Морфология культуры: обыденная, специализированная и гуманитарная культура

В морфологии культуры помимо принципа деления культуры на материальную и духовную существует также концепция разделения культуры на:

  • Обыденную
  • Специализированную

Историками доказано, что все основные функции жизнедеятельности человека, как правило, возникали в недрах именно обыденной культуры, т.е. ежедневной и обычной практической деятельности человека, которая составляла соответствующий образ жизни или крестьянина, или горожанина.

Главное отличие здесь заключалось в том, что необходимые знания и навыки человек получал не в специальном образовании, а на уровне обыденных контактов и общего воспитания.

Позже стали оформляться профессии, деятельность в рамках которых уже предполагала специальное образование. Что и явилось предпосылкой возникновения специализированной формы культуры. Сейчас функции этих сфер культуры сосуществуют параллельно, но проявляют себя в разных областях жизни человека.

Это можно проследить практически в любом виде культуры.

Так:

в хозяйственной культуре специализированный уровень представлен экономикой, торговлей, финансами и т.д., обыденный – домашним или приусадебным хозяйствованием

в правовой культуре: специализированный – это юриспруденция, право, охрана порядка и т.д., обыденный – общественное мнение, нравственность

в политической: специализированная культура – идеология, госполитика, военное дело и т.д., обыденная культура – межличностная коммуникация в приватном взаимодействии

Формы культуры, ответственные за познание и рефлексию мира, человека и его отношений, также могут быть представлены как в виде специализированной, так и обыденной культуры:

В философии — это специализированный уровень самих философов и обыденный уровень здравого смысла и народной мудрости

В научной культуре: сама наука и обыденные представления и знания и мире, а также бытовая логика

В религиозной культуре: учения и конфессии, эзотерические построения, а также обыденная культура бытовой магии, мистики, предрассудков, гаданий, примет и т.д.

В художественной культуре: профессиональное искусство или самодеятельность под руководством специалистов, обыденная – бытовое искусство, игра, имитация

Подобное разделение на специализированный и обыденный уровень можно обнаружить во всех основных видах культуры, что подтверждает целесообразность и правомочность подобного морфологического членения культуры.

Гуманитарная культура

Это еще одна основная сфера культуры, которая «отвечает» за формирование представлений человека о мире и их регулирование, а также за:

  • Ценностные ориентиры
  • Социальные поведенческие нормы
  • Этикет и церемониальные программы (комплекс социального поведения)
  • Художественные и образные предпочтения людей

Одной из главных задач гуманитарной культуры является выработка и поддержка символики групповой самоидентификации (например, политической, социальной, национальной) и личной персонификации.

Первой формой гуманитарной культуры признано считать дорелигиозные миропредставления людей (мифы), которые затем были оттеснены систематическими религиями Откровения в область частного социального бытия. Известно также, что искусство (за исключением художественной литературы и театра) до эпохи Просвещения входило в религиозную обрядность, каковой и рассматривалось, и не являлось объектом профессиональной рефлексии.

Общепризнанный взлет гуманитарной культуры и ее социальной значимости произошел в эпоху Просвещения ввиду происшедшей тогда секуляризации социальной жизни. Тогда на первый план и вышла главная функция гуманитарной культуры, а именно: ее возможности и долженствования стать если не полной заменой религиозного переживания мира, то серьезным эмоционально-образным дополнением как к нему, так и к рациональному постижению и объяснению всей жизни. В таком качестве в большей мере стали функционировать такие виды культуры как искусство, литература, история и т.д. За религией, немного растерявшей свой электорат и позиции по влиянию на социальное сознание, впрочем, сохранились ее основные функции, особенно психико-компенсаторная роль.

Фактическое появление гуманитарной культуры связано со случившимся в 19 веке разделением наук, которые не относятся к техническим и естественным на:

  • Социально-научные – социология, экономика, политология и т.д.
  • Гуманитарные – филология, психология, история, искусствоведение и т.д.

В срединном положении тогда осталась лишь философия, которая демонстрирует частичное тяготение как к рационализму, так и эмоциональному, мистическому познанию и рефлексии.

До сегодняшнего дня гуманитарная культура в качестве самостоятельной научной категории не изучалась.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Теория культуры с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий