Морфология культуры: материальная, духовная и социальная культура

Под морфологией культуры принято понимать теоретическое учение о типичных формах культуры, их структурировании в общем и целостном организационно-функциональном строении культуры.

Морфология культуры изучается теоретической культурологией и, на самом деле, представляет собой на сегодняшний день разнообразное множество концепций, в задачи которых входит членение культуры на основании различных принципов.

Так, наиболее «старый» и общепринятый принцип морфологического деления культуры, который идет от археологов и в некоторой степени от философов – это разделение культуры на материальную и духовную, к которым затем небезосновательно добавляется и социальная культура, а  позже – и физическая культура.

Еще одна весомая концепция морфологии культуры была разработана уже в 19 веке философами – эволюционистами, которые предложили структурирование культуры на специализированную и обыденную. 

В рамках морфологии культуры принято выделять и гуманитарную культуру, имевшую своей древнейшей формой проторелигиозные мифологические представления людей о мире. 

Материальная и духовная культура: понятие, содержание, история 

К этим типам культуры принято относить такие объекты (группы объектов), имеющих в качестве основной:

  • Материально- предметную сущность и утилитарную функцию
  •  Символическую функцию

Как правило, эти два типа культуры тесно взаимосвязаны, так как, например, и книга, и картина, и даже музыка – это тоже материальные объекты, однако преобладающее значение этих объектов – символическое. А такие конкретные материальные объекты, как оружие, дом или украшения, имеют, в первую очередь, прямое утилитарное назначение, хотя также являются символически насыщенными предметами.

 К материальной культуре причисляют не только вещи, предметы, которые изготовил человек, но еще и обработанные людьми территории, постройки, проложенные дороги, каналы, искусственно созданный ландшафт, целые города и т.д,

Тем не менее,  при всей очевидной связи между материальной и духовной культурой эти понятия обычно противопоставляются друг другу. 

Тогда:

  • под первым типом (материальная культура) подразумевается совокупность всех технических, научных достижений,  а также весь инфраструктурный комплекс, который обеспечивает нашу современную жизнь
  •  под вторым (духовная культура) – все интеллектуальные достижения, образные и творческие возможности и успехи общества.

Различение и определение такой дихотомии по традиции приписывают О.Шпенглеру, который противопоставил «цивилизацию» (т.е. весь комплекс  материальной культуры) и собственно культуру (комплекс интеллектуальных, религиозных и художественных достижений). Справедливости ради стоит при этом заметить, что такая оппозиция появилась много раньше Шпенглера, а именно – в трудах Цицерона.  Однако современная теория культуры уже изобличила слабость такого противостояния двух типов культуры, которая заключается в отсутствии в этой концепции  понятия социальной культуры. Так как этот вид  по всем своим атрибутивным формам относится к духовной культуре, а по выполняемым функциям – к материальной.

Традиционно изучением материальной культуры занимается археология (предмет этой науки), а вот уже этнография и социология исследуют именно социальную культуру. Духовную культуру того или иного периода или народа изучает религиоведение и искусствоведение.

В философии исследованием данной оппозиции стали заниматься философы культуры, которые были ориентированы на философию символических форм, например, С.Лангер, Э.Кассирер, а также отдельные антропологи – Л.Уайт. В истории культуры противопоставление материальной и духовной культуры  также отчетливо выразилось и в отечественной философии, и в православном мистицизме (Серебряный век), и в марксистско-ленинской теории культуры.  Так, например, именно идеологи марксизма-ленинизма понимали культуру как деятельность, которая преследует лишь идеологические цели и демонстративно отвергали в ней вторую составляющую – материальную культуру. 

Современные культурологи, особенно позитивистского направления, не принимают такого деления культуры на материальную и духовную как изначально бесполезное для познания самого феномена культуры.  Следует отменить, что к виду духовной культуры теперь принято относить в прямом смысле собственно религиозную культуру. 

Социальная культура 

Этот тип культуры призван обеспечить взаимопонимание и взаимодействие людей в коллективе, которые направлены на выживание этого социума и на его развитие. Именно по разнице целей (целеустановок) социальная культура отличается от этнического типа культуры, так как этнический тип культуры также призван обеспечивать коллективную жизнедеятельность общества, но на аксиологической основе, т.е. ценностях, нравах, морали, обычаях, традициях и ритуалах. 

К инструментарию социальной культуры относят:

  • Профессиональные умения и знания
  •  Опыт конкретных работ в конкретных областях
  • Единую профессиональную терминологию
  • Уровень сходства или единообразия технологий и образования
  • Чувство и понятие единой социальной (классовой, сословной) солидарности.

Социальную культуру возможно представить в виде исторических типов соответствующих культур по всем стадиям ее развития. 

  •  Первобытный этап: все участники обладают практически одинаковыми профессиональными знаниями и навыками, типы и виды технологий чрезвычайно ограничены. Социальная культура решает одну задачу – простая организация процесса деятельности.
  •   Этап первичного разделения труда и образования племенных общностей: баланс различных специальностей и профилей деятельности в едином процессе жизнеобеспечения и внутреннего объединения племени в борьбе с соседями.
  •  Этап аграрных цивилизаций: социальная культура должна была решать задачи понуждения к труду сословия трудящихся для обеспечения сословий воинов и молящихся, а также  обеспечения единства  солидарности всех участников в рамках всех сословий.
  • Этап индустриального развития и трансформации сословного общества в классовое (т.е. объединение людей не единством социальных функций, а местом, занимаемым в процессе производства и степенью участия и долей владения средствами производства): социальная культура должна была обеспечивать классовый компромисс и взаимную зависимость различных классов от работы друг друга.

На этапе постиндустриального развития (т.е. в период, когда основной продукт производства  — это знания, а не вещи и предметы) классы в социуме распадаются на более мелкие социальные образования – страты, а производство  организуется по формам международной кооперации. 

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Теория культуры с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий