Традиционный литературный сюжет (любовный треугольник Тихон – Катерина – Борис) стал в драме Островского «Гроза» основой конфликта старого и нового не только при смене поколений, но и при смене старого и нового в социальной жизни России.
Композиция драмы «Гроза»
Привычный сюжет об измене жены и ее самоубийстве Островский-драматург превращает в исследование социальных условий жизни русской нации.
Первое действие – завязка конфликта
- характеристика нравов города Калинина
(“Жестокие нравы, сударь, в нашем городе”);
- характеристика хозяев жизни:
Дикого
(“Уж такого ругателя, как у нас Савел Прокофьевич, поискать еще!”),
Кабанихи
(“Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем”);
- безвольное положение Бориса и его любовь к Катерине
( “А мне, видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе”, “… а тут еще с дуру-то влюбляться вздумал”);
- безволие Тихона
(“Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг”);
- противостояние Катерины и Кабанихи
(“Напраслину-то терпеть кому ж приятно!”);
- Сведения о детстве Катерины и любви к Борису
(“Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле”, “Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?”);
- тема грозы (образ дикой барыни) и религиозности Катерины
(“Как, девушка, не бояться! Всякий должен бояться”, “…смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми”).
Второе действие – развитие характеров и сюжета
А) отъезд Тихона, последняя попытка Катерины противостоять внутреннему конфликту
(“Возьми меня с собой”, “Я не чаю, как вырваться-то, а ты еще навязываешься со мной”, “Как же мне любить тебя, когда ты такие слова говоришь?”),
согласие Катерины на свидание с Борисом
(“Мне хоть умереть, да увидеть его”)
Б) развитие характера Кабанихи, отношение к молодым
(“А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят…”)
В) сведения о характере Катерины
(“Такая уж я зародилась, горячая!”, “Обманывать-то я не умею…”, “А уже коли мне здесь опостылет, так не удержать меня никакой силой”);
Г) сведения о характере Варвары
(“И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”);
Действие третье – продолжение традиционного сюжета измены мужу
Здесь происходит свидание Катерины и Бориса, а также развитие социального конфликта.
А) развитие характеров Дикого и Кабанихи в диалогах
(“Ты нарочно себя в сердце приводишь”);
Б) обобщение нравов города Калинина в монологе Кулигина
“Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пикнуть не смели”;
В) развитие характера Бориса: Борис не защитник Катерины (предостережение Кудряша:
“Только вы смотрите – себе хлопот наделаете, да и ее-то в беду введете”);
Г) свидание и объяснение Катерины и Бориса. Катерина как более сильный характер
(“Кабы ты не пришел, так я, кажется, сама бы к тебе пришла”).
Четвертое действие – кульминация сюжета
Она свершается в признании Катерины:
А) развитие сюжета в IV действии подготавливает кульминацию в конце действия: разговоры калиновцев на бульваре, беседа Дикого и Кулигина, диалог Варвары и Бориса о состоянии Катерины после возвращения Тихона
(“Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет”, “бухнет мужу в ноги, да и расскажет все”),
гроза над городом, обращение дикой барыни
(“Куда прячешься, глупая! От Бога-то не уйдешь!”);
Б) кульминация – признание героини. Особенности: на бульваре, при людях, что обостряет конфликт.
Пятое действие – развязка
А) безвольное поведение Тихона
“Маменька ее поедом ест, а она, как тень какая, ходит безответная”, “Я вот возьму, да последний-то, какой есть, пропью; пусть маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится”);
Б) бегство Варвары и Кудряша как выход из “темного царства”:
В) развитие внутреннего конфликта в душе Катерины: невозможность жизни в семье Кабановых и страх самоубийства как греха
(“… уж душу свою я ведь погубила”);
Г) встреча с Борисом – аналог прощания с Тихоном перед отъездом в Москву
(“Возьми меня с собой отсюда! – Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду”),
в Катерине зреет решение
(“ни одного нищего не пропускай, всякому подай да прикажи, чтоб молились за мою грешную душу);
Д) разрешение внешнего и внутреннего конфликта – решение умереть. Смерть как избавление
(“Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться… А поймают меня да воротят домой насильно…Ах, скорей, скорей!”);
Е) реакция на самоубийство Катерины как протест против этого мира
Кулигин:
“Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед Судией, который милосерднее вас!”,
Тихон:
“Маменька, вы ее погубили! “
Заключение
“Гроза” – самое решительное произведение Островского”,
по словам Добролюбова, композиция и сюжет этого произведения делают Катерину – одной из самых решительных героинь русской литературы.
Материалы публикуются с личного разрешения автора – к.ф.н. О.А.Мазневой (см. “Наша библиотека”)