Русская живопись 18 века – искусство русского портрета

В истории российской живописи немаловажное значение имеет период зарождения и развития портретного жанра. Это – вторая половина XVIII века. Именно в это время живописцы увидели индивидуальное своеобразие личности и захотели передать на холсте человека с его неповторимым внутренним миром.

Истоки русского портрета

Благодатную почву для этого подготовили еще иконописцы. Постепенно иконы становились реалистичнее, церковные каноны рушились, а в живописи развивалось светское направление.

Митрополит Петр с житием

Дионисий. “Митрополит Петр с житием”

Так, в 1553-1554 гг. церковным собором было дозволено на иконах изображать еще и сюжеты притч, что дало толчок к внедрению в иконопись бытовых мотивов. А некоторые индивидуальные черты при изображении святых были заметны еще на иконах Дионисия (икона митрополита Петра). В летописных сводах передано несколько изображений царя Ивана Грозного, а в Золотой палате Московского Кремля создана целая галерея с изображениями исторических деятелей.

Еще с XVII века были известны парсуны –портретные изображения царей и знати в стиле иконы. В то же время (конец XVII века) возникает и станковый портрет светского характера.

Парсуна "Иван Грозный"

Парсуна “Иван Грозный”

Поначалу он исполнялся в иконописной технике, потом масляными красками. Первично акцент ставился исключительно на изображении лица, а со временем грани портрета раздвигаются: портрет уже рисуют и по пояс, и в полный рост, уделяют внимание и одежде, и композиции, и заднему плану.

С открытием Петром І «окна в Европу» в Россию хлынула волна культурных изменений. Ведь в Европе во всю мощь расцвело Просвещение со свойственным ему гуманизмом и обращением к человеку. Это был тот сдвиг в культуре и сознании людей, который обратил внимание живописцев на реальных людей, обладающих индивидуальными чертами, неповторимыми характерами и душой. Художники перенимали опыт своих западных коллег и создавали портреты, изображавшие человека в его взаимосвязи с временем и обществом. Так появились новые жанры, идеи, образы.

Искусство русского портрета в XVIIІ веке и основные его направления

Развитие русского портретного искусства происходило в трех направлениях:

  • отечественная школа живописи

(творчество И. Никитина, И. Вишнякова, А. Матвеева, И. Аргунова, А. Антропова, Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В.Боровиковского);

  • традиции средневековой парсуны – портретного изображения, близкого к иконе

(С.Ушаков, К. Золотарёв, И. Рефусицкий);

Луи Токке. Портрет Елизаветы Петровны

Луи Токке “Портрет императрицы Елизаветы Петровны”, 1756

  • живопись иностранцев на территории России – россика

(Л. Токке, Л.-Ж.-Ф. Лагрене, Л.-Ж. Лоррен, И.-Г. Таннауэр, Л. Каравакк).

Основным магистральным направлением была деятельность российской школы портретной живописи. Художники того времени активно перенимали европейские традиции, овладевали художественными принципами, формировали свой почерк и свои взгляды на творчество.

Феноменом нового времени стал светский портрет, развитие пошло в ногу с основными стилями, доминирующими в ту или иную эпоху (барокко, рококо, классицизм, сентиментализм и предромантизм).

Парсуна – родоначальница светского портрета

В начале XVIIІ века, а для провинции – и на протяжении всего столетия, актуальными оставались парсуны – возникший в средние века жанр портрета, сходство изображений на котором с реальными людьми было лишь условным. Ведь художники придерживались церковных канонов и использовали плоскостное узорное письмо. Парсуны зачастую были больших размеров, писались по определенным композиционным схемам и изображали исключительно «великих мира сего». В них передавалось социальное положение человека, его важность и внушительность. С развитием жанра парсуны стали занимать почетные места в светских интерьерах русских дворцов и усадеб.

И именно парсуна считается родоначальницей светского портрета.

Россика как портретное направление

Третье направление в развитии портретного жанра в русской живописи 18 века – россика – связано с живописью иностранцев, приехавших в Россию. Некоторых из них даже вызывали (Луи Токке) специально для того, чтобы написать портрет императрицы. Художники-россисты пытаются своими методами и через свое понимание изобразить русский быт и русского человека. Параллельно они передают свои приемы и язык нового искусства местным художникам.

Виды портретов в русской школе 18 века

И.П.Аргунов. "Екатерина Алексеевна"

И.П.Аргунов. “Екатерина Алексеевна”

Если с середины XVIII века самыми распространенными видами портрета были камерный и полупарадный, то со второй половины XVIII века популярными становятся такие виды изображения, как:

• парадный

(внимание уделяется и передаче богатства быта, одежды, и  перенесению на полотно индивидуальных особенностей человека, портретируемый изображался в полный рост);

А.П.Антропов "Портрет М.А.Румянцевой"

А.П.Антропов “Портрет М.А.Румянцевой”

• полупарадный

(человек изображался не в полный рост, а по пояс или по колени);

• камерный

(изображение по плечи, по грудь, максимум – по пояс, зачастую – на нейтральном фоне);

• интимный (игнорирование фона, основное внимание – внутреннему миру человека).

Национальная специфика портретной живописи – черты русского портрета

В.Л.Боровиковский "Портрет М.И.Лопухиной" ,1797

В.Л.Боровиковский “Портрет М.И.Лопухиной” ,1797

С появлением новых жанров усовершенствуются и выразительные средства, используемые художниками.

Русские мастера  научились правильно

  • выстраивать картинную плоскость,
  • анатомически верно передавать человеческое тело,
  • овладели искусством перспективы,
  • основами масляной техники и законами колорита.

Воспринимая новшества западноевропейской живописи, русские художники не только освоили чужие традиции и пересмотрели содержательную часть портретного изображения, но и

  • выработали свои композиционные схемы,
  • тональность и стилевые установки.

Портрет в России в XVIII веке стал жанром, воплотившим и специфические русские черты:

  • На портретах изображались люди, которые полнокровно и целостно воспринимают мир.
  • Особое внимание уделялось одежде, аксессуарам, драгоценностям – как своеобразной оправе лица.
  • Цветовая гамма русских портретов была более яркой и насыщенной.
  • Отсутствие группового (семейного) портрета.

Прошло совсем немного времени, и отечественные мастера портретной школы создали такие произведения, которые стали в один ряд с наилучшими образцами западноевропейской портретной живописи.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Русская живопись. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.