Островский использует совсем небольшой арсенал художественных приемов в пьесе «Гроза», это обусловлено самим драматическим жанром произведения. В пьесах средства выражения более ограничены, нежели в повествовательной литературе. Так, например, в драмах отсутствуют прямые описания, портреты и т.д.
Для раскрытия характеров своих героев в «Грозе» драматургом взяты следующие виды средств.
Монологи героя
Которые позволяют узнать о его прошлом
(» жила, точно птичка на воле», «работать не принуждала», «до смерти я любила в церковь ходить»);
Самохарактеристика героя
(«Такая я уж зародилась горячая!», «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой», «обманывать-то я не умею»);
Характеристика персонажа другим персонажем
Кулигин о Кабанихе:
«Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем»,
Кабаниха о Диком:
» А и честь-то невелика, потому что воюешь ты всю жизнь с бабами», «А зачем ты себя нарочно в сердце приводишь?»);
Речевая характеристика персонажей
- поэтический язык Катерины
(монолог «Отчего люди не летают, как птицы?» );
- сочетание елейности и бранных слов в речи Кабанихи
(«Ох, грех тяжкий!» «Что ты выскочила в глазах юлить-то!», «Экая важная птица!», «Да рехнулся ты что ли?» «Дурак! Что с дураком говорить!») ;
- городская речь Бориса
(«Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую Академию, а сестру в пансион»… );
- научные слова, цитаты в речи Кулигина
(«И в рубище почтенна добродетель!», «громовые отводы», «электричество» );
- повтор обращения «маменька» в речи Тихона;
Также к художественным средствам драматурга, которые он использует в изображении своих героев, можно отнести:
- Систему образов,
- Роль второстепенных персонажей
Несмотря на скудность образных средств, предлагаемых драматическими жанрами, Островскому удается создать удивительный мир — мир купечества, который позволяет нам увидеть воочию достоверные характеры России второй половины ХIХ века
Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой (см. «Наша библиотека»)