Жанры в русской живописи XIX века

Русскую живопись XIX века нельзя ограничить рамками какого-то одного стиля или жанра. Искусство развивалось во всех направлениях, охватывая основные аспекты жизни того времени.

Религиозный жанр

Будучи законодательницей мод в живописи, Петербургская академия поощряла написание полотен на библейские сюжеты и мифологические темы. Поэтому в творчестве многих живописцев есть свое видение этого жанра. У Верещагина, Боровиковского, Васнецова, Айвазовского, Брюллова, Семирадского есть немало образцов работ на эту тему.

Но именно в творчестве Н.Н. Ге красной линией проходит религиозная тема:

«Тайная вечеря», «Христос и Мария, сестра Лазаря», «Братья Спасителя», «Выход с Тайной вечери», «Что есть истина?», «Иуда», «Распятие», «Голгофа».

Он понимал свой дар как назидание людям на их пути к Богу, к идеалам добра и нравственности.

Религиозный жанра русской живописи 19 века

«Явление Христа народу», худ. А.Иванов

Эти же цели ставил перед собой художник А. Иванов, когда в молодости начинал писать свое масштабное религиозное полотно «Явление Христа народу», ставшее впоследствии величайшим шедевром.

Античный жанр

Античную тематику вместе с религиозной очень поощряла Академия художеств. Вот и за полотно «Римская оргия блестящих времен цезаризма» художник Г. Семирадский, работавший в стиле позднего европейского академизма, получил довольно приличную сумму. Его в Академии признавали и присвоили все возможные звания.

Античный жанр в русской живописи 19 века

«Фрина на празднике Посейдона», худ. Г.Семирадский

Вершиной творчества в жанре античной тематики Семирадского стало полотно «Фрина на празднике Посейдона в Эливсине», еще при жизни автора признанное шедевром.

Также особо выделялись

«По примеру богов», «Танец среди мечей», «У храма (Идиллия)»,

сюжеты которых взяты из древнегреческой и древнеримской культуры.

Бытовой жанр

Решению общественных проблем была подчинена живопись бытового жанра. Внимание теперь уделялось не только элите общества, но и представителям из народа. Сочувствуя сложной и нелегкой судьбе простых людей, художники останавливали свой взгляд на детях из беднейших семей, крестьянах, городской бедноте. Они стали главными героями картин П. Федотова, Т. Шевченко, В. Перова, П. Шмелькова. Этой же теме посвящали свои работы и художники-«передвижники»: И. Репин, К. Савицкий, Г. Мясоедов, В. Максимов, В. Маковский.

Бурлаки на Волге

«Бурлаки на Волге», худ. И.Репин

Важным этапом в развитии этого жанра стало известное полотно И. Репина «Бурлаки на Волге», вскрывшее такое возмутительное явление, как бурлачество. В рядах угнетенного народа, изображенного на картинах бытового жанра, постепенно появляются сильные личности, борцы за свободу и справедливость, символизирующие подъем в сознании передовой части общества. Художники пытались заявить, что у народа еще есть и силы, и желание изменить жизнь к лучшему.

Исторический жанр

На своих полотнах художники исторического жанра изображали как прошлые исторические события, так и недавно произошедшие. Часто историческая тема переплеталась с другими жанрами: батальным, бытовым, портретом, пейзажем.Противоречия в народной среде, важные исторические события, героические характеры в сочетании с национальными пейзажами и архитектурой находили свое воплощение на полотнах великих художников. А после войны 1812 года данный жанр приобрел особую актуальность. Прославлению героизма самоотверженных освободителей русского народа посвящено немало произведений.

К.Брюллов

«Последний день Помпеи» , худ. К.Брюллов

Самые выдающиеся произведения исторического жанра в русской живописи 19 века:

  • И.Репин  («Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Крестный ход в Курской губернии», «Иван Грозный и сын его Иван»);
  • В. Васнецов («Богатыри»);
  • В. Суриков («Утро стрелецкой казни», «Покорение Сибири Ермаком», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы»);
  • В. Верещагин (Туркестанская серия );
  • К. Брюллов («Последний день Помпеи»);
  • Г. Семирадский («Похороны вождя руссов в Булгаре», «Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году»). 

Батальный жанр

 Во многом, для того, чтобы раскрыть античеловеческую суть войны и роль простого народа в ней, воспитать гражданина-патриота, использовался батальный жанр. Художники пытались реалистично передать картины войны и весь ужас положения в это время простого человека. Суровые военные будни особенно правдиво изобразил в своем цикле работ, посвященных 1812 году, В. Верещагин, который хотел привлечь внимание общества к бездушности завоевателей и к мужеству русского народа.

Батальный жанр, как и исторический, развивался в строго определенных Академий художеств традициях. Многие картины того времени можно было отнести одновременно и к историческим, и к батальным. Взаимодействовали также батальный и бытовой жанры.

Батальный жанр русской живописи

«Апофеоз войны», худ. В.Верещагин

Батальные сюжеты прослеживаются в творчестве:

  • И. Прянишникова («В 1812 году»);
  •  И. Прянишникова и В. Маковского (серия картин «Севастопольская оборона»);
  • Н. Дмитриева-Оренбургского;
  • А. Кившенко («Военный совет в Филях в 1812 году»);
  • В. Верещагина (цикл о войне 1812 года);
  • Б. Виллевальде;
  • А. Зауервейда;
  • А. Коцебу;
  • К. Филиппова.

О таких жанрах как портрет, пейзаж, натюрморт и графика в русской живописи 19 века — здесь

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Русская живопись с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

5 комментариев: Жанры в русской живописи XIX века

  1. Уведомление: Золотой век русской живописи: графика, портрет, натюрморт, пейзаж

  2. shavlia говорит:

    Не только своей реалистичностью цепляют картины Перова, Федотова, Репина, но и неравнодушным отношением художника к сюжету, моделям произведения. Картины Семирадского красочные, солнечные, имеют хорошую композицию, но не вызывают никаких чувств. Просто как очень качественные фотографии. Хотя художник вложил в их создание немало труда.
    И надо отдать должное, русские художники были сильны во всех жанрах.

  3. masha_08 говорит:

    Кстати говоря, художники обращались в своём творчестве не только к тематике античной истории и мифологии, но также и к средневековой, например художник Карл Фёдорович Гун создал картины на тему Варфоломеевской ночи (в своё время Карла Гуна называли лидером средневековой тематики, как Семирадского в античной), Поленов написал на тему позднего Средневековья произведения «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель», «Гугенот» и «Право господина». К этой же тематике обращался и Брюллов в своём полотне «Смерть Инессы де Кастро». В основном к ней обращались малоизвестные русские художники.

  4. Уведомление: Художественное объединение "Мир искусства"

  5. Уведомление: Путь реализма в живописи - русские передвижники

Добавить комментарий