План текста — простой, сложный, тезисный

План – это необходимый этап работы над текстом, соотнесенность содержания речи (устной и письменной) и ее линейной структуры с поставленной задачей и возможной реакцией слушателей или читателей.

    Составление плана — неотъемлемая часть создания устного или письменного текста.

Даже когда человек не пишет плана, у него в голове  складывается  приблизительный порядок того, о чем он будет говорить или писать,  формируются некоторые примеры и доказательства выдвигаемых автором мыслей и идей.  Иногда план не требует  своего  обязательного оформления, а является  лишь  необходимым внутренним этапом работы над текстом. Однако существуют жанры, в которых он является составной частью текста: в учебнике, в курсовой или дипломной работе, в диссертации и т.д. – он, безусловно, необходим..
Умение составить хороший план — качество человека, владеющего своей речью.

Планы  бывают простые и сложные

Простой план

Состоит из перечня основных пунктов, в которых отражено то, что говорящий скажет, а пишущий напишет. Такой план может быть тематическим, в этом случае все пункты плана представлены назывными предложениями.

Сложный план

Представляет собой более совершенную систему, которая  достаточно полно отражает работу автора над текстом и дает читателю ясное преставление о логике и композиции работы. В сложном плане практически каждый пункт имеет подпункты, в которых тема раскрывается более детально.

Составление сложного плана требует от автора отличного знания материала. Причем объем материала, переработанного им, всегда превышает объем того, что войдет в текст работы или выступления.

Тезисный план

План может быть тезисным, то есть каждый его пункт представлен двусоставным предложением и передает основную мысль этой части текста.
 План устного выступления может быть и простым, но это возможно только в том случае, когда автор досконально знает тему. В устном выступлении такой порядок организации речи, как и само выступление,  ограничен временем.   Десятиминутное выступление требует  использования   простого плана, полуторачасовое — сложного. В набросках десятиминутного выступления  не может быть более трех причин или более трех следствий — иначе речь трудно воспринимается слушателями.

План текста — порядок составления

Работа над ним предполагает следующие этапы:

  • осмысление темы;
  • наброски основных (тезисных) тем в определенном порядке следования;
  • составление простого плана (перечень тем );
  • составление сложного плана (усложнение плана, деление пунктов на подпункты);
  • редактирование плана в процессе работы (перестановка пунктов, расширение или сокращение, уточнение формулировок);
  • окончательное оформление.

Ошибки при составлении плана

При его составлении обычно допускают следующие ошибки:

  • несоответствие плана теме;
  • пункты требуют более детальной проработки (каждый из них должен быть раскрыт в подпунктах);
  • пункты взаимоисключают друг  друга;

  • пункты не пропорциональны (один из пунктов плана раскрыт широко, а другой — нет,  хотя он также требует конкретизации);
  • нарушена логика (последовательность) в порядке следования пунктов плана;
  •  отсутствуют такие части плана, как вступление и заключение.

Наша презентация по этой теме:

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой  (см. «Наша библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Русский язык. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

8 комментариев: План текста — простой, сложный, тезисный

  1. Ludokk говорит:

    Правильно составленный, глубоко продуманный план, — залог успеха в написании текста. Особенно он необходим во время работы над школьным сочинением и, как сказано в статье, при подготовке таких текстов, в которых план предусмотрен. Однако люди творческие, во время написания очерка или информационной статьи в прессе, планом не пользуются. Текст льётся потоком, — мысль за мыслью,- отображая взгляд автора на ситуацию и раскрывая его отношение к ней.

  2. Наталья говорит:

    Многие школьники, студенты испытывают трудности в составлении плана. Своим ученикам я советовала довольно простой способ научиться этому: необходимо взять текст и в каждом абзаце выделить предложение, в котором заключена главная мысль этого кусочка текста. Затем во всех выделенных предложениях найти ключевое слово или словосочетание. Если выписать все «ключевики», то получится фактически подробный простой план текста. Выполняя эту работу, ребята учатся видеть и понимать закономерности построения текста, что очень важно для создания плана.

  3. катя говорит:

    спасибо мне очень помогло 🙂

  4. Эльвира говорит:

    спасибо

  5. Таня говорит:

    mersi

  6. Baxrom говорит:

    ochen pomoglo SPASIBO! SUPER

  7. Мадина говорит:

    Спасибо за материал.

  8. дана говорит:

    cпасибо помогли