Образ Катерины в драме А.Н.Островского

План-алгоритм

I. Вступление.

Образ Катерины — второй  (после Татьяны) в русской литературе истинно русский образ женщины (Аполлон Григорьев).

II. Героиня Катерины Кабановой в драме «Гроза»

1. Детство героини определяет ее характер

(«Жила..,точно птичка на воле», «работать не принуждала», «у нас полон дом был странниц и богомолок», «И до смерти я любила в церковь ходить!», «…ночью встану… и молюсь до утра» ).

2. Принципиально, что Островский выбирает героиню в купеческой среде, более патриархальной, чуждой новым веяниям, это обусловливает силу протеста героини и драматизм конфликта.

3. Характер Катерины — самый решительный характер пьесы:

  • сила характера

(«Такая я уж зародилась, горячая!», «А уже коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу зедсь жить, так и не стану, хоть ты меня режь»);

  • правдивость

(«Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу»);

  • долготерпение

(«Уж я лучше буду терпеть, пока терпится».);

  • поэтичность

(«Отчего люди не летают?»);

  • религиозность

(» Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится»,

отношение к измене как греху, к самоубийству как греху)

  • суеверие ( боязнь грозы как божьей кары).

4. Героиня Катерины противостоит в пьесе другим образам и в то же время сопоставим с ними:

А) противостояние Катерины и Кабанихи определяет главный внешний конфликт пьесы (противостояние веяний нового и патриархальных устоев — Домостроя);

Б) сила характера героини противостоит характеру героев, Тихона и Бориса, как людей, смирившихся с властью самодуров

(«к Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду, и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы» —Добролюбов.

Борис и Тихон — образы-двойники;

В) Катерина оказывается противопоставлена и тем, кто выражает протест «темному царству» — Варваре и Кудряшу. Варвара и Кудряш приспосабливаются к жизни

(Варвара обманывает, потому что без обмана нельзя, Кудряш ведет себя так же, как Дикой) до поры до времени, а потом бегут. Сопоставление: Катерина — Варвара-Кудряш — молодое поколение, противостоят «темному царству». Противопоставление: Варвара и Кудряш более свободны, Варвара незамужем, Катерина — замужняя женщина.

Г) образ Кулигина сопоставим с образом Катерины, так как Кулигин тоже протестует против нравов Калинова

(«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе»),

но протест его выражается исключительно словесно.

Наша презентация о Катерине:

5. Отношение автора к героине выражается в самом построении пьесы:

помимо внешнего конфликта, существует и конфликт внутренний — в душе Катерины ( конфликт между долгом и чувством): стремление полюбить мужа, отказаться от встречи с Борисом, чувство вырывается наружу, встречи с Борисом, гнет греха, гроза, признание, невозможность жить в доме Кабановых после признания, борьба между понятием греха самоубийства и отсутствием выхода, гибель. Автор в последних репликах Тихона показывает, что протест Катерины рождает протест даже в душе безропотного Тихона.

6. Средства создания образа Катерины подчеркивают ее исключительность, особенно речь, где много поэтических слов, особенно сильно это проявляется в монологах героини.

Ш. Заключение.

Историческая значимость появления русского женского характера (Катерины) в литературе второй половины ХIХ века — предвестие необходимости перемен в социальной жизни России.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой  (см. «Наша библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Готовые сочинения с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

6 комментариев: Образ Катерины в драме А.Н.Островского

  1. Sabina говорит:

    Спасибо большое )
    Всё точно и доступно объяснено

  2. Ирина Владимировна говорит:

    удобно конструирован план — вслед за автором детям идти гораздо легче. Спасибо!

  3. Уведомление: Д.И.Писарев как русский критик

  4. Уведомление: Сюжет и конфликт в пьесе А.Н.Островского

  5. Уведомление: Система образов в драме А.Н.Островского "Гроза"

  6. Уведомление: Сюжет и композиция драмы А.Н. Островского " Гроза"

Добавить комментарий