Реализм в пьесах Островского “Гроза”, “Бесприданница”

Александр Николаевич Островский создал целый мир российского купечества и чиновничества.  Характеры, созданные мастером, оказались настолько реалистичны и типичны, как типичны и ситуации, в которых они действуют.

Реализм в пьесах Островского

Итак, герои пьес драматурга – купечество и чиновники. Островский создает определенный тип реалистический купца-самодура, человека, который считает, что, имея деньги, он все может купить. От этого человека, как правило, страдают близкие люди.

Таковы, например, Кабаниха и Дикой в драме “Гроза”, они чувствуют зависимость других людей и пользуются ею, они не терпят противостояния, но могут уступить силе (Дикой в столкновении с военным). Более цивилизованны Кнуров, Возжеватов из “Бесприданницы”, но и для них главное – деньги, нажива. Они искренне считают, что могут купить все. Недаром Кнуров предлагает Ларисе не любовь, а содержание, которое заставит людей забыть о нравственности.

“Темным царством”

– назвал Н.А.Добролюбов мир самодуров-купцов.

Типичность образов, индивидуальность характеров

Однако следует сказать, что, создавая тип самодура, Островский в каждом конкретном случае создает индивидуальный характер. Так Кабаниху и Дикого объединяет многое, но Савел Прокопьевич – ругатель, от него достается всем и родным и служащим, он знает это за собой и говорит, что просто иногда не может удержаться.

Кабаниха же названа Кулигиным ханжой

(“нищих оделяет, а домашних совсем заела”),

она внешне благочестива, в ее речи много старинных слов, но ее поведение противоречит тому, какой она бы хотела казаться.

Индивидуальность характеров проявляется и тогда, когда в пьесе появляются характеры-двойники.

Так похожи Тихон и Борис:

  • оба не могут противостоять силе самодурства,
  • оба любят Катерину,
  • оба не могут защитить ее,

но Борис более цивилизован, он умеет говорить о любви так, как не умеет Тихон. А Тихон в конце пьесы восстает против тиранства матери, обвиняя ее в смерти Катерины

(“Это вы ее убили, маменька!”),

Борис же предлагает Катерине смириться.

Авторское отношение Островского

Александр Николаевич в разные времена по-разному относился к изображаемым характерам: ему нравилась независимость этих людей, удаль жизни и размах предприятий, но постепенно драматург осознает, что погоня за наживой вытесняет в человеке человеческое.

По-разному проявляется и авторская оценка в разные периоды творчества драматурга. Например, героини “Грозы” и “Бесприданницы” во многом похожи. Симпатии автора и зрителя на их стороне. Но Катерина и Лариса живут в разной России, поэтому верный реалистическому видению мира Островский показывает, как различаются финалы этих пьес. После смерти Катерины мир “темного царства” осознает свою вину, а Тихон бросает матери обвинение в смерти жены. Убийство Ларисы не вызывает подобного отклика: поет цыганский хор. Автор как бы утверждает, что настало время коммерческих сделок, эпоха негоциантов, холодных, ищущих свою выгоду.

Сюжеты и композиционные решения

Композиция пьес Островского строится на замедленной экспозиции, создании ситуаций, в которых изначально заложена конфликтность.

Так, конфликт “Грозы” основан на противостоянии патриархального, домостроевского уклада и веяний нового.

Персонажи делятся на два лагеря:

  • самодуры (Кабаниха, Дикой)
  • и несогласные – (Тихон, Борис),
  • приспособившиеся (Варвара, Кудряш)
  • и бунтующие (Катерина).

Конфликт обостряется признанием Катерины в связи с Борисом и завершается самоубийством Катерины, которое представляется не смертным грехом (на фоне религиозности героини), а протестом против лжи “темного царства”, победой над ним, так как пьеса утверждает близость конца царства Кабанихи и Дикого.

Во всех пьесах Островского велика роль второстепенных и внесценических персонажей, которые вносят дополнительные реалистические акценты в развитие действия.

Образ Феклуши, например, является гротескным обоснованием абсурда жизни власть предержащих в городе Калинове. Ее рассказы об огненных чудовищах становятся единственным, что связывает “темное царство” с остальным миром. Судьба сестры Бориса во многом определяет и объясняет его поведение и его отношения с Диким.

Художественные средства драматурга

Для создания сценического образа Островский использует монологи персонажей, которые позволяют не только узнать о прошлом героев, но и узнать о том главном, что волнует их (монологи Катерины).

Каждый из героев говорит своим языком:

  • поэтический язык Катерины противопоставлен купеческому языку Кабанихи,
  • городской язык Бориса языку Тихона,
  • в речи Кулигина много научных слов.

В речи героев много реальных пословиц и поговорок, да и для названия самих пьес автор выбирает пословицы.

Мир этого драматурга – это мир Замоскворечья, мир, ушедший в прошлое.

Наша презентация

Довольно долго казалось, что мир Островского безвозвратно ушел в прошлое. Но судьба России в ХХ веке показала, что  его пьесы обладают удивительной жизненной силой, которая основана на их реализме и художественной точности.

Например, брежневское время сделало актуальным вопрос, как в этой реальности существовать интеллигенту, и тогда по-новому зазвучали пьесы его “На всякого мудреца довольно простоты” и ” Доходное место”. Сегодняшняя Россия, в которой определенный тип людей представлен “новыми русскими”, заставляет вспомнить купцов-самодуров из его пьес, персонажей зарождающейся буржуазии периода первичного накопления капитала.

Пьесы Островского являются прекрасным учебником русского быта второй половины ХIХ века. Но мир Александра Николаевича настолько реален, что в нем можно увидеть настоящее.

Материалы публикуются с личного разрешения автора – к.ф.н.О.А.Мазневой  (см. “Наша Библиотека”)

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Материалы по литературе. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.