Жизнь и творчество М.С.Щепкина

Он был великий артист. Артист по призванию и по труду.

Он создал правду на русской сцене.

А. И. Герцен.

Родился будущий артист Михаил Семенович Щепкин в 1788 году в селе Красное Обоянского уезда (ныне Белогородской области). По рождению он принадлежал к крепостному сословию.

Спектакль Миша впервые увидел в семилетнем возрасте. Это была постановка в крепостном театре барина. Увиденное глубоко поразило смышленого мальчугана.

В своих «Записках» он написал позднее: «В тот вечер порешилась моя будущая судьба».

Помещик, видя рвение своего крепостного, решил продолжить его обучение. Миша учился на отлично и пробовал свои силы в школьных спектаклях.

Настоящей сенсацией стала постановка в 1800 году учениками малонародного уездного училища в городе Судже комедии Сумарокова «Вздорщица», в которой Щепкин исполнил главную роль – слуги Розмарина.

Надо отметить, что у будущего мастера сцены от рождения был слабый и незвучный голос, но с помощью неустанных тренировок ему удалось придать ему силу и энергию. Граф Волькенштейн, услышав его приветственную речь на открытии Курской гимназии, поразился ораторским искусством своего крепостного и пригласил его в свой театр.

На профессиональной сцене

Михаил Семенович с успехом дебютировал в крепостном театре своего хозяина в комических ролях. Параллельно он обучался в Курской гимназии и работал у барина официантом. Любил Миша посещать Курский театр, который в ту пору принадлежал Барсовым, выходцев из крепостных крестьян, и подрабатывал в нем суфлером.

Однако его заветной мечтой было выйти на сцену. Однажды Фортуна повернулась лицом к мальчугану. Актер, исполнявший одну из главных ролей в пьесе, запил, и молодой талант вызвался его заменить. Барсов сначала скептически отнесся к его предложению, но, выслушав, как тот декламирует роль, выпустил на сцену, посоветовав читать не так быстро. С этого дня началась профессиональная карьера Щепкина как актера.

Вскоре он встретил свою вторую половину – «турчанку» Елену Дмитриевну. Судьба ее интересна. В 1791 году младенцем она была найдена в осажденной турецкой крепости. Генерал Чаликов взял малышку в дом и воспитал как свою дочь. В театре она познакомилась с Михаилом, и они сразу же полюбили друг друга. Дав согласие выйти замуж за крепостного, она сама становилась невольницей, но это не пугало ее.

На волю!

В 1816 Щепкина пригласили в труппу И. Ф. Штейна, которая считалась лучшей на юге России, и вскоре он вместе с семьей переехал в Харьков. Снискав славу лучшего комического актера, он стал невероятно популярен. Ему приходилось играть самые разные роли в незамысловатых пьесах: отцов-недотеп, неудавшихся любовников, даже женщин (например, Еремеевну в «Недоросле» Фонвизина).

Узнав, что молодой артист – крепостной, поклонники решили выкупить актера. Вдова графа Волькенштейна запросила 8000 рублей. Деньги собирали долго, но их не хватило. Недостающие 2500 рублей вложил генерал-губернатор князь Репнин и в 1818 году купил крепостного. Князь отпустил его и семью на волю только через три года, когда актер целиком выплатил свой долг.

На сцене Малого театра

В 1824 году Щепкин оказался в Малом театре. Труппа Малого театра 19века  была блестящей: в ее составе играли многие знаменитые актеры русского театра Мочалов, Савицкая, Самарин. В Москву артиста привез вместе с большим семейством помощник управляющего императорским московским театром Загоскин. Он описал свою «находку» управляющему театра Кокошкину так: «Актер – чудо-юдо».

И действительно, талант актера произвел настоящий фурор на московской сцене. Он пленил публику своей естественностью и простой, «нетеатральным» исполнением своих ролей. Современники окрестили Щепкина «Пушкиным русской сцены». Его лучшими ролями этого периода были: Репейкин, отец Земфиры, скупой рыцарь, Сганарель, Барон и, конечно же, Фамусов (Грибоедов, «Горе от ума», полная постановка состоялась в 1832 году). Щепкин придал Фамусову многие оригинальные черты, нивелировал его «демонизм» и низвел его до уровня обычного обывателя, «выслужившегося» Молчалина.

В 1831 году Михаил Семенович, будучи в гостях у Аксаковых, познакомился с Гоголем. Это знакомство переросло в настоящую дружбу. Писатель пьесу «Женитьба» написал специально для бенефиса Щепкина.

Роль городничего в еще одной пьесе Гоголя («Ревизор», 1836) стала, пожалуй, самой значимой ролью в творчестве Щепкина. По признанию современников, он поднялся в ней до небывалой широты сатирического обобщения. Другие персонажи «щепкинского» ряда в гоголевских пьесах – Утешительный в «Игроках», Бурдюков в «Тяжбе», Подколесин и Кочкарев в «Женитьбе».

С огромным успехом шли пьесы украинских драматургов 19 века, в которых актер играл простых людей из народа.

В драматических ролях

Постепенно Михаил Семенович отходит от комических и сатирических ролей и начинает воплощать на сцене драматические и трагедийные образы. Дарование Щепкина было настолько велико, что своим творчеством он буквально заставлял публику рыдать во время исполнения заглавной роли в мелодраматическом водевиле Соважа и Делурье «Матрос».

Одной из лучших ролей «позднего» Щепкина считается роль Муромского в «Свадьбе Кречинского» Сухово-Кобылина (1855). Серьезным успехом стало исполнение роли Любима в драме Островского «Бедность не порок», Полония в трагедии Шекспира «Гамлет», Гарпагона в «высокой» комедии Мольера «Скупой».

Бенефисы актера

Для содержания огромного семейства хлебосольному артисту приходилось много зарабатывать. Но профессия актера не предполагает баснословных гонораров. И администрация театра, учитывая популярность своего артиста, неоднократно устраивала бенефисы Щепкина в Малом театре 19 века (1829, 1831, 1835 гг. и др.). кроме того, пользуясь своим положением, именитый артист «пробивал» через цензуру запрещенные пьесы Грибоедова, Пушкина, Гоголя, Герцена, Тургенева, Сухово-Кобылина и с успехом ставил их в свой бенефис. Искренность и глубина исполнения, соединенная с веселостью, делали его  неподражаемым на сцене. Белинский отзывался о нем, как о подлинном гении.

Первым из всех актеров Малого театра Щепкин начал читать со сцены отрывки из оригинальных русских произведений. Кроме того, он развенчал миф о том, что Пушкинские «маленькие трагедии» невозможно играть, с успехом осуществляя их постановку.

Дружба актера с Пушкиным

Оказавшись в Малом театре, Щепкин попал в окружение образованных людей. Его друзьями стало множество артистов, драматургов, критиков, профессоров. Среди наиболее близких были А.Пушкин, Н.Гоголь, В.Белинский, А.Герцен.

С Пушкиным он познакомился, возможно, в марте 1829 года на завтраке у Погодина, на котором также присутствовали С. Аксаков, А. Хомяков, А. Мицкевич – словом, русская и польская интеллигенция. Также Пушкин был в зрительском зале в Большом театре (Петербург) в бенефис актера 9 июня 1832 года, где тот исполнял роль отца Земфиры в постановке пушкинских «Цыган».

Но близкое знакомство великого актера и великого поэта завязалось в мае 1836 года в доме у графа Нащокина. Они много беседовали, вспоминали, делились воспоминаниями. Михаил Семенович к тому же был великолепным рассказчиком.

Книга М.С.Щепкина "Записки крепостного актера"

Книга М.С.Щепкина “Записки крепостного актера”

Однажды Пушкин воскликнул:

«Вы просто обязаны написать книгу!» и в тот же день подарил другу тетрадь. На первой странице своей рукой он написал: «17 мая 1836. Москва. Записки актера Щепкина. Я родился в Курской губернии Обоянского уезда в селе Красном, что на речке Пенке».

Волей-неволей актеру пришлось браться за мемуары.

Знаменитые «Записки М. С. Щепкина» удалось полностью выпустить в свет только в 1864 году. В ней актер описывает не только свою жизнь, но и свои театральные принципы и приемы. Он дает советы начинающим актерам и раскрывает секреты своего ремесла.

Система актерской игры М.С.Щепкина – смотрите подробнее здесь

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Русский театр. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.