К материальному и духовному типу культуры принято относить такие объекты (группы объектов), имеющее в качестве основной:
- Материально-предметную сущность и утилитарную функцию
- Символическую функцию
Как правило, эти два типа тесно взаимосвязаны, так как, например, и книга, и картина, и даже музыка – это тоже материальные объекты, однако преобладающее значение этих объектов – символическое. А такие конкретные материальные объекты, как оружие, дом или украшения, имеют, в первую очередь, прямое утилитарное назначение, хотя также являются символически насыщенными предметами.
К материальной культуре причисляют не только вещи, предметы, которые изготовил человек, но еще и обработанные людьми территории, постройки, проложенные дороги, каналы, искусственно созданный ландшафт, целые города и т.д,
Тем не менее, при всей очевидной связи между материальной и духовной культурой эти понятия обычно противопоставляются друг другу.
Тогда:
- под первым типом (материальная) подразумевается совокупность всех технических, научных достижений, а также весь инфраструктурный комплекс, который обеспечивает нашу современную жизнь
- под вторым (духовная) – все интеллектуальные достижения, образные и творческие возможности и успехи общества.
Различение и определение такой дихотомии по традиции приписывают О.Шпенглеру, который противопоставил «цивилизацию» (т.е. весь комплекс материальной культуры) и собственно культуру (комплекс интеллектуальных, религиозных и художественных достижений).
Справедливости ради стоит при этом заметить, что такая оппозиция появилась много раньше Шпенглера, а именно – в трудах Цицерона. Однако современная теория культуры уже изобличила слабость такого противостояния двух типов культуры, которая заключается в отсутствии в этой концепции понятия социальной культуры. Так как этот вид по всем своим атрибутивным формам относится к духовной культуре, а по выполняемым функциям – к материальной.
Традиционно изучением материальной культуры занимается археология (предмет этой науки), а вот уже этнография и социология исследуют именно социальную культуру. Духовную культуру того или иного периода или народа изучает религиоведение и искусствоведение.
В философии исследованием данной оппозиции стали заниматься философы культуры, которые были ориентированы на философию символических форм, например, С.Лангер, Э.Кассирер, а также отдельные антропологи – Л.Уайт. В истории культуры противопоставление материальной и духовной культуры также отчетливо выразилось и в отечественной философии, и в православном мистицизме (Серебряный век), и в марксистско-ленинской теории культуры. Так, например, именно идеологи марксизма-ленинизма понимали культуру как деятельность, которая преследует лишь идеологические цели и демонстративно отвергали в ней вторую составляющую – материальную культуру.
Наша презентация
Современные культурологи, особенно позитивистского направления, не принимают такого деления культуры на материальную и духовную как изначально бесполезное для познания самого феномена культуры. Следует отменить, что к виду духовной культуры теперь принято относить в прямом смысле собственно религиозную культуру.