Сюжет и композиция драмы А.Н. Островского » Гроза»

                        План-алгоритм

1.Вступление. Традиционный литературный сюжет (любовный треугольник Тихон — Катерина -Борис) как основа конфликта старого и нового не только при смене поколений, но и при смене старого и нового в социальной жизни России.

П. Основная часть. Сюжет и композиция драмы «Гроза».

1. Традиционный сюжет об измене жены и ее самоубийстве Островский превращает в исследование социальных условий жизни русской нации.

2. Первое действие — завязка конфликта.

  • характеристика нравов города Калинина

(«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе»);

  • характеристика хозяев жизни:

Дикого

(«Уж такого ругателя, как у нас Савел Прокофьевич, поискать еще!»),

Кабанихи

(«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем»);

  • безвольное положение Бориса и его любовь к Катерине

( «А мне, видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе», «… а тут еще с дуру-то влюбляться вздумал»);

  • безволие Тихона

(» Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг»);

  • противостояние Катерины и Кабанихи

(«Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»);

  • Сведения о детстве Катерины и любви к Борису

(» Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», «Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?»);

  • тема грозы (образ дикой барыни) и религиозности Катерины

(«Как, девушка, не бояться! Всякий должен бояться», «…смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми»).

3. Второе действие — развитие характеров и сюжета:

А) отъезд Тихона, последняя попытка Катерины противостоять внутреннему конфликту

(«Возьми меня с собой», » Я не чаю, как вырваться-то, а ты еще навязываешься со мной», » Как же мне любить тебя, когда ты такие слова говоришь?»),

согласие Катерины на свидание с Борисом

(«Мне хоть умереть, да увидеть его»)

Б) развитие характера Кабанихи, отношение к молодым («А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят…»)

В) сведения о характере Катерины

(«Такая уж я зародилась, горячая!», «Обманывать-то я не умею…», «А уже коли мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой»);

Г) сведения о характере Варвары

(«И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало»);

4. Действие третье — продолжение традиционного сюжета измены мужу: свидание Катерины и Бориса; развитие социального конфликта .

А) развитие характеров Дикого и Кабанихи в диалогах

(«Ты нарочно себя в сердце приводишь»);

Б) обобщение нравов города Калинина в монологе Кулигина (

«Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пикнуть не смели»);

В) развитие характера Бориса: Борис не защитник Катерины ( предостережение Кудряша:

» Только вы смотрите — себе хлопот наделаете, да и ее-то в беду введете»);

Г) свидание и объяснение Катерины и Бориса. Катерина как более сильный характер

(«Кабы ты не пришел, так я, кажется, сама бы к тебе пришла»).

5. Четвертое действие — кульминация сюжета: признание Катерины:

А) развитие сюжета в IV действии подготавливает кульминацию в конце действия: разговоры калиновцев на бульваре, беседа Дикого и Кулигина, диалог Варвары и Бориса о состоянии Катерины после возвращения Тихона

(» Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет», «бухнет мужу в ноги, да и расскажет все»),

гроза над городом, обращение дикой барыни

(«Куда прячешься , глупая! От Бога-то не уйдешь!»);

Б) кульминация — признание Катерины. Особенности: на бульваре, при людях, что обостряет конфликт.

5. Пятое действие — развязка.

А) безвольное поведение Тихона

«Маменька ее поедом ест, а она, как тень какая, ходит безответная», «Я вот возьму, да последний-то, какой есть, пропью; пусть маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится»);

Б) бегство Варвары и Кудряша как выход из «темного царства»:

В) развитие внутреннего конфликта в душе Катерины: невозможность жизни в семье Кабановых и страх самоубийства как греха

(«… уж душу свою я ведь погубила»);

Г) встреча с Борисом — аналог прощания с Тихоном перед отъездом в Москву

(«Возьми меня с собой отсюда! — Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду»),

в Катерине зреет решение

(» ни одного нищего не пропускай, всякому подай да прикажи, чтоб молились за мою грешную душу);

Д) разрешение внешнего и внутреннего конфликта — решение умереть. Смерть как избавление

(» Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться… А поймают меня да воротят домой насильно…Ах, скорей, скорей!»);

Е) реакция на самоубийство Катерины как протест против этого мира (Кулигин:

» Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед Судией, который милосерднее вас!»,

Тихон: «Маменька, вы ее погубили! «)

Ш. Заключение.

«Гроза» — самое решительное произведение Островского»,

по словам Добролюбова, композиция и сюжет произведения «Гроза» делают Катерину — одной из самых решительных героинь русской литературы.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой  (см. «Наша библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Готовые сочинения с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

8 комментариев: Сюжет и композиция драмы А.Н. Островского » Гроза»

  1. Вета говорит:

    отлично

  2. Dochenka говорит:

    Просто супер!!! Спасибо, очень помогло!!!

  3. оксана говорит:

    Спасибо, просто СУПЕР!!!

  4. Людмила говорит:

    Коротко и ясно! Спасибо!!!

  5. Елена говорит:

    я так рада из-за того, что я смогла ответить на вопросы учителя с помощи этого сюжета )))

  6. VeNoM1998 говорит:

    Как скопировать?

  7. admin говорит:

    пишите админу, вот здесь все поясняется http://velikayakultura.ru/kak-poluchit-nashi-sochineniya

  8. Уведомление: темы сочинений - А.Н.Островский

Добавить комментарий