Морфология культуры: материальная и духовная культура

Под морфологией культуры принято понимать теоретическое учение о типичных формах культуры, их структурировании в общем и целостном организационно-функциональном строении культуры.

Этот раздел культуры изучается теоретической культурологией и, на самом деле, представляет собой на сегодняшний день разнообразное множество концепций, в задачи которых входит членение культуры на основании различных принципов.

Так, наиболее «старый» и общепринятый принцип морфологического деления, который идет от археологов и в некоторой степени от философов – это разделение культуры на:

  • материальную
  • и духовную,

к которым затем небезосновательно добавляется и социальная, гуманитарная, а  позже – и физическая культура.

Еще одна весомая концепция морфологии культуры была разработана уже в 19 веке философами – эволюционистами, которые предложили структурирование культуры на специализированную и обыденную. 

В рамках данного раздела принято выделять и гуманитарную культуру, имевшую своей древнейшей формой проторелигиозные мифологические представления людей о мире. 

Материальная и духовная культура: понятие, содержание, история 

К этим типам принято относить такие объекты (группы объектов), имеющих в качестве основной:

  • Материально- предметную сущность и утилитарную функцию
  •  Символическую функцию

Как правило, эти два типа тесно взаимосвязаны, так как, например, и книга, и картина, и даже музыка – это тоже материальные объекты, однако преобладающее значение этих объектов – символическое. А такие конкретные материальные объекты, как оружие, дом или украшения, имеют, в первую очередь, прямое утилитарное назначение, хотя также являются символически насыщенными предметами.

 К материальной культуре причисляют не только вещи, предметы, которые изготовил человек, но еще и обработанные людьми территории, постройки, проложенные дороги, каналы, искусственно созданный ландшафт, целые города и т.д,

Тем не менее,  при всей очевидной связи между материальной и духовной культурой эти понятия обычно противопоставляются друг другу. 

Тогда:

  • под первым типом (материальная) подразумевается совокупность всех технических, научных достижений,  а также весь инфраструктурный комплекс, который обеспечивает нашу современную жизнь
  •  под вторым (духовная) – все интеллектуальные достижения, образные и творческие возможности и успехи общества.

Различение и определение такой дихотомии по традиции приписывают О.Шпенглеру, который противопоставил «цивилизацию» (т.е. весь комплекс  материальной культуры) и собственно культуру (комплекс интеллектуальных, религиозных и художественных достижений). Справедливости ради стоит при этом заметить, что такая оппозиция появилась много раньше Шпенглера, а именно – в трудах Цицерона.  Однако современная теория культуры уже изобличила слабость такого противостояния двух типов культуры, которая заключается в отсутствии в этой концепции  понятия социальной культуры. Так как этот вид  по всем своим атрибутивным формам относится к духовной культуре, а по выполняемым функциям – к материальной.

Традиционно изучением материальной культуры занимается археология (предмет этой науки), а вот уже этнография и социология исследуют именно социальную культуру. Духовную культуру того или иного периода или народа изучает религиоведение и искусствоведение.

Ознакомьтесь с нашей презентацией по этой теме

В философии исследованием данной оппозиции стали заниматься философы культуры, которые были ориентированы на философию символических форм, например, С.Лангер, Э.Кассирер, а также отдельные антропологи – Л.Уайт. В истории культуры противопоставление материальной и духовной культуры  также отчетливо выразилось и в отечественной философии, и в православном мистицизме (Серебряный век), и в марксистско-ленинской теории культуры.  Так, например, именно идеологи марксизма-ленинизма понимали культуру как деятельность, которая преследует лишь идеологические цели и демонстративно отвергали в ней вторую составляющую – материальную культуру. 

Современные культурологи, особенно позитивистского направления, не принимают такого деления культуры на материальную и духовную как изначально бесполезное для познания самого феномена культуры.  Следует отменить, что к виду духовной культуры теперь принято относить в прямом смысле собственно религиозную культуру. 

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И РЕКЛАМА

Запись опубликована в рубрике Теория культуры с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий