Романтизм и реализм в прозе и драматургии Серебряного века

Серебряный век дал нашей литературе возрождение романтических форм, в частности в прозе и драматургии.

Особенностью романтизма Серебряного века было то, что он «сливался » с реализмом.

В.Г.Короленко

Причиной этого М.Горький называл потребность в героизме

«Настало время нужды в героическом».

Первопроходцем романтического стал В.Короленко.

В рассказах, стихотворениях в прозе («Мгновение», «Река играет», «Огоньки», «Тени»)  Короленко пишет о людях, проявляющих недюжинные силы, людях, которые не пасуют перед опасностью, их безумие лучше презренного смирения перед жизнью.

Романтизмом овеяны и ранние произведения М.Горького.

А.М.Горький

А.М.Горький

Само время, казалось, требовало подвига. Главная идея рассказов — воспевание подвига и ярко выраженный пафос свободы. Герои Горького максималисты. Таковы, например, Лойко Зобар и Радда («Макар Чудра»). Дилемма – свобода или любовь для них не существует. Они выбирают свободу. Как любые романтические герои, они не признают переходящих тонов – либо черное, либо белое. В сказке «Девушка и Смерть» Смерть отступает перед силой человеческой любви. Любовь выше смерти. Идея свободы – главная и в сказке «О маленькой фее и молодом чабане».

Общеизвестна композиция рассказа «Старуха Изергиль». История самой Изергиль предваряется и завершается легендами о Ларре и Данко – антагонистах. При всей гиперболичности их характеров Лара и Данко противопоставлены как крайние проявления индивидуализма и жертвенности во имя людей. Да и сама старуха Изергиль сочетает в себе и то, и другое качества. Под стать героям и пейзаж.

Противопоставлены герои и песнях («Песня о Соколе» — Сокол и Уж, «О Чиже, который лгал, и о Дятле- любителе истины»). На противопоставлении построена и знаменитая «Песня о Буревестнике».

А.С.Грин

А.С.Грин

«Безумство храбрых» воспевается писателем как «мудрость жизни».

Романтический пласт творчества Горького представляют и «Сказки об Италии». Герои сказок – обычные люди, необычные в своих проявлениях (такова, например, Нунча, умершая во время тарантеллы – сказка ХХII). В сказках появляется мотив созидательного труда (сказка о строителях Симплонского туннеля).

Романтическое ощущение жизни воссоздает в своих рассказах и новеллах А.Грин.

Экзотичность, фантазия, мечтательность, мистификации, чудесные подвиги, крутые повороты жизни, авантюрные сюжеты – вот особенности произведений писателя («Шапка-невидимка», «Жизнь Гнора», «Происшествие на улице Пса»). 

Сочетание романтизма и символизма в пьесах Л.Андреева.

Л.Н.Андреев

Л.Н.Андреев

Герои пьесы «К звездам» — люди самоотверженного подвига, чистоты устремлений и возвышенных помыслов, романтические герои революции. Анархический бунт героя-одиночки представлен в пьесе «Савва». Герой живет идеями разрушения, анархического бунта против пошлости жизни.

Одна из самых известных пьес Л.Андреева – «Жизнь Человека». В пьесе как бы схематично представлены Рождение, Жизнь и Смерть человека. Некто в сером, держащий горящую и затем гаснущую свечу, символизирует Рок. Герой бросает вызов судьбе, но жизнь его – это замкнутый круг (Человек родился – Человек умер). Андреев ввел в пьесу хоровые монологи, декламации, элементы мистерии.

В «Черных масках» действуют двойники людей, а в «Царе Голоде» показан бунт голодных против сытых. В 1908 году Андреев пишет философско-символистскую драму «Анатэма».

Серебряный век дал русской культуре великолепные образцы произведений различных литературных течений – символизма, акмеизма, футуризма, реализма, романтизма.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Русская литература. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария: Романтизм и реализм в прозе и драматургии Серебряного века