Феноменом не только русской, но и мировой живописи можно назвать творчество Андрея Рублева – иконописца, мастера монументальной росписи и книжной миниатюры, жившего и творившего на рубеже XIV-XV вв. Его возвышенная живопись воплотила в себе духовную красоту человека и его нравственную силу, какою ее понимали на Руси тех времен.
Опираясь на традиции византийского искусства, московской живописной школы XIV в. и наследие Феофана Грека, А.Рублев творил в контексте своего времени, но так, что его имя и его иконы приобрели славу на века.
Далеко не все из творческого наследия этого мастера дошло до нас – многие шедевры безвозвратно утеряны в жерновах времени. Но то, что сохранилось, дает повод полагать о величайшем таланте автора.
Самые знаменитые рублевские работы – это список:
- «Троица»,
- миниатюры из Евангелия Хитрово,
- владимирская икона «Богоматерь «Умиление»,
- иконы Звенигородского чина «Спас»,
- “Архангел Михаил»,
- «Апостол Павел»,
- фрески Владимирского Успенского собора («Страшный суд»).
Еще многим творениям приписывается его авторство , что теперь уже доказать или опровергнуть почти невозможно.
Византийская традиция и новаторство А.Рублева
Взяв за основу византийскую традицию живописи, художник в своих работах придал ей свое русское звучание. Его образы не отдаленные от народа, не аристократически благородные и холодные, а душевные, простые и скромные. Во взглядах святых на иконах мастера – блаженная задумчивость, тихое смирение, гармония русской души. Да и черты лица – славянские: порой и не слишком красивые, но зато просветленные и благообразные. Рублевские образы бывают не только смиренные, но и восторженные, что проявляется в сиянии глаз, блаженных улыбках, свечении всего лика. Все свидетельствует о том, что вера в Бога, христианский образ жизни – внутренняя духовная потребность русского человека. Да и сам Бог виделся мастеру добрым и расположенным к человеку.
Не бояться Его, а любить всем сердцем учат людей произведения иконописца.
С точки зрения композиционного содержания, чувства ритма и формы иконы Рублева отвечают традициям греков.
Гармония, ясность, пластическое совершенство звучит во всех изображениях.
Достигалось это благодаря:
- лаконичности и плавности контуров и силуэтов;
- невесомости фигур;
- тонким очертаниям складок одежды;
- световой насыщенности каждого цвета;
- замкнутым параболическим линиям, которые настраивают на восприятие.
Но и по-своему иконописец не всегда подчеркивает округлость форм, отступает и от анатомически верной передачи строения тела. Мягко он передает поворот фигуры святого и наклон его головы. Благодаря всему этому пространство кажется преображенным, а все изображение – одухотворенным Божественной энергией.
Линии в работах художника не просто плавные, а певучие, одежда святых – воздушная, цвета – светлые и нежные.
Цвет в творчестве А.Рублева
Византийской живописи были присущи приглушенные тона, которые выражали раскаяние и смирение, работам Феофана Грека – сдержанно-насыщенные краски. Мастер заметно оживил свою палитру. Эмоциональность и утонченная красота икон художника достигается благодаря использованию легких нежных красок, которые гармонично сочетаются с более насыщенными темными тонами. Созвучие оттенков, их гармония, мерцание цветов делает образы светозарными, дышащими и даже, может, чудотворными. А самого мастера называют художником-колористом.
Если в ранних иконах использовались мягкие приглушенные полутона, то цвета в «Троице» у А.Рублева стали более насыщенными. Их пронизывает божественный свет. Для этого мастер использует и выделение центра, и контрастные сочетания цветов, и постепенность переходов. Цвета у него не противостоят, а дополняют и выделяют друг друга, усиливают символизм иконы и впечатление, которое возникает при ее созерцании. Голубое небо на золотистом фоне создает не только контраст холодных и теплых оттенков, но и усиливает всю композицию работы.
Все вместе: композиция, форма, цвет и сюжет его “Троицы” сплелись в единую небесную гармонию, при взгляде на которую даже через несколько столетий трепещут сердца.
Последней работой живописца считают его росписи в Спасском соборе Андроникова монастыря. Поздние иконы мастера становятся более сумрачными и приглушенными, в них проявляются устаревшие тенденции и звучат нотки драматизма («Апостол Павел»).
Сюжеты икон А.Рублева
Сюжетами для написания икон для художника стали картины из Святого Письма. Так, в «Троице» у иконописца изображено нерушимое единство: три ангела выражают согласие и мир, веру в доброго и справедливого Творца. Да и «Страшный суд» у него не такой уж и страшный. Это византийцы пытались напугать муками после смерти.
Суд в интерпретации А.Рублева имеет надежду на справедливость и милость, а поэтому и фреска излучает бодрость, радость и оптимизм. Фигуры апостолов, святых и прочих легки и невесомы, ибо они верят в милость Божью и свое спасение. Умело используя распределение цвета, плавность линий и форм, художник буквально оживляет древнюю библейскую легенду.
И она живет и служит людям и по сей день. Ведь в работах этого великого мастера звучат мудрость, душевная чистота, благость и любовь. С икон смотрит не строгий Бог-судья, а добрый Небесный Отец («Спас»), готовый все простить и утешить. По иконам можно судить о духовном идеале и нравственности человека ХIV века. В наше время это становится все более актуальным.
Его творчество имело огромное значение и для дальнейшего расцвета русской школы живописи. Рублевская традиция существенно отошла от византийской, дала старт внедрению нового и оригинального (а именно – русского) в искусстве. Еще при жизни великого иконописца его работы очень ценились и были признаны чудотворными.
Они считались образцом для многих живописцев, тем более, что об этом в 1551 году постановил церковно-земский собор с участием самого царя Ивана Грозного. После Рублева Троица уже изображалась исключительно в его стиле, что стало своеобразным и признанным “каноном”.
В русской и мировой культуре иконопись стала непревзойденным образцом воплощения огромного художественного таланта и не менее впечатляющей силы человеческого духа.
Новаторство творчества Рублева по своему лаконично-глубоко определил А.Кураев, сказав как-то, что если до этого иконописца главным в иконе было – “Господи, помилуй”, то с Рублева в иконе основным становится – “Слава тебе, Господи”