Золотой век русской живописи: графика, портрет, натюрморт, пейзаж

Золотым веком русской живописи называют в истории  XIX столетие.  Это было время, когда впитав и творчески переосмыслив мировые тенденции в искусстве, русские художники стали авторами величайших произведений, по всем оценкам не уступающих знаменитым образцам европейской живописи.

Портрет

Жанровые искания в живописи были во многом предопределены главным учебным заведением в этой сфере – Петербургской академией художеств. Поскольку она отстаивала принципы классицизма, который еще назвали академизмом, то наиболее распространенным жанром оставался портрет. Продолжали творить свои шедевры В. Боровиковский, И. Аргунов, к ним подключились С. Щукин и В. Серов. Знамениты парадный портрет Павла 1 и «Автопортрет» Щукина, а сам художник, будучи учителем портретного класса академии, способствовал воспитанию новой плеяды художников.

В обществе в то же время расцветали гуманистические тенденции, воспевался героизм народа, преследовались идеи его духовного пробуждения, проявлялось внимание к жизни простых людей и обличалась крепостная система России. Раскрытию таковых тем и было посвящено изобразительное искусство XIX века.

Поэтому на смену классическому приходит романтический портрет. Черты романтизма предугадывали в своем творчестве еще портретисты ХVIII века. Но особого расцвета этот жанр достиг в творчестве О.А. Кипренского. Самые знаменитые его работы — портреты:

портрет А.С.Пушкина

А.С.Пушкин, работа О.А.Кипренского

А. К. Швальбе;

  • супругов Ростопчиных;
  • портрет мальчика А.А.;
  • супругов Хвостовых;
  • Е. С. Авдулиной;
  • полковника Евграфа Давыдова;
  • А.С. Пушкина.

Художник для создания неповторимых индивидуально-характерных образов использовал следующие выразительные средства:

  • драматичный светотеневой строй,
  • пейзажный фон,
  • символические детали,
  • постоянно экспериментировал с цветовыми и светотеневыми контрастами и переходами.

В центре его внимания стоит прежде всего личность человека, его эмоции, а уже вслед за этим и подчеркивается нравственный идеал времени. В жанре романтического портрета работали также К. Брюллов, Н. Ге и А. Иванов.

Графика

Помимо портретного жанра широко представлена в творчестве Кипренского и графика. Он был замечательным рисовальщиком. Его графика легка и эмоциональна. Образцы ее – это прежде всего бытовые картины:

графика "Слепой музыкант"

графика «Слепой музыкант», худ. О.А.Кипренский

  •  «Слепой музыкант»;
  •  «Калмычка Баяуста»;
  •  серия портретов участников войны 1812 года: А. Томилова, Е.Чаплица, П. Оленина, поэта Батюшкова и др.

 

Замечательны графические работы Федора Толстого к поэме Богдановича «Душенька» (Русский вариант Амура и Психеи)

Пейзаж

Пейзаж стал для русской живописи XIX века тем, чем был портрет в XVIII жанром, который обогатил как русскую, так и всю мировую культуру замечательными образцами изобразительного искусства. Как Пушкин в литературе, так и мастера-пейзажисты воспевали красоту родной земли, выражая в картинах природы свои чувства и переживания.

В русской пейзажной живописи 19 века выделились три направления:

  • итальянское;
  • городская живопись;
  • русский национальный пейзаж.

Романтические пейзажи писали: А. Венецианов, С. Щедрин, А.Крылов, А. Иванов.

Берег моря ночью, худ. И.Айвазовский

Берег моря ночью, худ. И.Айвазовский

В этом же направлении писал свои морские пейзажи И. Айвазовский, творчество которого выделяют в отдельное течение – маринизм.

Cо второй половины ХIХ века пейзажи в русской живописи становятся реалистичными. Художники старались изобразить окружающую русского человека природу такой, какой она была на самом деле, без излишнего лиризма и искажений, свойственных романтизму.

Золотая осень

«Золотая осень», худ. И.Левитан

Представителями этого жанра стали:

  • А. Саврасов,

  • И. Шишкин,

  • М. Клодт,

  • Ф. Васильев,

  • И.Левитан,

  • А. Куинджи,

  • И. Остроухов,

  • А.Киселев, С. Светославский и другие.

Талантов, неподражаемых и оригинальных, среди пейзажистов было так много, что время расцвета их творчества и было названо золотым веком в русской живописи.

Натюрморт

К концу XIX века как отдельный жанр выделяется натюрморт. До этого его использует в составлении своих живописных композиций А. Венецианов. Непосредственно в этом жанре работал И. Хруцкий, который воплощал любовь к природе в изображениях фруктов, цветов, овощей.

Особо выделяются натюрморты конца столетия:

  • А. Харламова – «Фрукты»,

  • В. Жуковского — Подснежники»,

  • П. Кончаловского – «Хлебы на фоне подноса».

натюрморт 19 века

«Подснежники», худ. В.Жуковский

Живопись ХIХ века в России стала воплощением русского гения. Используя вышеупомянутые жанры, работая в разных стилевых направлениях, русские мастера сделали свои произведения ярчайшим выражением передовых взглядов своего времени. Изобразительное искусство этого периода нашей страны отразила самые наболевшие социальные проблемы русского общества и наряду с литературой подготовила благодатную почву для перемен.

Подробнее о жанрах русской живописи 19 века — здесь

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Русская живопись с метками , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

6 комментариев: Золотой век русской живописи: графика, портрет, натюрморт, пейзаж

  1. Уведомление: Жанры в русской живописи XIX века

  2. Meliska говорит:

    Действительно, 19 столетие в русской живописи нужно назвать золотым. Остановлюсь на натюрмортах И.Хруцкого. Многие, увидев работы мастера, скажут: «Простенько». Однако, всмотритесь в мальчика, который бережно держит корзинку с виноградом. Он сам собирал его, поэтому такой взгляд — это его трофей. Казалось бы, перо в его шляпе сюда не подходит, но ведь ему идет.
    А натюрморт с грибами, ножки которых не обрезаны, вообще впечатляют, будто ты их сам только насобирал, цвет, тень — все выдержано в стилистике 19 века. Утонченная простота!

  3. alexandrsilivanov говорит:

    В деревенском детстве единственным источником знакомства с искусством живописи были репродукции. Их можно было увидеть в книгах. Но, наверно, самое первое «знакомство» было с теми иллюстрациями, что висели на стене, оправленные в аккуратную рамку. «Корабельная роща» И.И.Шишкина казалась написанной где-то в окрестностях деревни — почти такие же сосновые боры ещё встречались тогда. В других домах на таких же деревенских «вернисажах» были увидены впервые «Золотая осень» И.И.Левитана, «Берёзовая роща» А.И.Куинджи, «Рожь» И.И.Шишкина.
    Кому-то, возможно, это покажется примитивным. Но вот любили же простые русские люди именно этих художников!
    Запомнилось первое впечатление от «Лунной ночи на Днепре» А.И.Куинджи, в Русском музее. Картина завораживала, она притягивала сразу же при входе в зал. Этот бесподобный лунный свет, простая и одновременно величественная картина мироздания вызывала в памяти пушкинские строки.
    Иногда говорят, что пейзажистов 19 века вытеснила фотография. Ерунда всё это! Ни одна, самая совершенная фотография, не способна запечатлеть этот мир так, как наполненные светом творения Левитана, совершенно сказочные лесные пейзажи Шишкина, неподражаемые морские картины Айвазовского. Поэтому они вечны.

  4. Андрей говорит:

    Давно мечтал посмотреть на картины Шишкина и Айвазовского в «живую» и вот недавно попал на выставку в Национальный художественный музей в Минске. Безумно понравилось, смотришь и как будто оказываешься на море, либо в лесу, на лугу. Вот – это на самом деле талант, так передавать цвет, оттенки, мельчайшие подробности. Никакой фотоаппарат не сравнится. А больше всех мне понравилась картина Шишкина «Лесное кладбище». Даже не знаю почему, но она вызывает у меня какие-то особые чувства.

  5. Костя говорит:

    Кул

  6. Уведомление: Русская музыка 19 века: периоды, стили, жанры, школы

Добавить комментарий