Человек и культура: исторические модели культурного человека

Начало истории человека – момент осознания того факта, что он есть. По справедливому утверждению Иммануила Канта, представление «я есть» — наиболее глубокий и наиболее существенный пласт самосознания, на основе которого становится возможной вся остальная сознательная деятельность. «Я есть» — начало психологического деления мира: существую Я и существует мир, внешний по отношению ко мне. С попытки ответить на вопрос «что я такое есть?» началась история проблемы самоидентификации человека в культуре.

Вопрос о месте человека в системе бытия имеет статус основного и первичного: 

  • Во-первых, формирование самосознания человека – главный фактор, влияющий на весь ход развития экономических, социальных, политических и культурных процессов.

В моменты глобального пересмотра социокультурной идентификации происходила смена мировоззрения и сложившейся системы ценностей. Тогда же свершались фундаментальные преобразования в развитии человечества, позволяющие говорить о смене различных культурных традиций и исторических эпох.

  • Во-вторых, конструируя культуру, человек исходит из идентификации своего «Я».

Проблема самоидентификации особо остро проявляется теперь, когда благодаря разуму человек получил мощный научно-технический инструментарий для формирования себя и окружающего мира, создания модели цивилизации с самыми оптимальными условиями для самоутверждения и самовыражения. Человек, получивший возможность кардинально изменить мир, сумел поставить под угрозу само существование человечества, создав невиданное оружие уничтожения всего живого. Чтобы уяснить, насколько соответствует нынешняя модель цивилизации целям и смыслу человеческой жизни, необходимо определить, какой смысл человек вкладывает в понятие человечности, как он отвечает на вопрос «что я такое есть?».

Дуализм человеческой природы

Подавляющее большинство учёных признаёт двойственность человеческой природы, признавая в ней наличие как животного, так и духовного начала. Человек предстаёт как «биосоциальное» существо, «разумное животное», обладающее «духовно-тварной» основой. Тенденция к утверждению человеческой животности чётко прослеживается в современной науке, «разумности» при этом отводится роль механизма для удовлетворения телесно-гедонистических потребностей, желания наслаждаться. Человека не покидает озабоченность по поводу жизни в реальной действительности. Если в регионах с низким уровнем жизни, людей не оставляет тревога за собственное выживание, то и в государствах с развитой экономикой современный человек стремится к предельной комфортности, гонится за постоянным ростом своего материального уровня жизни. Получается, разум выделил человека из животного мира только для того, чтобы человек имел безграничную возможность для реализации своей животности, а вся рациональность интеллекта была направлена на преобразование жизни, приведение её к самому оптимальному соответствию биологическим потребностям человека. При этом Homo Sapiens оказался вне конкуренции в вопросах реализации животных инстинктов, ведь животные не способны уничтожить столько себе подобных, разрушать среду обитания, беспокоиться об изощрённости своих физиологических отправлений.

К счастью, человек наделён способностью к духовной деятельности. Именно разум и духовность не позволяют человеку не уподобиться животному и сконцентрироваться лишь на своей естественной биологической основе. Разум и духовность поднимают человека над плотью, одухотворяя её.

Антонио Грамши утверждает, что человека-строителя, созидателя, называемого термином homo faber невозможно отделить от homo sapiens,

поскольку не существует такой деятельности, из которой можно было бы исключить интеллектуальное вмешательство.

Человек – существо уникальное, предопределение которого культуротворчество, восстанавливающее и развивающее человеческий дух. Другими словами, человек становится человеком, лишь приобщаясь к культуре.

Модели «культурного человека» в разные исторические эпохи

Принято выделять несколько моделей культурного человека, или определённых типов, локализованных в пространстве и во времени, представляющих собой систему ценностей соответствующей эпохи.

  • Античность. Человек мусический (досл. искусство муз), т.е. человек, прошедший школу воспитания ума, эстетики и нравственности (Древняя Греция).

«Культурный человек» Эллады – гражданин, для которого город (полис) – высшее благо, атлет, стремящийся к нравственному и физическому совершенству. Отличительными чертами культурных людей Древнего Рима были патриотизм, стойкость, мужество, честность, достоинство.

  • Средневековье. Для культурного человека идеалом являлся Бог, а достижение идеала постигалось путём страданий и испытаний.

По одной из классификаций, человек культурный – это человек–богослов. В условиях, когда мораль и образование всецело были подчинены религии, формировался аскетичный человек, страдающий, смиренный, жаждущий спасения с Божьей помощью.

  • Возрождение.

Культурного человека определяли как гуманиста, или человека универсального. На первый план выдвигалась всесторонняя образованность и нравственность.

  • Новое время.

В условиях, когда общество ориентируется на всестороннее образование и всеобщий прогресс, формируется человек – специалист, отличающийся творческой инициативой, ответственностью и осознанием личной свободы.

В XX веке – времени небывалого взлёта науки и техники, появления новых технологий культурный человек предстаёт как учёный, новатор, изобретатель. Массовая развлекательная культура поглощает всё больше времени, формирует чувства агрессии, цинизма и скептицизма. Сама же культура всё больше напоминает дидактический набор норм и правил. Некоторые исследователи заявляют о формировании нового гиперрационального типа – человека-микросхемы.

Предлагаем презентацию этой темы:

Современная эпоха формирует новую модель культурного человека — носителя планетарного мышления,

характерные черты которого:

  • толерантность,
  •  профессионализм,
  •  способность к самосовершенствованию и саморазвитию,
  • способность понимать и оценивать интеллектуальные и художественные достижения разных культур.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Теория культуры с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: Человек и культура: исторические модели культурного человека

  1. sead555 говорит:

    Ни одна из этих моделей не совершенна, все они усеченные. У великих мыслителей не хватает разума, чтобы охватить им само понятие «культура». Лично мне наиболее близко
    определение Даля, в той его части, где сказано, что культура — это умственное и нравственное образование. Добавлю от себя — непрерывное. Современный ученый Лотман тоже указывает на разницу смыслового и семантического наполнения понятия «культура» разными учеными разных эпох.

Добавить комментарий