Золотым веком русской живописи называют в истории XIX столетие. Это было время, когда впитав и творчески переосмыслив мировые тенденции в искусстве, русские художники стали авторами величайших произведений, по всем оценкам не уступающих знаменитым образцам европейской живописи.
Портретный жанр
Жанровые искания в живописи были во многом предопределены главным учебным заведением в этой сфере – Петербургской академией художеств. Поскольку она отстаивала принципы классицизма, который еще назвали академизмом, то наиболее распространенным жанром оставался портрет. Продолжали творить свои шедевры В. Боровиковский, И. Аргунов к ним подключились С. Щукин и В. Серов. Знамениты парадный портрет Павла I и «Автопортрет» Щукина, а сам художник, будучи учителем портретного класса академии, способствовал воспитанию новой плеяды художников.
В обществе в то же время расцветали гуманистические тенденции, воспевался героизм народа, преследовались идеи его духовного пробуждения, проявлялось внимание к жизни простых людей и обличалась крепостная система России.
Раскрытию таковых тем и было посвящено изобразительное искусство XIX века.
Поэтому на смену классическому приходит романтический портрет. Черты романтизма предугадывали в своем творчестве еще портретисты ХVIII века. Но особого расцвета этот жанр достиг в творчестве О.А. Кипренского. Самые знаменитые его работы – портреты:
- А. К. Швальбе;
- супругов Ростопчиных;
- портрет мальчика А.А.;
- супругов Хвостовых;
- Е. С. Авдулиной;
- полковника Евграфа Давыдова;
- А.С. Пушкина.
Художник для создания неповторимых индивидуально-характерных образов использовал следующие выразительные средства:
- драматичный светотеневой строй,
- пейзажный фон,
- символические детали,
- постоянно экспериментировал с цветовыми и светотеневыми контрастами и переходами.
В центре его внимания стоит прежде всего личность человека, его эмоции, а уже вслед за этим и подчеркивается нравственный идеал времени. В жанре романтического портрета работали также К. Брюллов, Н. Ге и А. Иванов.
Русская графика 19 века
Помимо портретного жанра широко представлена в творчестве Кипренского и графика. Он был замечательным рисовальщиком. Его графическая манера легка и эмоциональна. Образцы ее – это прежде всего бытовые картины:
- «Слепой музыкант»;
- «Калмычка Баяуста»;
- серия портретов участников войны 1812 года: А. Томилова, Е.Чаплица, П. Оленина, поэта Батюшкова и др.
Замечательны графические работы Федора Толстого к поэме Богдановича «Душенька» (Русский вариант Амура и Психеи)
Пейзажный жанр в 19 веке
Пейзаж стал для русской живописи XIX века тем, чем был портрет в XVIII жанром, который обогатил как русскую, так и всю мировую культуру замечательными образцами изобразительного искусства. Как Пушкин в литературе, так и мастера-пейзажисты воспевали красоту родной земли, выражая в картинах природы свои чувства и переживания.
В русской пейзажной живописи 19 века выделились три направления:
- итальянское;
- городская живопись;
- русский национальный пейзаж.
Романтические пейзажи писали: А. Венецианов, С. Щедрин, А.Крылов, А. Иванов.
В этом же направлении писал свои морские пейзажи И. Айвазовский, творчество которого выделяют в отдельное течение – маринизм.
Cо второй половины ХIХ века пейзажи в русской живописи становятся реалистичными. Художники старались изобразить окружающую русского человека природу такой, какой она была на самом деле, без излишнего лиризма и искажений, свойственных романтизму.
Представителями этого жанра стали:
А. Саврасов, И. Шишкин, М. Клодт, Ф. Васильев, И.Левитан, А. Куинджи, И. Остроухов, А.Киселев, С. Светославский и другие.
Талантов неподражаемых и оригинальных среди пейзажистов было так много, что время расцвета их творчества по праву названо золотым веком в русской живописи.
Натюрморт
К концу XIX века как отдельный жанр выделяется натюрморт. До этого его использует в составлении своих живописных композиций А. Венецианов. Непосредственно в этом жанре работал И. Хруцкий, который воплощал любовь к природе в изображениях фруктов, цветов, овощей.
Особо выделяются натюрморты конца столетия:
-
А. Харламова – «Фрукты»,
-
В. Жуковского – Подснежники»,
-
П. Кончаловского – «Хлебы на фоне подноса».
Живопись ХIХ века в России стала воплощением русского гения. Используя вышеупомянутые жанры, работая в разных стилевых направлениях, русские мастера сделали свои произведения ярчайшим выражением передовых взглядов своего времени. Изобразительное искусство этого периода нашей страны отразило самые наболевшие социальные проблемы русского общества и наряду с литературой подготовила благодатную почву для перемен.
Подробнее о жанрах русской живописи 19 века – здесь