Древнерусская живопись 12-15 веков — школы, жанры, стили, мастера

В эпоху феодальной раздробленности Руси другим центром развития живописи становится Владимиро-Суздальское княжество.

Дмитрий Солунский Русская икона

Дмитрий Солунский Русская икона

О расцвете местной живописной школы в XII-XIII веках свидетельствуют:

  • сохранившаяся в Дмитриевском соборе фреска «Страшный суд»;
  • икона Богоматери Боголюбская (сейчас — в соборе Княгинина монастыря во Владимире);
  • икона «Спас Златые власы» (сейчас хранится в Третьяковской галерее);
  • «Явление архангела Михаила Иисусу Навину» (сейчас – в Успенском соборе Москвы);
  •  монументальная икона с изображением святого Дмитрия Солунского.

Интересен образ Дмитрия Солунского. Он выглядит не как обычный святой, а в разрез с канонами церкви больше напоминает величавого князя, в руках которого сконцентрировалась незыблемая власть над судьбами людей. Наверное, сильный князь был особо нужен народу во времена разрухи и нестабильности.

Ранние иконы новгородской школы

Развитие древнерусской живописи на этом этапе было связано с переработкой и усовершенствованием киевских традиций. Церковь все строже относилась к изображению образов и соблюдению канонов, боролась с языческими тенденциями, диктовала свои правила. А мастера вопреки всему все-таки умудрялись привнести в живопись черты народной древнеславянской культуры.

Новгородская икона 12 века Спас Нерукотворный

Новгородская икона 12 века Спас Нерукотворный

Поэтому новгородская икона кажется несколько грубоватой, архаичной и даже примитивной. Зато ее характеризуют звонкие, яркие краски. Святые и архангелы рисуются коренастыми и приземистыми, а сама новгородская икона становится плоскостной, линейной в отличие от светотеней и переливов, которыми была богата живопись Киевской Руси. Вместе с тем иконы новгородской школы XIII-XV веков являются классикой древнерусской живописи. В них проявилась одаренность народа, его мировосприятие, понимание ним красоты.

 

Самые знаменитые сохранившиеся иконы новгородской школы XII в.- это:

  • «Спас Нерукотворный» — икона новгородской школы древнерусской живописи (теперь хранится в Третьяковской галерее), она  уже в ХІІІ веке считалась святыней и выступала образцом для написания других живописных произведений.
Стены храма Успения Богородицы

Стены храма Успения Богородицы

  • Икона Петра и Павла из Софийского собора Новгорода (ХІ в.) хранится в Новгородском музее;
  • Святой Георгий. Сохранились два изображения: одно в полный рост (сейчас хранится в Третьяковской галерее), а другое — полуфигурное (находится в Успенском соборе Московского Кремля);
  • «Знамение» (ХII в.): икона, которая хранится в Новгородском Софийском соборе. Эмоциональность и душевная открытость на изображении свидетельствуют о местных художественных традициях в живописи;

Новгородским иконам, как и монументальной настенной живописи, свойственны жизнелюбие и радостная атмосфера. Росписи церкви Успения Богородицы на Волотовом поле – явление не менее выдающееся, чем иконы.

Творчество великих русских живописцев ХIV-ХV веков

Если имена ранних авторов настенных росписей и икон не были известны, то уже в ХIV-ХV веках на небосводе русской живописи зажигаются первые звезды. Это Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий.

Феофан Грек

Феофан Грек приехал на Русь уже сложившимся мастером. Церковь Спаса Преображения на Ильиной улице – одна из тех, где сохранились фрески, выполненные славным мастером. Его талант воплотился не только в замечательной настенной живописи, но и в основании живописной школы. Ведь у него было очень много учеников и последователей, каждый из которых нес в люди свое творчество. Последним известным произведением Феофана был иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, который он расписывал вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца.

Андрей Рублев

Иконы Андрея Рублева – теперь национальное достояние россиян. Стоглавый собор в 1551 году провозгласил иконы Рублева образцом для подражания.

«Архангел Михаил», «Апостол Павел», «Христос», «Троица», «Вход Господень в Иерусалим», «Вознесение Господне», «Благовещение», «Крещение» —

самые известные из них. Но было их великое множество. Разошлись они по Русской земле, неся в народ добро и любовь. Иконописец принимал участие в росписи стен Благовещенского собора Московского Кремля, Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, Спасского собора Андроникова монастыря, Успенского собора во Владимире («Страшный суд»), писал иконы для Рождественского Собора Саввино-Сторожевского монастыря. Его творчество через образы-символы передавало глубокие чувства, несло духовный смысл и позитивный заряд.

Дионисий

Зерна, посеянные своим учителем Андреем Рублевым, подхватил и понес далее по векам его последователь– Дионисий. Он совершил роспись церкви Рождества Богородицы в Пафнутье в Боровском монастыре, Павлово-Обнорского и Иосифо-Волоколамского монастырей, собора Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря, написал ряд икон для Успенского собора Московского Кремля. Большинство работ мастера не сохранились. А те, что дожили до наших дней, а это: иконы митрополитов Петра и Алексея, «Крещение Господне», «Богоматерь Одигитрия», «Спас в силах», «Сошествие в ад», «Распятие» и росписи Ферапонтова монастыря, являются подтверждением великого таланта и славы иконописца Дионисия.

Зародившись в далеком ХI веке, русская живопись впитала в себя самые передовые традиции мирового искусства, гармонично объединив их с исконно русскими народными веяниями в живописи. Оба влияния оказались для развития живописи благоприятными. Она передавала людям глубокие христианские истины, делала религию понятнее и доступнее, а людей – добрее. А ведь именно этому и должна служить красота.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Русская живопись. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.