Серебряный век дал нашей литературе возрождение романтических форм, в частности в прозе и драматургии.
Особенностью романтизма Серебряного века было то, что он «сливался » с реализмом.
Причиной этого М.Горький называл потребность в героизме
«Настало время нужды в героическом».
Первопроходцем романтического стал В.Короленко.
В рассказах, стихотворениях в прозе («Мгновение», «Река играет», «Огоньки», «Тени») Короленко пишет о людях, проявляющих недюжинные силы, людях, которые не пасуют перед опасностью, их безумие лучше презренного смирения перед жизнью.
Романтизмом овеяны и ранние произведения М.Горького.
Само время, казалось, требовало подвига. Главная идея рассказов – воспевание подвига и ярко выраженный пафос свободы. Герои Горького максималисты. Таковы, например, Лойко Зобар и Радда («Макар Чудра»). Дилемма – свобода или любовь для них не существует. Они выбирают свободу. Как любые романтические герои, они не признают переходящих тонов – либо черное, либо белое. В сказке «Девушка и Смерть» Смерть отступает перед силой человеческой любви. Любовь выше смерти. Идея свободы – главная и в сказке «О маленькой фее и молодом чабане».
Общеизвестна композиция рассказа «Старуха Изергиль». История самой Изергиль предваряется и завершается легендами о Ларре и Данко – антагонистах. При всей гиперболичности их характеров Лара и Данко противопоставлены как крайние проявления индивидуализма и жертвенности во имя людей. Да и сама старуха Изергиль сочетает в себе и то, и другое качества. Под стать героям и пейзаж.
Противопоставлены герои и песнях («Песня о Соколе» – Сокол и Уж, «О Чиже, который лгал, и о Дятле-любителе истины»). На противопоставлении построена и знаменитая «Песня о Буревестнике».
«Безумство храбрых» воспевается писателем как «мудрость жизни».
Романтический пласт творчества Горького представляют и «Сказки об Италии». Герои сказок – обычные люди, необычные в своих проявлениях (такова, например, Нунча, умершая во время тарантеллы – сказка ХХII). В сказках появляется мотив созидательного труда (сказка о строителях Симплонского туннеля).
Романтическое ощущение жизни воссоздает в своих рассказах и новеллах А.Грин.
Экзотичность, фантазия, мечтательность, мистификации, чудесные подвиги, крутые повороты жизни, авантюрные сюжеты – вот особенности произведений писателя («Шапка-невидимка», «Жизнь Гнора», «Происшествие на улице Пса»).
Сочетание романтизма и символизма в пьесах Л.Андреева.
Герои пьесы «К звездам» – люди самоотверженного подвига, чистоты устремлений и возвышенных помыслов, романтические герои революции. Анархический бунт героя-одиночки представлен в пьесе «Савва». Герой живет идеями разрушения, анархического бунта против пошлости жизни.
Одна из самых известных пьес Л.Андреева – «Жизнь Человека». В пьесе как бы схематично представлены Рождение, Жизнь и Смерть человека. Некто в сером, держащий горящую и затем гаснущую свечу, символизирует Рок. Герой бросает вызов судьбе, но жизнь его – это замкнутый круг (Человек родился – Человек умер). Андреев ввел в пьесу хоровые монологи, декламации, элементы мистерии.
В «Черных масках» действуют двойники людей, а в «Царе Голоде» показан бунт голодных против сытых. В 1908 году Андреев пишет философско-символистскую драму «Анатэма».
Серебряный век дал русской культуре великолепные образцы произведений различных литературных течений – символизма, акмеизма, футуризма, реализма, романтизма.