигуры протеста против мира насилия, как прообраза веяний новой жизни.
Образная система драмы А.Н.Островского «Гроза»
Образы хозяев жизни — Дикого и Кабанихи
- носители идей старого уклада (Домостроя),
- жестокость, самодурство и ханжество по отношению к другим персонажам,
- ощущение гибели старого уклада,
Образы смирившихся под властью самодуров
Это — Тихон и Борис (персонажи-двойники):
- безволие, слабость характера,
- любовь к Катерине, которая не придает героям силу, героиня сильнее тех, кто любит ее и кого она любит,
- отличие Бориса от Тихона во внешней образованности,
- отличие в выражении протеста: смерть Катерины приводит к протесту Тихона; Борис же безвольно подчиняется обстоятельства, практически бросает любимую женщину в трагической для нее ситуации.
Протестные герои в драме
Это персонажи, выражающих протест против «темного царства» самодуров:
- Варвара и Кудряш
внешнее смирение, ложь, противостояние силе силой — Кудряш, бегство из-под власти самодуров, когда взаимное существование становится невозможным),
- Кулигин
(противопоставляет самодурству силу просвещения, понимает разумом суть «темного царства», пытается влиять на него силой убеждения, практически выражает точку зрения автора, но как персонаж бездеятелен ),
Образ Катерины как самый решительный протест против власти самодуров
Главная героиня описана драматургом как
«протест, доведенный до конца»:
— отличие характера, воспитания, поведения Катерины от характера, воспитания, поведения других персонажей
Второстепенные образы, подчеркивающие сущность «темного царства»
Феклуша, барыня, горожане, ставшие свидетелями признания Катерины.
Образная система драмы «Гроза» задает новые параметры купеческой тематики в пьесах Островского-драматурга.
Наша презентация
«Это самое решительное произведение Островского» (Добролюбов)
Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой (см. «Наша библиотека»)