Островский использует совсем небольшой арсенал художественных приемов в пьесе «Гроза», это обусловлено самим драматическим жанром произведения. В пьесах средства выражения более ограничены, нежели в повествовательной литературе. Так, например, в драмах отсутствуют прямые описания, портреты и т.д.
Для раскрытия характеров своих героев в «Грозе» драматургом взяты следующие виды средств.
Монологи героя
Которые позволяют узнать о его прошлом
(” жила, точно птичка на воле”, “работать не принуждала”, “до смерти я любила в церковь ходить”);
Самохарактеристика героя
(“Такая я уж зародилась горячая!”, “А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой”, “обманывать-то я не умею”);
Характеристика персонажа другим персонажем
Кулигин о Кабанихе:
“Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем”,
Кабаниха о Диком:
” А и честь-то невелика, потому что воюешь ты всю жизнь с бабами”, “А зачем ты себя нарочно в сердце приводишь?”);
Речевая характеристика персонажей
- поэтический язык Катерины
(монолог “Отчего люди не летают, как птицы?” );
- сочетание елейности и бранных слов в речи Кабанихи
(“Ох, грех тяжкий!” “Что ты выскочила в глазах юлить-то!”, “Экая важная птица!”, “Да рехнулся ты что ли?” “Дурак! Что с дураком говорить!”) ;
- городская речь Бориса
(“Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую Академию, а сестру в пансион”… );
- научные слова, цитаты в речи Кулигина
(“И в рубище почтенна добродетель!”, “громовые отводы”, “электричество” );
- повтор обращения “маменька” в речи Тихона;
Также к художественным средствам драматурга, которые он использует в изображении своих героев, можно отнести:
- Систему образов,
- Роль второстепенных персонажей
Несмотря на скудность образных средств, предлагаемых драматическими жанрами, Островскому удается создать удивительный мир – мир купечества, который позволяет нам увидеть воочию достоверные характеры России второй половины ХIХ века
Материалы публикуются с личного разрешения автора – к.ф.н. О.А.Мазневой (см. “Наша библиотека”)