В истории российской живописи немаловажное значение имеет период зарождения и развития портретного жанра. Это – вторая половина XVIII века. Именно в это время живописцы увидели индивидуальное своеобразие личности и захотели передать на холсте человека с его неповторимым внутренним миром.
Истоки русского портрета
Благодатную почву для этого подготовили еще иконописцы. Постепенно иконы становились реалистичнее, церковные каноны рушились, а в живописи развивалось светское направление.
Так, в 1553-1554 гг. церковным собором было дозволено на иконах изображать еще и сюжеты притч, что дало толчок к внедрению в иконопись бытовых мотивов. А некоторые индивидуальные черты при изображении святых были заметны еще на иконах Дионисия (икона митрополита Петра). В летописных сводах передано несколько изображений царя Ивана Грозного, а в Золотой палате Московского Кремля создана целая галерея с изображениями исторических деятелей.
Еще с XVII века были известны парсуны –портретные изображения царей и знати в стиле иконы. В то же время (конец XVII века) возникает и станковый портрет светского характера.
Поначалу он исполнялся в иконописной технике, потом масляными красками. Первично акцент ставился исключительно на изображении лица, а со временем грани портрета раздвигаются: портрет уже рисуют и по пояс, и в полный рост, уделяют внимание и одежде, и композиции, и заднему плану.
С открытием Петром І «окна в Европу» в Россию хлынула волна культурных изменений. Ведь в Европе во всю мощь расцвело Просвещение со свойственным ему гуманизмом и обращением к человеку. Это был тот сдвиг в культуре и сознании людей, который обратил внимание живописцев на реальных людей, обладающих индивидуальными чертами, неповторимыми характерами и душой. Художники перенимали опыт своих западных коллег и создавали портреты, изображавшие человека в его взаимосвязи с временем и обществом. Так появились новые жанры, идеи, образы.
Искусство русского портрета в XVIIІ веке и основные его направления
Развитие русского портретного искусства происходило в трех направлениях:
- отечественная школа живописи
(творчество И. Никитина, И. Вишнякова, А. Матвеева, И. Аргунова, А. Антропова, Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В.Боровиковского);
- традиции средневековой парсуны – портретного изображения, близкого к иконе
(С.Ушаков, К. Золотарёв, И. Рефусицкий);
- живопись иностранцев на территории России – россика
(Л. Токке, Л.-Ж.-Ф. Лагрене, Л.-Ж. Лоррен, И.-Г. Таннауэр, Л. Каравакк).
Основным магистральным направлением была деятельность российской школы портретной живописи. Художники того времени активно перенимали европейские традиции, овладевали художественными принципами, формировали свой почерк и свои взгляды на творчество.
Феноменом нового времени стал светский портрет, развитие пошло в ногу с основными стилями, доминирующими в ту или иную эпоху (барокко, рококо, классицизм, сентиментализм и предромантизм).
Парсуна – родоначальница светского портрета
В начале XVIIІ века, а для провинции – и на протяжении всего столетия, актуальными оставались парсуны – возникший в средние века жанр портрета, сходство изображений на котором с реальными людьми было лишь условным. Ведь художники придерживались церковных канонов и использовали плоскостное узорное письмо. Парсуны зачастую были больших размеров, писались по определенным композиционным схемам и изображали исключительно «великих мира сего». В них передавалось социальное положение человека, его важность и внушительность. С развитием жанра парсуны стали занимать почетные места в светских интерьерах русских дворцов и усадеб.
И именно парсуна считается родоначальницей светского портрета.
Россика как портретное направление
Третье направление в развитии портретного жанра в русской живописи 18 века – россика – связано с живописью иностранцев, приехавших в Россию. Некоторых из них даже вызывали (Луи Токке) специально для того, чтобы написать портрет императрицы. Художники-россисты пытаются своими методами и через свое понимание изобразить русский быт и русского человека. Параллельно они передают свои приемы и язык нового искусства местным художникам.
Виды портретов в русской школе 18 века
Если с середины XVIII века самыми распространенными видами портрета были камерный и полупарадный, то со второй половины XVIII века популярными становятся такие виды изображения, как:
• парадный
(внимание уделяется и передаче богатства быта, одежды, и перенесению на полотно индивидуальных особенностей человека, портретируемый изображался в полный рост);
• полупарадный
(человек изображался не в полный рост, а по пояс или по колени);
• камерный
(изображение по плечи, по грудь, максимум – по пояс, зачастую – на нейтральном фоне);
• интимный (игнорирование фона, основное внимание – внутреннему миру человека).
Национальная специфика портретной живописи – черты русского портрета
С появлением новых жанров усовершенствуются и выразительные средства, используемые художниками.
Русские мастера научились правильно
- выстраивать картинную плоскость,
- анатомически верно передавать человеческое тело,
- овладели искусством перспективы,
- основами масляной техники и законами колорита.
Воспринимая новшества западноевропейской живописи, русские художники не только освоили чужие традиции и пересмотрели содержательную часть портретного изображения, но и
- выработали свои композиционные схемы,
- тональность и стилевые установки.
Портрет в России в XVIII веке стал жанром, воплотившим и специфические русские черты:
- На портретах изображались люди, которые полнокровно и целостно воспринимают мир.
- Особое внимание уделялось одежде, аксессуарам, драгоценностям – как своеобразной оправе лица.
- Цветовая гамма русских портретов была более яркой и насыщенной.
- Отсутствие группового (семейного) портрета.
Прошло совсем немного времени, и отечественные мастера портретной школы создали такие произведения, которые стали в один ряд с наилучшими образцами западноевропейской портретной живописи.