Романтизм и реализм в прозе и драматургии Серебряного века

Серебряный век дал нашей литературе возрождение романтических форм, в частности в прозе и драматургии.

Особенностью романтизма Серебряного века было то, что он  «сливался » с реализмом. Причиной этого М.Горький называл потребность в героизме

«Настало время нужды в героическом».

 

В.Г.Короленко

В.Г.Короленко

Первопроходцем романтического стал В.Короленко.

В рассказах, стихотворениях в прозе («Мгновение», «Река играет», «Огоньки», «Тени»)  Короленко пишет о людях, проявляющих недюжинные силы, людях, которые не пасуют перед опасностью, их безумие лучше презренного смирения перед жизнью.

А.С.Грин

А.С.Грин

Романтическое ощущение жизни воссоздает в своих рассказах и новеллах А.Грин.

Экзотичность, фантазия, мечтательность, мистификации, чудесные подвиги, крутые повороты жизни, авантюрные сюжеты – вот особенности произведений писателя («Шапка-невидимка», «Жизнь Гнора», «Происшествие на улице Пса»).

А.М.Горький

А.М.Горький

Романтизмом овеяны и ранние произведения М.Горького.

Само время, казалось, требовало подвига. Главная идея рассказов — воспевание подвига и ярко выраженный пафос свободы. Герои Горького максималисты. Таковы, например, Лойко Зобар и Радда («Макар Чудра»). Дилемма – свобода или любовь для них не существует. Они выбирают свободу. Как любые романтические герои, они не признают переходящих тонов – либо черное, либо белое. В сказке «Девушка и Смерть» Смерть отступает перед силой человеческой любви. Любовь выше смерти.Идей свободы – главная и в сказке «О маленькой фее и молодом чабане».

Общеизвестна композиция рассказа «Старуха Изергиль». История самой Изергиль предваряется и завершается легендами о Ларре и Данко – антагонистах. При всей гиперболичности их характеров Лара и Данко противопоставлены как крайние проявления индивидуализма и жертвенности во имя людей. Да и сама старуха Изергиль сочетает в себе и то, и другое качества. Под стать героям и пейзаж.

Противопоставлены герои и песнях («Песня о Соколе» — Сокол и Уж, «О Чиже, который лгал, и о Дятле- любителе истины»). На противопоставлении построена и знаменитая «Песня о Буревестнике».

«Безумство храбрых» воспевается писателем как «мудрость жизни».

Романтический пласт творчества Горького представляют и «Сказки об Италии». Герои сказок – обычные люди, необычные в своих проявлениях (такова, например, Нунча, умершая во время тарантеллы – сказка ХХII). В сказках появляется мотив созидательного труда (сказка о строителях Симплонского туннеля).

Сочетание романтизма и символизма мы находим в пьесах Л.Андреева.

Л.Н.Андреев

Л.Н.Андреев

Герои пьесы «К звездам» — люди самоотверженного подвига, чистоты устремлений и возвышенных помыслов, романтические герои революции. Анархический бунт героя-одиночки представлен в пьесе «Савва». Герой живет идеями разрушения, анархического бунта против пошлости жизни.

Одна из самых известных пьес Л.Андреева – «Жизнь Человека». В пьесе как бы схематично представлены Рождение, Жизнь и Смерть человека. Некто в сером, держащий горящую и затем гаснущую свечу, символизирует Рок. Герой бросает вызов судьбе, но жизнь его – это замкнутый круг (Человек родился – Человек умер). Андреев ввел в пьесу хоровые монологи, декламации, элементы мистерии.

В «Черных масках» действуют двойники людей, а в «Царе Голоде» показан бунт голодных против сытых. В 1908 году Андреев пишет философско-символистскую драму «Анатэма».

Серебряный век дал русской культуре великолепные образцы произведений различных литературных течений – символизма, акмеизма, футуризма, реализма, романтизма.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Русская литература с метками , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

5 комментариев: Романтизм и реализм в прозе и драматургии Серебряного века

  1. Уведомление: М.А.Врубель: характеристика творчества, произведения

  2. Chelesta говорит:

    Чем интересна тенденция смешивать реализм и романтизм, казалось бы два совершенно противоположных направления, так это неоднозначностью интерпретаций и количеством внутренних конфликтов.
    С одной стороны, герой не вписывается в окружающий его мир, желает бунтовать, менять и противиться. С другой, у него появляется биография — уникальность обоснована и логична, исчезает загадка.
    Из всех представленных в статье авторов, советую почитать Горького и Короленко. В их произведениях это «смешивание» проявляется наиболее явно.
    Спасибо за статью

  3. Photoworld говорит:

    На мой взгляд, романтизм, как литературное направление, является практически отражением «русской души». Поэтому некоторые признаки романтизма в смешении с различными другими стилями можно найти в произведениях русских писателей и поэтов еще задолго до развития этого явления в западноевропейских странах. Бунт, героизм и безудержное, а порой и безрассудное, стремление к свободе — на этих «трех китах» строились почти все величайшие произведения русских авторов.

  4. Фёкла говорит:

    Романтизм есть бунт. Бунт против обыденщины, против шаблонного поведения. Бунтовали все и всегда, особенно ярко бунт проявлялся на рубеже эпох, столетий. Вот и Серебряный век не исключение. Ведь это не только рубеж веков, ведь это рубеж во многих смыслах: политическом, литературном, жизненном. Обострились различные верования в конец света, и, как следствие, появилось множество сект. Это время отражено в романе Горького «Клим Самгин». Из авторов, перечисленных в статье, отлично показывает переход от юношеского романтизма к зрелому реализму Горький. Также борьба, бунт в произведениях Андреева просто завораживают («Жизнь Василия Фивейского», «Бездна», «Стена»). Да и трилогия Мережковского «Христос и Антихрист» тоже отражает бунтарские мотивы (Леонардо да Винчи стремился летать, Юлиан хотел возродить язычество, боролся с христианством, Алексей пытался бороться против своего отца).

  5. Skazka_kr говорит:

    Романтизм привносит в произведения такие архетипы, которые понятны и близки читателю: борьба, выбор, любовь, жертвенность. Романтизм устремлений и реализм быта сливаются, как две части одного целого, делают произведение достоверным, и такие произведения легче воспринимаются читателем. Как пример, можно взять Грина — некоторые его произведения, наполненные мистицизмом и поиском неведомого, все равно воспринимаются читателем как достоверные и понятные.

Добавить комментарий