Образ Катерины — второй (после Татьяны) в русской литературе истинно русский образ женщины (Аполлон Григорьев).
Образ Катерины Кабановой в драме «Гроза»
Детство героини определяет ее характер:
«Жила..,точно птичка на воле», «работать не принуждала», «у нас полон дом был странниц и богомолок», «И до смерти я любила в церковь ходить!», «…ночью встану… и молюсь до утра» .
Принципиально, что Островский выбирает персонаж в купеческой среде, как более патриархальной, чуждой новым веяниям, это обуславливает силу протеста героини и драматизм конфликта.
Характер Катерины
Драматург подчеркивает следующие черты в образе этой героини:
- сила характера
«Такая я уж зародилась, горячая!», «А уже коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь»;
- правдивость
«Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу»;
- долготерпение
«Уж я лучше буду терпеть, пока терпится».;
- поэтичность
«Отчего люди не летают?»;
- религиозность
«Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится»,
отношение к измене как греху, к самоубийству как греху
- суеверие (боязнь грозы как божьей кары).
Катерина в образной системе пьесы
Героиня противостоит в пьесе другим образам и в то же время сопоставима с ними:
- противостояние Катерины и Кабанихи определяет главный внешний конфликт пьесы (противостояние веяний нового и патриархальных устоев — Домостроя);
- сила характера героини противостоит характеру героев, Тихона и Бориса, как людей, смирившихся с властью самодуров
«к Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду, и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы» — Добролюбов.
Борис и Тихон — образы-двойники;
- Катерина оказывается противопоставлена и тем, кто выражает протест «темному царству» — Варваре и Кудряшу. Однако они приспосабливаются к жизни
(Варвара обманывает, потому что без обмана нельзя, Кудряш ведет себя так же, как Дикой) до поры до времени, а потом бегут. Сопоставление: Катерина — Варвара-Кудряш — молодое поколение, противостоят «темному царству». Противопоставление: Варвара и Кудряш более свободны, Варвара не замужем, Катерина — замужняя женщина.
- образ Кулигина сопоставим с образом Катерины, так как он тоже протестует против нравов Калинова
(«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе»),
но протест его выражается исключительно словесно.
Наша презентация о Катерине:
Авторское отношение к Катерине
Отношение автора к героине выражается в самом построении пьесы — помимо внешнего конфликта, существует и конфликт внутренний — в душе Катерины (это столкновение между долгом и чувством):
- стремление полюбить мужа,
- отказаться от встречи с Борисом,
- чувство вырывается наружу, встречи с Борисом,
- гнет греха, гроза, признание,
- невозможность жить в доме Кабановых после признания,
- борьба между понятием греха самоубийства и отсутствием выхода,
- гибель.
Автор в последних репликах Тихона показывает, что протест Катерины рождает протест даже в душе безропотного Тихона.
Средства создания образа Катерины
Они подчеркивают ее исключительность, например, в речи персонажа, где много поэтических слов, особенно сильно это проявляется в монологах героини.
Историческая значимость появления русского женского характера в образе Катерины в литературе второй половины ХIХ века — предвестие необходимости перемен в социальной жизни России.
Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой (см. «Наша библиотека»)