Русские художники-передвижники 19 века: проблемы творчества, произведения и жанры

В XIX веке русская живопись совершила в своем развитии небывалый скачок. Целая плеяда талантливых и неординарных художников создавала шедевры, прославившие Россию в веках. У каждого из них свой, не похожий на остальных, творческий путь. Художники искали свои методы, сюжеты, образы, пробовали себя во многих жанрах, работали в разных стилевых направлениях и над разноплановыми темами.

Стилей в живописи «золотого века» было несколько, все они, как и в Европе, вырабатывались в определенной последовательности: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. Их дополняют модерн, символизм, сюрреализм и экспрессионизм. Благодаря этому общая картина живописи получается неоднородной.

Но именно реализм дал возможность показать жизнь такой, какой она была на самом деле. Постепенно художники отходят от романтических принципов. И в пейзажах, и в сюжетной картине создавалось ощущение присутствия зрителя, как будто он был непосредственным свидетелем происходящего.

Путь реализма в живописи был тернистым. На дороге его развития уверенно стояла Петербургская академия художеств, насаждая античные и мифологические сюжеты в живописи. Но дух свободы, «гуляя по Европе», заглянул и в Россию. Не всем молодым художникам нравились правила их альма-матер. Часть выпускников пошла на открытое противостояние с руководством учреждения, отказавшись от предложенной тематики для написания конкурсных работ, и покинула Академию. Это случилось 9 ноября 1863 года.

И.Крамской . Автопортрет

И.Крамской . Автопортрет

Событие осталось в истории как «бунт четырнадцати». Так началась эпоха «передвижничества» в русской живописи ХІХ века. Возглавил движение И. Крамской. Собравшиеся вокруг него художники в открытую заявили, что не принимают академизм, а стремятся изображать реальную жизнь.  Покинувшие Академию бунтари объединились, жили и работали сообща, одной артелью. А уже через 7 лет, в 1870 году, образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок». Для того, чтобы популяризовать свое творчество, художники организовывали выставки, которые колесили по всей стране. Всего было организовано 48 выставок в столице и в Петербурге, а следом за ними и в других губернских городах, среди которых: Казань, Орел, Одесса, Харьков, Киев и др.

Товарищество объединяло близких духом художников, для которых были характерны идейные искания, поиск смысла жизни и творчества. Целью их творчества было служение людям, народу. Они были уверены, что судьба народа, его проблемы, историческая роль должны стать центральной составляющей всего искусства. Поэтому появляются картины, изображающие общественную жизнь. С полотен «передвижников» перед взором их современников предстала та сторона жизни общества, которую не принято было изображать на картинах. Пороки общественной жизни стали темами их картин.

Передвижники своими картинами говорили о необходимости социальных сдвигов в стране, верили в возможность перемен, затем, разуверившись в их возможности, стали изображать социальные трагедии, людей страдающих и людей думающих. Творчество этих мастеров  объединило в себе поиски духовного идеала, переживания, веру в силу народа. На полотнах нашли отражение и сатирическое обличение действительности («Анкор, еще анкор» Федотова), и негодующее отрицание существующего положения вещей («Крестный ход в Курской губернии» Репина), и искреннее сочувствие («Тройка» Перова).

Чтобы воплотить свои философские воззрения в жизнь, передвижники постоянно искали новые типажи и характеры. В это время появляется социальный (исторический) портрет, героями которого становятся крестьяне, разночинцы-интеллигенты, борцы за свободу народа, первые пролетарии (портреты Крамского).

Бытовой жанр стал тем инструментом, с помощью которого передвижники пытались изменить жизнь простых людей к лучшему. С 50-х годов начинают появляться большие эпические полотна, на которых изображались многофигурные сцены.

Это «Бурлаки» — у И.Репина, «Чтение положения» — у Г. Мясоедова, «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» — у В. Максимова, «Встреча иконы» — у К. Савицкого, «Толкучий рынок» — у В. Маковского, «Жертвенный котел» и «Праздник водосвятия» — у И. Прянишникова.

Живописные эпопеи с изображением народных масс стали воплощением глубокого убеждения многих передвижников в том, что они творят свои произведения не ради одного искусства, а преследуют более высокие духовные цели. Они показывают народ не в семейном быту, а выводят его на улицы, демонстрируя его общественные отношения и постепенно подготавливая почву для его дальнейшего объединения.

Самыми выдающимися живописцами бытового жанра стали И. Репин, В. Маковский и Н. Ярошенко.

В.Маковский. Автопортрет

В.Маковский. Автопортрет

  • Темы суда и справедливости

(«Крах суда», «Осужденный», «Оправданная»),

  • политической борьбы

(«Ожидание», «Узник», «Арест нигилистов»),

  • комических и лирических ситуаций («Объяснение», «В передней»),
  • городскую тематику

(«Крах банка», «Оправданная», «На бульваре», «Не пущу!»)

развивал В. Маковский.

Изображали представителей простых слоев городского общества Н. Ярошенко («Невский проспект ночью», «Кочегар», «Дьякон») и Н. Богданов («Гаваньский чиновник», «За кипятком», «Возвращение с похорон»).

И. Репин Автопортрет

И. Репин Автопортрет

Целую галерею образов интеллигентов-народников создали Н. Ярошенко и И. Репин. У Ярошенко появляется и образ бунтаря-революционера

(«Заключенный», «Студент», «У Литовского замка»),

и молодой просвещенной девушки

(«Курсистка»).

У Репина этой же тематике посвящены

«Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста», «Не ждали».

Крестьянской тематике целиком и полностью посвятил свое творчество В. Максимов («Семейный раздел», «Больной муж»). Есть она и у И. Крамского («Крестьянин с уздечкой», «Полесовщик»).

Наряду с этими образами у Крамского появляется целый ряд портретов, на которых он передовал типичные черты людей своей эпохи. И он сам в «Автопортрете»,    и        Л. Толстой,    и Н. Некрасов смотрят вокруг и ищут ответы на волнующие всю передовую интеллигенцию вопросы.

И.Крамской. "Христос в пустыне"

И.Крамской. «Христос в пустыне»

Ответом стала картина «Христос в пустыне». В ней нет ничего идеально-божественного. Христос сидит в пустыне и размышляет о том, о чем и разночинцы в 70-х гг. ХIХ века: какой путь выбрать в жизни, благополучного бытия и спокойного отрешения от действительности или отстаивания своих идеалов и справедливости. Картина Крамского стала для многих символом бескорыстного самоотрешенного служения народу.

Религиозная тема представлена и у Н.ГеУзнали о нем после того, как из-под его

Н. Ге Портрет кисти Ярошенко

Н. Ге Портрет кисти Ярошенко

пера появилась «Тайная вечеря». Своим творчеством Н. Ге продолжил традиции А. Иванова, шедевр которого «Явление Христа народу» стал самым знаковым полотном своего времени. Н. Ге искренне верит в существование Христа, а потому и отказывается от шаблона при его изображении. И сам Христос наделен обычными человеческими чертами (похож на Герцена), и вся обстановка, в которой проходила тайная вечеря, максимально приближена к реальным условиям Древней Иудеи. Два противоположных мировосприятия, идейное противоборство воплощены в образах Христа и Иуды. Таким образом, картина «Тайная вечеря», выйдя из евангельского сюжета, расширила его рамки и раскрыла ответы на самые актуальные вопросы современности. Заметив все это, Крамской старается посвятить Н. Ге в начинания и цели артельщиков. И художник становится в один ряд с деятельными и энергичными передвижниками.

Поскольку в 60-70 гг. – период активного развития и становления исторической науки, то и общество интересуется ее наработками. В это время активно читают опубликованные документы, обсуждают их и спорят. Творческие люди пытаются переосмыслить многие исторические события, пересмотреть их сквозь призму демократических взглядов и отразить в своих произведениях.

У Н. Ге появляется «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», у Н. Репина — «Крестный ход в Курской губернии», «Иван Грозный», у В. Сурикова – «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова». Патетикой, трагичностью веет от этих полотен. А в картинах В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин» освещены героические события в русской истории. Полотна эти свидетельствуют о силе характера, мужестве и отваге русских людей.

В. Васнецов Автопортрет

В. Васнецов Автопортрет

Исторической и сказочной тематике посвящал свои работы В. Васнецов. Его «Аленушка» и «Богатыри» не столько передают сказочные сюжеты, сколько являются картинами-символами. В эмоциональном единстве пребывает с природой юная Аленушка – символ девичьей чистоты и нежности, а три русских богатыря воплотили в себе силу и величие всего русского народа.

Многие из передвижников стали знаковыми личностями для всей истории русской живописи.

В. Перов, И. Крамской, Н. Ге, В. Верещагин, В. Васнецов, А. Саврасов, Ф. Васильев, И.Шишкин, И. Айвазовский, А. Куинджи, И. Репин, В. Серов, И. Левитан, В. Суриков.

Эти великие живописцы громко заявили о своем таланте. Человек с его глубоким духовным миром, творческим восприятием жизни, пребывающий в активном поиске смыслы жизни стал центральной темой полотен художников-передвижников.

Новое дыхание в их творчестве обрела и пейзажная живопись. Пейзажи стали задушевно-интимными, словно природа отражала внутренний мир самих авторов, влюбленных в родную землю.

У  И. Левитана природа изображена сквозь призму настроения человека.

И.Левитан. Автопортрет

И.Левитан. Автопортрет

Эмоциональный мир человека изменчив, а поэтому пейзажи Левитана расплывчаты, не имеют четких граней, форма и цвет передаются обобщенно. Его работы называют пейзажами настроения, ведь в них заметно незримое присутствие человека, его мысли и настроения: «Март» и «Золотая осень».

 

А. Куинджи Портрет кисти В.Васнецова

 

Пейзажи А. Куинджи, наоборот, сказочны. Они поражают своей необыкновенной красотой, встретить какую в реальной жизни очень трудно. Именно такие моменты ловил и фиксировал на своих полотнах художник. Его картины легки, наполнены светом, яркостью красок и ясностью, а линии на них — четкие. Куинджи называли мастером света, так удачно у него получалось обычную, знакомую, родную природу посредством светотени сделать волшебной.

Творческое наследие передвижников-пейзажистов во всем его разнообразии трудно переоценить. На протяжении столетий остаются непревзойденными шедеврами

море Айвазовского, лес Шишкина, лунная ночь Куинджи и весенняя надежда, принесенная грачами Саврасова.

Нельзя не отметить, что социальные картины передвижников воспринимались интеллигенцией как драма народа, вызывали то чувство вины перед народом, которое было так характерно для образованных людей того времени.

Поиск новых тем, новых возможностей, новых трактовок, характерный для передвижников, отражение идеалов интеллигенции не мог не оказать большого влияния на умы и настроения современников. В то же время нельзя не отметить огромный вклад передвижников в развитие реалистической живописи в России.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Русская живопись с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

11 комментариев: Русские художники-передвижники 19 века: проблемы творчества, произведения и жанры

  1. ValaVaire говорит:

    Впечатляет стойкость духа художников-передвижников, их верность своим принципам, ради которых они отказались от классического образования. Время показало ценность их заслуг в развитии современного изобразительного искусства, ведь реализм, несмотря на неординарные тенденции нового времени, все же до сих пор является самым востребованным жанром.

  2. Yonna говорит:

    Я не удивлена, что основателем сего поистине народного движения и огромного прорыва в области живописи того времени стал именно Иван Николаевич Крамской- один из моих любимых русских художников. Даже для самых незаинтересованных в живописи граждан, он известен рядом выдающихся, узнаваемых картин — например, «Неизвестная», «Голова Крестьянина» и прочие знаменитые шедевры, знакомые нам со времен школьной программы. Художники-передвижники действительно открывали сознанию народа новые горизонты, точно описывали волнения и настроения. Бывало, подвергались гонениям со стороны власти, которой так были не угодны, но в общем находили место в душах, как простого народа, так и образованной знати, давая огромную пищу для размышления. Благодарю автора, читать было действительно, не просто интересно, а очень приятно!

  3. Уведомление: К.А.Коровин - начало русского импрессионизма

  4. Bushi говорит:

    Думаю, что в исследовании творчества передвижников нужно отойти от традиционной советской трактовки их деятельности. Большинство из них были людьми искренне верующими. Поэтому не картина И.Крамского » Христос в пустыне» стала символом бескорыстного служения народу, а образ Христа является для художника отображением этого символа. Учение Иисуса так же далеко от идей большевизма, как нацизм от пацифизма.

  5. Bushi говорит:

    Очень помогли,спасибо)

  6. kpoko говорит:

    Просто спасли

  7. inga говорит:

    очень классный сайт) спасибо)

  8. Татьяна говорит:

    Спасибо за материалы! Отличный сайт!!!

  9. inga говорит:

    отличный материал

  10. настя говорит:

    спасибо огромное!

  11. Уведомление: Художественное объединение "Мир искусства"

Добавить комментарий