К.А.Коровин — начало русского импрессионизма

 “Живопись Коровина — образное воплощение счастья живописца и радости жизни. Его манили и ему улыбались все краски мира”.

К. Ф. Юон

Имя Константина Алексеевича Коровина (1861-1939) неразрывно связано со становление импрессионизма в России. В своём творчестве он воплотил некоторые характерные черты этого художественного направления, а именно: стремление передать ощущение от мгновенного состояния природы или человека, игру света и тени, и жизнерадостное восприятие жизни.

К.А.Коровин "Цветы. Гурзуф"

К.А.Коровин «Цветы. Гурзуф»

В тот период времени, когда художник начинал свой творческий путь, в России господствовало реалистическое направление в живописи ( главный принцип которого было повышенное внимание к сюжету произведения, чем к его живописному воплощению) был чужд мастеру. Всё что излучало красоту, притягивало взгляд молодого художника. Передвижники, постоянно поглощённые исканиями социальной правды, признав со временем талант Коровина, всё-таки отказывались принять его в ряды товарищества, считая, что всё своё время он тратит на чепуху.

Коровин продолжал начатую его учителями Саврасовым А.К. и Поленовым В.Д. линию лирического пейзажа, пришёл к импрессионистическому восприятию натуры: использовал технику сфумато и писал с натуры, ещё до того как увидел произведения французских импрессионистов. Палитра молодого художника была лаконична и чиста, он часто использовал серебристые тона, придавая краскам светоносность и воздушность, создавая единую цветовую гармонию.

К.А.Коровин "Осень"

К.А.Коровин «Осень»

“Краски и форма в своих сочетаниях дают гармонию красоты…, — писал Коровин. —

Краски, могут быть праздником глаза… Глаза говорят Вашей душе — радость, наслаждение… Краски, аккорды цветов, форм — вот эту задачу я и поставил себе в декоративной живописи театра балета и оперы”.

 

Современники не сразу приняли художественный язык молодого художника, его грубая, небрежная, живописная техника, казалось им неумением писать.

К.А.Коровин "Хористка"

К.А.Коровин «Портрет хористки»

В работах, выполненных в 80-х годах, чувствуется стремление решать, прежде всего, живописные задачи. Первым импрессионистическим произведением в русском искусстве является этюд «Портрет хористки» (1883), ставший крупным достижением русского искусства. Художник при помощи игры света на лице, платье, шляпке, пытался передать обаяние молодой, привлекательной, но не красивой женщины.

Немаловажное место в творчестве художника занимала театрально-декорационное искусство. Он создавал декорации для оперных, балетных и драматических спектаклей. Его, как и Бенуа А.Н., Головина А.Я., Бакста Л.С. и Малютина С.В. относят к реформаторам театральной живописи. Он относился к спектаклю, как к единому сценическому пространству, где было важно всё от игры актёров, до их костюмов и декораций. Его талант театрального художника проявился в работах в частном театре Мамонтова. Впоследствии он возглавлял театрально-декорационную мастерскую Императорских театров. За двадцать лет он оформил около 80 балетных, оперных и драматических спектаклей, создавал сценические образы для актёров: Шаляпина Ф.И., Неждановой А.В., Гельцер Е.В., Фёдоровой С.В., Ермолаевой М.Н. и других.


В 1890-х годах мастер работал в разных областях искусства. В станковой живописи этот период отмечен тяготением к этюдизму, вызывавший много критики. В этих небольших по размеру полотнах заключено всё очарование натуры и раскрываются впечатления художника от увиденного и любовь к жизни. В это же время появляется его склонность к декоративизму, выражавшийся в яркости красок и широких мазках. В это же время у него начинается увлечение писать городской пейзаж. Синтез природы и города – мотив, который интересует Коровина. На своих полотнах он часто изображает силуэты кораблей, стоящих в гаванях.

Париж. Кафе де ля Пэ

К.А.Коровин. Париж. Кафе де ля Пэ

Но наиболее полно тема города была затронута им в изображениях Парижа.

Интересно, что Париж у художника, в отличие от французских импрессионистов, изображен в вечернее или ночное время. Ни Моне, ни Писарро никогда не писали свой город ночью, а у Коровина «мировая столица искусств» изображена в огнях рекламы, уличных фонарей. Настроению толпы на улицах Парижа в картинах мастера придано ощущение театральности и зрелищности.

К.А.Коровин "Зимой"

К.А.Коровин «Зимой»

Живописец также часто прибегал к написанию русской сельской местности, но в этих работах звучат мотивы, которые были свойственны художнику в раннем творчестве. На них мы видим всё тех же лошадей у дома, сараи, мостики и т.д.

В 1894 году Коровин участвовал в экспедиции на Север, снаряжённой Мамонтовым, а 1896 году он поручает живописцу декорирование Северного павильона для Всероссийской Нижегородской промышленной выставки. Художник изобразил жизнь и природу русского севера на 10 декоративных панно, которые украшали внутреннее пространство павильона. В 1900-м году Коровина назначают главным руководителем по художественному оформлению русских павильонов для Всемирной Парижской выставки. Для них он выполнил несколько больших декоративных, в отношении цвета, панно. За эту работу художник был отмечен 11 наградами и орденом Почётного легиона.

К.А.Коровин "Портрет Шаляпина"

К.А.Коровин «Портрет Шаляпина»

Большинство коровинских портретов отличаются отсутствием психологизма. Но есть несколько работ, которые можно причислить к шедеврам портретного искусства, это портрет итальянского тенора Мазини, портрет Чичигова и портреты Шаляпина, написанные с большим артистизмом. Шаляпин был другом художника, Коровин часто писал его портреты, он изображал его в позе собеседника, продолжавшего разговор.

 

Особым периодом в творческой жизни художника стало его пребывание в Охотине, здесь выработался особый жанр пейзажа – ноктюрн.

С 1910 у художника появляется интерес к написанию натюрмортов, и как в других жанрах живописи он остаётся верен «декоративному импрессионизму». Натюрморты были всегда написаны насыщенными, глубокими цветами, Коровин часто их включал в пространство пейзажа и интерьера. Он часто писал цветы, рыбу, фрукты. В натюрмортах Коровин часто экспериментировал над цветом и формой.

После дождя. Париж

К.А.Коровин «После дождя. Париж»

Он был талантливым педагогом, из его школы вышли будущие участники объединений «Голубая роза» и «Бубновый валет», не смотря на то, что все художники этих объединений творили в разных направлениях, но все они были отменными колористами.

В 1923 году он эмигрирует в Париж, где продолжает писать пейзажи и натюрморты, работать в европейских театрах. А в 1939 году он скончался.

Серов называл Коровина «Моцартом живописи». Живописное наследие Коровина оказало огромное влияние на последующее течение русского искусства. Он стал большой фигурой русского изобразительного искусства начала XX века, наравне с Врубелем и Левитаном.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Русская живопись с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария: К.А.Коровин — начало русского импрессионизма

  1. Lizard_Ego говорит:

    Парижский период — мой самый любимый в творческой биографии Коровина. Свет — главное выразительное средство импрессионизма. И в работах, на которых художник запечатлел столицу Франции, мазки краски образуют настоящий театр света! Удивительно, как Коровину удавалось в двухмерное пространство картин заключать живое впечатление, яркий момент.

  2. Екатерина говорит:

    На мой взгляд, импрессионистам особенно удаются сумеречные и дождливые пейзажи. Когда четкие грани и контуры размыты даже в реальной жизни, как нельзя ярко проявляется основной принцип импрессионизма — передача впечатления. Именно впечатление от увиденного, а не реалистичная точность линий и предметов. Коровину великолепно удавались пейзажи, он действительно мастер передачи впечатлений.

Добавить комментарий