Русский символизм как литературное направление — основные черты и характеристики

Символизм в литературе — идеи, представители, история

Символизм как литературное направление возник в период начавшегося кризиса России конца XIX – начала XX века и по праву принадлежит культуре Серебряного века нашей страны.

В русском символизме различают:

  • «старшее поколение»  — представители: Д.Мережковский, А.Добролюбов, З.Гиппиус, К.Бальмонт, Н.Минский, Ф.Сологуб, В.Брюсов
  • «младшее поколение» — младосимволисты  — А.Блок, А.Белый, Вяч. Иванов, С.Соловьев, Ю. Балтрушайтис и др.

Практически каждый из этих поэтов и писателей испытал на себе процессы бурного роста духовного самоопределения личности, стремления приобщиться к исторической действительности и поставить себя перед лицом народной стихии.

У символистов были свои издательства («Скорпион», «Гриф») и журналы («Весы», «Золотое руно»).

В той или иной степени они объединялись в группы или сообщества («Религиозно-философское общество»), собирались вместе, чтобы поделиться стихами, новыми взглядами и идеями ( «Воскресения» Ф.Сологуба, «Башня» Вяч. Иванова).

Основные черты символизма

Это:

  •  идея о двух мирах (реальном и потустороннем)
  • отражение действительности в символах
  • особый взгляд на интуицию как посредника в постижении и изображении мира
  • разработка звукописи как особого поэтического приема
  • мистическое постижение мира
  • поэтика многоплановости содержания (иносказание, намеки)
  • религиозные искания («свободное религиозное чувство»)
  • отрицание реализма

Русские символисты по-новому осмыслили роль личности не только в творчестве, но и в русской действительности, да и жизни вообще.

Интерес к личности поэта, писателя, человека привел поэтов этого направления к своеобразному «расширению» личности. Такое понимание человеческой индивидуальности свойственно всем русским символистам. Но отражалось это по-разному — в статьях, манифестах, в поэтической практике.

У Д.Мережковского  — поэт погружался в бездну «темного и бессознательного» психики человека.

В.Брюсов проникал и проникался сам

«темными, тайными чувствованиями».

К. Бальмонт стремился отобразить в стихах стремление к изменениям, чувственным переменам, выразить свое, чувственное понимание мира, личность становилась в своих проявления как бы выше и разнообразней понимания добра и зла

Ф. Сологуб провозглашал единство и равноценность настроений человека, говорил об этической нейтральности художника.

Для всех этих поэтов в той или иной степени и в жизни, и в творчестве было характерно чувство артистической игры, мистификации, смена личин и масок (примером может служить мистификация Волошина и Елизаветы Васильевой со стихами Черубины де Габриак).

Такой подход к личности художника в широком смысле слова требовал развития индивидуальности, ее особости, «единичности».

Об этом писал К.Бальмонт в предисловии к сборнику «Горные вершины» /1904 /.

«Горные вершины единичны…Вершины сознания и творчества следуют тому же великому принципу личности, отъединения, уединенности, отделения от общего».

Русские символисты по своему мироощущению не могли не отказываться от так называемого превознесения среднего человека, характерного для реализма, они не признавали социально-исторического, конкретно-временного.

Бальмонт превозносил личность

 в «беззаветности» всех ее желаний и в «безвременности», Человек существует вне истории, для поэта «нет ни вчера, ни завтра».

О том же говорит и В.Брюсов:

«…если бы тот же художник явился позже на два столетия, он сказал бы, хотя и в иной внешности, то же, совсем то же».

Эллис назвал такой подход «артистическим индивидуализмом». Это взгляд на личность свойствен и старшим поэтам направления, и младосимволистам.

Отсюда их отрицание общепонятного, доступного в искусстве и поиск в нем необыкновенного, изысканного, «артистического».

Но такой подход к личности, которая в сущности сталкивалась с реальной действительностью, не мог не вызывать трагического мироощущения жизни, своеобразного творческого пессимизма.

А.Волынский видел трагедию

«в самом принципе существования – в индивидуализме», и считал, что «трагическое миропонимание – единственно верное, единственно возможное, потому что отношение между индивидуальным началом личности и безымянным началом божества разрешается трагически».

В то же время превознесение личности было связано с гуманистическим представлением о человеке, гуманизмом, пусть и трагическим.

Эстетика у символистов

Это:

  •  «аристократический индивидуализм»
  •  трагический гуманизм
  •  идея преображения « свободной личности».

В их манифестах  выражались главные требования к новому искусству – мистическое содержание, многофункциональность возможностей художественного воображения и преображения действительности.

Подлинная личность, по мнению Мережковского,-

это мистик, творец, которому дано непосредственно постигать символическую природу жизни и мира.

На рубеже эпох Д.Мережковский был озадачен двумя идеями:

  • «идеей нового человека»
  •  «идеей жизнетворчества» — создания второй реальности.

Обе эти идеи неразрывно связывают символистов с духовными исканиями и философскими системами конца XIX – начала XX века.

Тема несоразмерности Вечной Вселенной и мгновенности бытия человека, мира человека, характерная для представителей творческой интеллигенции Серебряного века, присутствует у многих символистских поэтов:

Например, у А.Блока:

 «Миры летят. Года летят. Пустая/ Вселенная глядит в нас мраком глаз.// И уцепясь за край скользящий, острый,/ И слушая всегда жужжащий звон,- / Не сходим ли с ума мы в смене пестрой/ придуманных причин, пространств, времен..// Когда ж конец? Назойливому звуку/ не станет сил без отдыха внимать…/ Как страшно все! Как дико! – Дай мне руку,/ Товарищ, друг! Забудемся опять./.

Характерные признаки  символистского направления 

Это:

  • индивидуализм
  • идеализм
  • осознание трагичности мира, кризиса русской действительности
  • романтические поиски смыслов
  • содержательное и структурное единство поэзии
  • преобладание общего над частным
  • тематическая циклизация творчества каждого автора
  • поэтически- философские мифологемы (например, образы Софии и Вечной Женственности у В. Соловьева)
  • образы-доминанты (например, образ метели, вьюги у А.Блока)
  • игровой характер творчества и жизни

Таким образом,  символизм как таковой видит действительность в бесконечных, многообразных по содержанию и форме символах.

Наша презентация по теме

Понимание символа 

У русских поэтов — представителей этого направления- оно сильно различалось.

Так,

  • философский символизм видит в нем соединение чувственного и духовного (Д.Мережковский,Вл.Соловьев).
  • Мистический символизм склоняется к преобладанию духовного, к достижению царства духа, неистового стремления к иным мирам, отрицает чувственность как нечто ущербное, то, от чего должно освободиться (таков, поэтический мир А.Белого).

Роль символистов в создании новых поэтических форм, новых веяний и новых идей, новых тем и нового осмысления жизни как таковой для истории русской литературы, и шире – русской культуры, бесценна.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Русская литература. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.