Культура как коммуникационная система, как система знаков и обмена подобной вида информацией изучается такой наукой как семиотика (греч. semeiotike – учение о знаках). В рамках этого подхода все явления культуры, языки культуры рассматриваются исключительно как знаковые системы, в основе каждой из которой стоит изучение знака как такового.
Знак и символ в культуре
Знаком в культуре является все. Не существует явлений, понятий или событий, не имеющих своих имен и обозначений. (За исключением явлений, которые лишены какой бы то ни было социальной или иной значимости)
Поэтому знаком в культуре могут быть – звуки, изображения, имена и т.д, которые называются «чувственно воспринимаемыми объектами».
Назначение любого знака – замещать или представлять предметы, обозначать или проявлять их свойства или отношения.
Задача знака – обеспечить понимание, трансляцию культурного опыта с помощью всевозможных языков культуры или знаковых систем, как –то:
- Языка
- Традиций
- Фольклора
- Ритуалов, обрядов, церемоний
- Художественных образов
- Письменных текстов и т.д.
Языки культуры
Языком культуры называется вся совокупность существующих знаковых систем в вербальной или невербальной коммуникации, средствами которых может передаваться культурно – и социально значимая информация.
По словам Э.Кассирера, человек неизбежно выражает себя в течение своей жизни в таких крупных формах культуры, как искусство, язык, религия или политика.
Для осуществления этого выражения человек принужден создавать символы как вербальные, так и мифологические, религиозные, художественные и проч.
Типы знаковых средств
В самом общем виде всю эту совокупность используемых знаковых средств можно разделить на:
- Знаки- обозначения
Сюда относятся, например, единицы естественного и искусственного языка, которые обозначают как сам предмет, так и его свойство, действие или иных характеристики. В эту группу также входят:
- Знаки-признаки (например, симптомы, приметы)
- Знаки-копии (репродукции, аналоги, как несуществующие в реальности – симулякры)
- Знаковое поведение (эпатаж, имитация и т.д.)
- Знаки-модели
К ним относят также заместителей реально существующих предметов и действий. Например, в магических практиках используют модель предмета, наделенную особой силой. Эта «вторичная предметность» содержит в себе информацию о способе действия с ней и о своих «новых свойствах и «новом» смысле.
- Символы
В эту категорию также относят знаки, главной задачей которых становится не просто указание на предмет, объект, но, в первую очередь, передача некоторого непрямого смысла.
Символ и знак – история и отличия
Различие символа (symbol) и знака (sema) подчеркивали уже в античности. Платон считал знаки проявлением обыденной жизни, в том числе и низкой подражательной поэзии, символы же, напротив, воплощали в себе божественные откровения, сакральные истины.
Содержательное противопоставление знака и символа наиболее четко проявилось у неоплатоников. Так, Прокл считал, что именно с помощью мифологических символов передается божественный дух человеку. Поскольку такие божественные символы обращены к людям своей таинственной стороной, они не так прозрачны и ясны как обычные знаки. С того время именно символическая поэзия с ее многозначительными и глубокими символами становится вершиной искусства, а натурализм подвергается осуждению за свою низкопробную подражательность высокому.
Так начинается история символизма, который стал основой западного христианства и Византии. Например, богословские положения стали различать:
- Историю профанную (события и явления которой не имеют тайного смысла)
- Историю сакральную (события и явления которой сами становятся символами иных событий или явлений)
В искусстве символ становится «иносказательным» художественным образом, который не поддается прямолинейной дешифровке, а требует для своего понимания эмоционального участия в виде переживания, вчувствования и рационального распознания.
В 30-х гг. прошлого века американский ученый этнолог Э.Сепир предпринимает попытку проанализировать способность символов к передаче общечеловеческого и общезначимого содержания.
Виды символов
Сепир различает два вида символов:
- Конденсационные
«значат гораздо больше, чем обозначают»
Такие символы, по мнению ученого, участвуют в религиозных и политических эмоциональных отношениях и обозначениях
- Референциальные.
Такие символы характеризуются эмоциональной нейтральностью и логической обоснованностью.
Ученый приходит к выводу, что именно второй тип символов общепринят, и благодаря своей рациональности именно он в большинстве случаев образует все современные знаковые системы культуры.
Советский ученый-семиотик Ю.М.Лотман склонен быть понимать символ не просто как знак-обозначение, например, символы математики, химии или физики в искусственных языках. Символика таких обозначений для него – это выражение некой глубины сакральных смыслов. Например, обозначение круга, креста или пентаграммы обладают огромной культурно-исторической и смысловой емкостью, так как восходят еще к эпохе архаики и являются основанием культуры.
Ю.М.Лотман в своих работах:
определяет символ как социально-культурный знак, имеющий в своей основе идею, содержание которой можно постичь лишь интуитивно и которое не может быть адекватно выражено вербальным способом.
В этой связи следует отчетливо понимать важную специфику символа, он призван вызывать реакцию не на свой символизируемый предмет, а на те значения, которые с ним связаны конвенционально. В виду этого становится необходимым умением различать и такие основные категории как «смысл» и значение».
Примеры общеизвестных символов в истории
Мы можем рассмотреть элементы базовой символики, характерной для мифологического сознания.
Как правило, они отображали:
• анимистические и тотемные верования наших предков: камни и палки – это души людей
• человеческие представления об устройстве и происхождении Космоса: Мировое древо как ось мира или идея плодородия, Космическая гора как столп Вселенной
Интересно, что со временем эти основные символы стали упрощаться, вплоть до простой геометрии, например:
- Космос – стал обозначаться кругом
- Плодородие – треугольником
- Мировое древо – крестом
- Материальный мир (четыре стихии) – квадратом
- Вечность – змеей, кусающей хвост
С тех пор и пошли такие общеизвестные обозначения, как:
- Мужское начало – треугольник с верхней вершиной
- Женское – с вершиной книзу
Наложение этих двух символов в европейской части было известно как звезда Давида, а в Индии – порождающее начало и знак любви к богам.
Наша презентация:
Для символов в мифологическом сознании характерна очень жесткая взаимосвязь, которая должна была определять тождество знака, предмета и природы. Это гарантировало закрытость и неизменяемость традиционной культуры и ее организации, что обеспечивало постоянное воспроизводство должного образца в поведении человека и его отношении к социуму, природе и т.д.