Устная речь – это речь звучащая. Каждый человек обладает своими, только ему свойственными особенностями речевого аппарата.
Особенности устной речи для адресата
В зависимости от темперамента человек говорит быстро, медленно или в среднем темпе.
- Темп речи может меняться и зависеть от эмоционального состояния говорящего.
Психологи утверждают, что особенно трудно воспринимается медленная речь, хотя иногда только такая речь может способствовать выполнению поставленной задаче как слушателя, так и говорящего. В то же время есть такие ситуации общения, когда необходим быстрый темп речи, например в работе дикторов.
- Тембр речи (разница звуковых колебаний, которая помогает отличить один звук от другого) также характеризует устную речь.
Различный тембр речи может по-разному быть воспринят слушателями. Так, очень высокий, визгливый голос скорее вызовет неприятную реакцию слушателей.
- Громкость голоса также влияет на восприятие слушателя и регулируется различными ситуациями..
- Интонация (повышение или понижение тона) – еще одна характеристика устной речи.
С помощью интонации человеку удается передавать малейшие оттенки чувств. Невыразительная интонация может затруднить восприятие и общение. Звуковые характеристики устной речи дополняются жестами и мимикой, что делает устную речь более выразительной.
В зависимости от разнообразных ситуаций общения устная речь бывает подготовленной и неподготовленной. В отличие от дружеской беседы, доклад, выступление, ответ на уроке требуют от автора серьезной продуманной подготовки.
- Для неподготовленной устной речи характерны: повтор мысли, слов, прерывистость, речевые ошибки, непоследовательность изложения и т.п.
- Подготовленная устная речь более стройна и логична по композиции, возможность появления в ней стилистических и речевых ошибок значительно меньше.
Для слухового восприятия важны, как уже говорилось, темп, тембр, громкость, интонация, а для зрительного – мимика, жесты, внешность, одежда, прическа — все это вместе составляют особенности устной речи для адресата.
Особенности устной речи для автора
Обычно автор предполагает или знает, перед кем он будет выступать. Это дает ему возможность учесть:
- возраст,
- пол,
- социальную принадлежность,
- уровень образованности,
- настроение аудитории и т.п.
Если устное выступление подготовлено, то автор, безусловно, продумал его композицию, ход, подобрал необходимые примеры, нашел средства словесной образности.
Во время выступления автор должен быть готов немедленно реагировать на отклик аудитории:
- перестроить, если нужно, свое выступление,
- опустить какие-либо части,
- вернуться к ранее сказанному,
- акцентировать внимание на важной, по его мнению, мысли,
хотя при устном выступлении автор не всегда имеет возможность исправить уже сказанное. Непосредственный эмоциональный отклик аудитории говорит о немедленной реакции на слова автора. Взаимопонимание говорящего и слушающего приносит выступающему огромное наслаждение.
Об этом говорит, в частности, герой рассказа Чехова “Скучная история”. Герой рассказа, старый профессор, называет студенческую аудиторию стоголовой гидрой, которую необходимо укротить. Опытный лектор, он вовремя замечает усталость аудитории:
“Это значит внимание утомлено. Пользуясь удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится ненадолго шум моря… Я тоже смеюсь. Внимание освежилось, и я могу продолжать”.
Наша презентация по теме
Письменная и устная речь отличаются средствами словесного выражения
Письменная речь в основном монологична, т.к. предполагает высказывание одного автора о теме, им избранной.
Устная речь – диалогична, предполагает участие собеседников (по крайней мере двух) в раскрытии темы. Иногда автор и в письменной речи выбирает форму диалога, но это бывает значительно реже.
В письменной речи широко используются причастные и деепричастные обороты, обороты с отглагольными существительными.
В устной речи они заменяются предложениями с различными видами придаточных, глагольными конструкциями.
Различен и объем предложений в устной и письменной речи. В устной речи широко используются неполные и нераспространенные предложения, и по объему они, как правило, значительно меньше, чем в письменной.
Материалы публикуются с личного разрешения автора – к.ф.н. О.А.Мазневой