Культурный смысл и значение: типы, уровни, параметры

Культурный смысл и значение – определения Г.Фреге

Логик Г. Фреге разграничил понятия «значение» и «смысл».

  • «Значение» имени – это номинация предмета
  •  «смысл» – та информация, которая заключена в нем.

Например, выражения «5» и «2+3» имеют одно значение, но несут в себе различный смысл, поскольку имеют различное строение.

Смысл невозможно полностью раскрыть, поскольку он не закреплен и недооформлен в языке и всегда шире единичного восприятия человеком предмета. Такая невозможность полной расшифровки культурного смысла приводит к возникновению форм, с помощью которых возможно более глубокое погружение в смыслы культуры – мифы, ритуалы и т.д.

Таким образом, культурный смысл – это накопленная культурой информация, посредством которой общество (общность, нация, народ) создает свою картину мира, т.е. подходы к принципам жизни, мыслит свое предназначение в мире.

Смыслы невозможно выдумать. Они возникают сами по себе в рамках любой отдельно взятой культуры и являются ее неотъемлемой частью.

 Важной характеристикой смыслов в культуре является то, что они не сохраняют и не передают познавательных сведений.

Культурные смыслы отображают очевидные реальности нашего мира, являясь главной мерой человечности, границами осмысленности этого мира. Как писал в своей книге профессор Г.В.Драч, культурные смыслы

«выступают как бытийные константы мира, благодаря чему они становятся основаниями конкретных актов мироотношения, в том числе и в специализированных формах культурной деятельности – искусстве, религии, философии, науке и т.д.»

Формализованные языки, например, логические построения используют имена с одним единственным значением, здесь нет различий между понятиями собственно «смысла» и «значения». В культуре в ее естественных языках вместе с прямым употреблением каждого имени может быть реализовано и его косвенное значение, включая бесконечность появившихся углубленных уровней смысла.

Семантика культурного смысла символов и знаков

 Уровни смысла могут быть представлены на примере объяснения ритуала. Так, любой ритуал может быть понят:

  • В своем явном смысле, исходящем из его представленности и целей этой представленности
  • В полускрытом (латентном) смысле, который обнаруживается на грани сознания человека, но который может быть полностью осознанным
  • В скрытом смысле – оперирующий бессознательными категориями и относящийся к базовому и общему для всех людей опыту

Вот из этих уровней и вытекает описание семантических параметров смысла – экзегетического, операционного, позиционного.

  • Экзегетический параметр смысла привносят «исполнители» ритуала, как «посвященные» в определенное эзотерическое знание
  • Операционный параметр раскрывает смысл в практике применения ритуала, сюда входят речь (ритуализированная), жесты, мимика, иконы.
  • Позиционный параметр проявляется в соотношении символа (знака) с другими символами (знаками) и с общим содержанием культуры (контекстом).

Этим во многом объясняется и понимание культурного кода, который раскрывается для понимания лишь в анализе всех способов и правил сосуществования знака с остальными феноменами определенной культуры. В этом же заключается и специфика языков культуры (искусство, философия, религия и т.д.) – знаки и символы этих языков не всегда выражают конкретное содержание, так как это содержание не всегда однозначно и доступно прямому выражению или представленности.

Можно сказать, что целью языков культуры и является выражение смысла как того содержания, которое невозможно выразить однозначно и непосредственно.

Отсюда вытекает еще одно определение культурного смысла как того, что сцепляет и скрепляет все значения знаков в данном языке.

Уровни и типы культурного смысла

Самым поверхностным, т.е. первым уровнем смысла считается «здравый смысл», проявляющийся уже на уровне сознания, ставший общепринятым и проработанный рационально. Как правило, здравый смысл напрямую связан со значением знака и совпадает с ним.

Как сказал в одном из своих романов Ж.Сарамаго –

«здравый смысл – это всего лишь раздел статистики»,

то есть многократно подтвержденный и используемый всегда опыт.

Самый глубинный уровень смысла – это непроявленное и неоткрытое содержание, которое обнаруживается в тесной связи людей и мира ценностей, идеалов и т.д.

Этими двумя границами смыслов очерчены остальные пласты и горизонтали других смыслов, для понимания которых необходимо знание определенных кодов каждой культуры.

Типы культурных смыслов

Ученые разделяют смыслы в культуры на несколько видов (по типы смысла)

  • по содержанию – информационный, эмоциональный, экспрессивный
  • по ориентации на определенный вид его восприятия – рациональный, интуитивный, ассоциативный, эстетический, соотнесенный с традициями
  • по категории адресатов – для всех, социально-групповой, языковой или этнический, профессиональный, субкультурный, семейный и т.д.
  • по языковой специфике представленности – несистемной или системной, средствами определенного языка культуры и проч.
  • по популярности или приоритетности – специализированный вид культуры, обыденный или трансляционный

Изучение культурных смыслов, знаков и значений

Научные работы в этом направлении связаны с тремя этапами-процессами существования культурного смысла – его производства (генерации), его функционирования (существование знака во времени) и его интерпретации (понимания).

  1. Первый этап-процесс изучался гештальтпсихологией, психоанализом, структурализмом, антропологией, лингвистической философией
  2. Второй этап – это концепции культурной динамики (эволюционизм, диффузионизм), структурный и функциональный анализ и др.
  3. Третий этап – герменевтика

Современные исследования сфокусированы также на разработке локальных аспектов – субкультурные или ситуационно-коммуникативные проявления смысла, а также на комплексном рассмотрении всех связанных с ними процессов.

Интересной и отдельной проблемой также стоит очень актуальный для культуры вопрос «переводимости» знаков и смыслов, т.е. ситуации и возможности описания требуемых значений одного языка средствами и возможностями другого языка.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Теория культуры. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.