Сюжет и композиция драмы А.Н. Островского «Гроза»

Традиционный литературный сюжет (любовный треугольник Тихон – Катерина – Борис)  стал в драме Островского «Гроза» основой конфликта старого и нового не только при смене поколений, но и при смене старого и нового в социальной жизни России.

Композиция драмы «Гроза»

Привычный сюжет об измене жены и ее самоубийстве Островский-драматург превращает в исследование социальных условий жизни русской нации.

Первое действие – завязка конфликта

  • характеристика нравов города Калинина

(“Жестокие нравы, сударь, в нашем городе”);

  • характеристика хозяев жизни:

Дикого

(“Уж такого ругателя, как у нас Савел Прокофьевич, поискать еще!”),

Кабанихи

(“Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем”);

  • безвольное положение Бориса и его любовь к Катерине

( “А мне, видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе”, “… а тут еще с дуру-то влюбляться вздумал”);

  • безволие Тихона

(“Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг”);

  • противостояние Катерины и Кабанихи

(“Напраслину-то терпеть кому ж приятно!”);

  • Сведения о детстве Катерины и любви к Борису

(“Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле”, “Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?”);

  • тема грозы (образ дикой барыни) и религиозности Катерины

(“Как, девушка, не бояться! Всякий должен бояться”, “…смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми”).

Второе действие – развитие характеров и сюжета

А) отъезд Тихона, последняя попытка Катерины противостоять внутреннему конфликту

(“Возьми меня с собой”,  “Я не чаю, как вырваться-то, а ты еще навязываешься со мной”,  “Как же мне любить тебя, когда ты такие слова говоришь?”),

согласие Катерины на свидание с Борисом

(“Мне хоть умереть, да увидеть его”)

Б) развитие характера Кабанихи, отношение к молодым

(“А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят…”)

В) сведения о характере Катерины

(“Такая уж я зародилась, горячая!”, “Обманывать-то я не умею…”, “А уже коли мне здесь опостылет, так не удержать меня никакой силой”);

Г) сведения о характере Варвары

(“И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”);

Действие третье – продолжение традиционного сюжета измены мужу

Здесь происходит свидание Катерины и Бориса, а также развитие социального конфликта.

А) развитие характеров Дикого и Кабанихи в диалогах

(“Ты нарочно себя в сердце приводишь”);

Б) обобщение нравов города Калинина в монологе Кулигина

“Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пикнуть не смели”;

В) развитие характера Бориса: Борис не защитник Катерины (предостережение Кудряша:

“Только вы смотрите – себе хлопот наделаете, да и ее-то в беду введете”);

Г) свидание и объяснение Катерины и Бориса. Катерина как более сильный характер

(“Кабы ты не пришел, так я, кажется, сама бы к тебе пришла”).

Четвертое действие – кульминация сюжета

Она свершается в признании Катерины:

А) развитие сюжета в IV действии подготавливает кульминацию в конце действия: разговоры калиновцев на бульваре, беседа Дикого и Кулигина, диалог Варвары и Бориса о состоянии Катерины после возвращения Тихона

(“Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет”, “бухнет мужу в ноги, да и расскажет все”),

гроза над городом, обращение дикой барыни

(“Куда прячешься, глупая! От Бога-то не уйдешь!”);

Б) кульминация – признание героини. Особенности: на бульваре, при людях, что обостряет конфликт.

Пятое действие – развязка

А) безвольное поведение Тихона

“Маменька ее поедом ест, а она, как тень какая, ходит безответная”, “Я вот возьму, да последний-то, какой есть, пропью; пусть маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится”);

Б) бегство Варвары и Кудряша как выход из “темного царства”:

В) развитие внутреннего конфликта в душе Катерины: невозможность жизни в семье Кабановых и страх самоубийства как греха

(“… уж душу свою я ведь погубила”);

Г) встреча с Борисом – аналог прощания с Тихоном перед отъездом в Москву

(“Возьми меня с собой отсюда! – Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду”),

в Катерине зреет решение

(“ни одного нищего не пропускай, всякому подай да прикажи, чтоб молились за мою грешную душу);

Д) разрешение внешнего и внутреннего конфликта – решение умереть. Смерть как избавление

(“Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться… А поймают меня да воротят домой насильно…Ах, скорей, скорей!”);

Е) реакция на самоубийство Катерины как протест против этого мира

Кулигин:

“Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед Судией, который милосерднее вас!”,

Тихон:

“Маменька, вы ее погубили! “

Заключение

“Гроза” – самое решительное произведение Островского”,

по словам Добролюбова, композиция и сюжет этого произведения делают Катерину – одной из самых решительных героинь русской литературы.

Материалы публикуются с личного разрешения автора – к.ф.н. О.А.Мазневой  (см. “Наша библиотека”)

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Материалы по литературе. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.