Золотой век русской живописи — графика, портрет, натюрморт, пейзаж

Золотым веком русской живописи называют в истории  XIX столетие.  Это было время, когда впитав и творчески переосмыслив мировые тенденции в искусстве, русские художники стали авторами величайших произведений, по всем оценкам не уступающих знаменитым образцам европейской живописи.

Портретный жанр

Жанровые искания в живописи были во многом предопределены главным учебным заведением в этой сфере – Петербургской академией художеств. Поскольку она отстаивала принципы классицизма, который еще назвали академизмом, то наиболее распространенным жанром оставался портрет. Продолжали творить свои шедевры В. Боровиковский, И. Аргунов к ним подключились С. Щукин и В. Серов. Знамениты парадный портрет Павла I и «Автопортрет» Щукина, а сам художник, будучи учителем портретного класса академии, способствовал воспитанию новой плеяды художников.

В обществе в то же время расцветали гуманистические тенденции, воспевался героизм народа, преследовались идеи его духовного пробуждения, проявлялось внимание к жизни простых людей и обличалась крепостная система России.

Раскрытию таковых тем и было посвящено изобразительное искусство XIX века.

А.С.Пушкин, худ. О.Кипренский

А.С.Пушкин, худ. О.Кипренский

Поэтому на смену классическому приходит романтический портрет. Черты романтизма предугадывали в своем творчестве еще портретисты ХVIII века. Но особого расцвета этот жанр достиг в творчестве О.А. Кипренского. Самые знаменитые его работы — портреты:

  • А. К. Швальбе;
  • супругов Ростопчиных;
  • портрет мальчика А.А.;
  • супругов Хвостовых;
  • Е. С. Авдулиной;
  • полковника Евграфа Давыдова;
  • А.С. Пушкина.

Художник для создания неповторимых индивидуально-характерных образов использовал следующие выразительные средства:

  • драматичный светотеневой строй,
  • пейзажный фон,
  • символические детали,
  • постоянно экспериментировал с цветовыми и светотеневыми контрастами и переходами.

В центре его внимания стоит прежде всего личность человека, его эмоции, а уже вслед за этим и подчеркивается нравственный идеал времени. В жанре романтического портрета работали также К. Брюллов, Н. Ге и А. Иванов.

Русская графика 19 века

графика "Слепой музыкант"

Графика «Слепой музыкант», худ. О.А.Кипренский

Помимо портретного жанра широко представлена в творчестве Кипренского и графика. Он был замечательным рисовальщиком. Его графическая манера легка и эмоциональна. Образцы ее – это прежде всего бытовые картины:

  •  «Слепой музыкант»;
  •  «Калмычка Баяуста»;
  •  серия портретов участников войны 1812 года: А. Томилова, Е.Чаплица, П. Оленина, поэта Батюшкова и др.

Замечательны графические работы Федора Толстого к поэме Богдановича «Душенька» (Русский вариант Амура и Психеи)

Пейзажный жанр в 19 веке

Пейзаж стал для русской живописи XIX века тем, чем был портрет в XVIII жанром, который обогатил как русскую, так и всю мировую культуру замечательными образцами изобразительного искусства. Как Пушкин в литературе, так и мастера-пейзажисты воспевали красоту родной земли, выражая в картинах природы свои чувства и переживания.

В русской пейзажной живописи 19 века выделились три направления:

  • итальянское;

    Берег моря ночью, худ. И.Айвазовский

    Берег моря ночью, худ. И.Айвазовский

  • городская живопись;
  • русский национальный пейзаж.

Романтические пейзажи писали: А. Венецианов, С. Щедрин, А.Крылов, А. Иванов.

В этом же направлении писал свои морские пейзажи И. Айвазовский, творчество которого выделяют в отдельное течение – маринизм.

"Золотая осень", худ. И.Левитан

«Золотая осень», худ. И.Левитан

Cо второй половины ХIХ века пейзажи в русской живописи становятся реалистичными. Художники старались изобразить окружающую русского человека природу такой, какой она была на самом деле, без излишнего лиризма и искажений, свойственных романтизму.

Представителями этого жанра стали:

А. Саврасов, И. Шишкин, М. Клодт, Ф. Васильев, И.Левитан,  А. Куинджи,  И. Остроухов, А.Киселев, С. Светославский и другие.

Талантов неподражаемых и оригинальных среди пейзажистов было так много, что время расцвета их творчества по праву названо золотым веком в русской живописи.

Натюрморт

К концу XIX века как отдельный жанр выделяется натюрморт. До этого его использует в составлении своих живописных композиций А. Венецианов. Непосредственно в этом жанре работал И. Хруцкий, который воплощал любовь к природе в изображениях фруктов, цветов, овощей.

Особо выделяются натюрморты конца столетия:

  • А. Харламова – «Фрукты»,

  • В. Жуковского — Подснежники»,

  • П. Кончаловского – «Хлебы на фоне подноса».

натюрморт 19 века

«Подснежники», худ. В.Жуковский

Живопись ХIХ века в России стала воплощением русского гения. Используя вышеупомянутые жанры, работая в разных стилевых направлениях, русские мастера сделали свои произведения ярчайшим выражением передовых взглядов своего времени. Изобразительное искусство этого периода нашей страны отразило самые наболевшие социальные проблемы русского общества и наряду с литературой подготовила благодатную почву для перемен.

Подробнее о жанрах русской живописи 19 века — здесь

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Русская живопись. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария: Золотой век русской живописи — графика, портрет, натюрморт, пейзаж