Культура и цивилизация: соотношение понятий, теории цивилизации

У культурологов нет единого мнения по ряду непростых вопросов, касающихся понятий «культура» и «цивилизация». Обширнейшее понятие «культура», имеющая множество толкований, неизбежно сталкивается с со столь же неоднозначно трактуемым понятием «цивилизация».

  • В чём заключается сущность этих понятий?

  • Что такое цивилизация?

  • Каким образом культура и цивилизация соотносятся друг с другом?

Одни исследователи отождествляют столь многозначные понятия, другие, наоборот, разделяют, приводя достаточно веские аргументы для подобного решения вопроса.

Из истории понятий

Эти термины на стадии их появления у древних римлян были достаточны просты:

  • культура – обработка земли, земледельческий труд,
  • цивилизация (от civils – гражданский) – характеристика принадлежности к гражданской жизни.

Для римлян цивилизация определялась как высокий уровень городской жизни, говорящий об их превосходстве в политическом и бытовом отношениях, выгодно отличающий римских граждан от варварских племён, грубых и примитивных. Термин «цивилизация» долгое время использовался для обозначения таких качеств, как воспитанность, утончённость и вежливость.

В эпоху Просвещения слову «цивилизация» дал путёвку в жизнь французский философ, писатель и энциклопедист Пьер Гольбах. Это понятие тесно смыкалось с понятием культуры, концепцией прогресса и теорией эволюционного развития народов. Со временем это понятие обретает многозначность.

Так, у Вольтера «цивилизация» трактуется как цивилизованное поведение, подразумевающее хорошие манеры и навыки самоконтроля.

XIX век внёс свои коррективы в понятие цивилизации и сделал его более многозначным. В 1877 году вышла книга американского этнографа, историка и социолога

Льюиса Генри Моргана «Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации»,

в котором автор применил данный термин для характеристики этапов развития человечества. Примерно в этот же период цивилизацию начали соотносить исключительно с европейской культурой, формируя тем самым идеи европоцентризма в философии, политической и экономической жизни. Отныне все неевропейские культурные регионы стали считаться нецивилизованными или малоцивилизованными.

К вопросу о формировании научной теории цивилизации

В работах Ж.-Ж. Руссо, Николая Яковлевича Данилевского, А. Тойнби, О. Шпенглера сформировалась научная теория цивилизации, основанная на разграничении этих понятий. В трудах американских исследователей А. Кребера, Ф. Нортона, П. А. Сорокина цивилизация предстаёт как особый этап развития культуры, то есть культурно-исторического типа, предполагающего ряд характерных признаков.

Культурно-исторический тип выступает как:

  •   культурная общность людей, имеющая некоторый социальный генотип и стереотип;
  •  освоенное мировое пространство, достаточно замкнутое и автономное;
  •  конкретное место в системе иных цивилизаций.

Ответом на поставленный в 1750 году Дижонской академией вопрос:

«Содействовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?»,

стало первое литературное творение

Ж. Ж. Руссо –«Рассуждение о науках и искусствах».

Автор трактата выступил в роли критика культуры стран Западной Европы и противопоставил моральной развращённости и испорченности «культурных» наций нравственную чистоту народов, находящихся на более ранних, патриархальных стадиях развития.

Русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель Н. Я. Данилевский в своём основном труде «Россия и Европа» выступил как создатель теории культурно-исторических типов, существенно повлиявшей на западную философию культуры, а также ставшей предвестником формирования теории локальных цивилизаций

(труды О. Шпенглера, А. Тойнби и ряда других исследователей).

Данилевский выдвинул и обосновал положение о множественности цивилизаций, заявив, что Европа не является единственным носителем цивилизационного начала.

В начале XX века немецкий учёный О. Шпенглер написал

«Закат Европы» — «философский роман»,

вернувший интерес к идеям Н. Я. Данилевского.

Шпенглер рассматривает цивилизацию в качестве завершающей стадии развития культуры, её старения и угасания.

Линию, начатую Н. Я. Данилевским и О. Шпенглером, продолжает цивилизационная теория А. Тойнби – британского учёного, автора фундаментального труда «Постижение истории».

Почему одни общества складываются в цивилизации, а другие не поднимаются до этого уровня; в чём причины того, что цивилизации «надламываются, разлагаются и распадаются» — таковы основные вопросы, исследуемые А. Тойнби в своём сочинении.

В современной культурологии рассматривается ещё один аспект взаимодействия этих понятий, который пролегает в области разделения материальных и духовных основ. Цивилизация предстаёт здесь в качестве материальной стороны культуры.

Наша презентация по теме:

В книге «Смысл истории» русского философа Николая Александровича Бердяева всякая культура предстаёт как культура Духа.

По мнению философа, на определённой стадии культура истощается, разлагает свои духовные основы и рассеивает энергию. На смену духовности приходит реалистичная, техничная, обезличенная и массовая цивилизация, в которой техника главенствует над духом.

По Бердяеву культура:

  •  универсальная и общечеловеческая категория;
  •   зарождается и существует до формирования цивилизации;
  •  основана на уникальных началах;
  •  её символ – Шедевр;
  • не приемлет понятия «прогресс»;
  • имеет отношение к сфере духовного.

Цивилизация же по Бердяеву:

  • временное понятие;
  • зарождается на конкретной стадии культурного развития;
  • будучи основана на тиражировании, отвергает уникальность;
  •  символ – Кич;
  •  понятие «прогресс» — базовое;
  • имеет отношение к сфере материального.

В современной культурологии существует взгляд на цивилизацию как на промежуточный этап развития человеческого опыта, после завершения которого наступит постцивилизационная стадия, где глобальная культура будет создаваться и расти с помощью мировых информационных систем.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Теория культуры с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий