Творчество А.Рублева: новаторство, сюжеты, цветовая гамма

Феноменом не только русской, но и мировой живописи можно назвать творчество Андрея Рублева — иконописца, мастера монументальной росписи и книжной миниатюры, жившего и творившего на рубеже XIV-XV вв. Его возвышенная живопись воплотила в себе духовную красоту человека и его нравственную силу, какою ее понимали на Руси тех времен.

Опираясь на традиции византийского искусства, московской живописной школы XIV в. и наследие Феофана Грека, А.Рублев творил в контексте своего времени, но так, что его имя и его иконы приобрели славу на века.

Далеко не все из творческого наследия этого мастера дошло до нас — многие шедевры безвозвратно утеряны в жерновах времени. Но то, что сохранилось, дает повод полагать о величайшем таланте автора.

Самые знаменитые иконы, которые написал А.Рублев:    

Икона Архангел Михаил

А.Рублев. «Архангел Михаил»

  • «Троица»,
  • миниатюры из Евангелия Хитрово,
  • владимирская икона «Богоматерь «Умиление»,
  • иконы Звенигородского чина «Спас»,
  • «Архангел Михаил»,
  • «Апостол Павел»,
  • фрески Владимирского Успенского собора («Страшный суд»).

 

Еще многим творениям приписывается его авторство , что теперь уже доказать или опровергнуть почти невозможно.

 

Византийская традиция и новаторство А. Рублева

икона А.Рублева

Спас Вседержитель

Взяв за основу византийскую традицию живописи, художник в своих иконах придал ей свое русское звучание. Его образы не отдаленные от народа, не аристократически благородные и холодные, а душевные, простые и скромные. Во взглядах святых на иконах мастера – блаженная задумчивость, тихое смирение, гармония русской души. Да и черты лица – славянские: порой и не слишком красивые, но зато просветленные и благообразные. Рублевские образы бывают не только смиренные, но и восторженные, что проявляется в сиянии глаз, блаженных улыбках, свечении всего лика. Все свидетельствует о том, что вера в Бога, христианский образ жизни – внутренняя духовная потребность русского человека. Да и сам Бог виделся мастеру добрым и расположенным к человеку.

Не бояться Его, а любить всем сердцем учат людей произведения иконописца.

С точки зрения композиционного содержания, чувства ритма и формы иконы Рублева отвечают традициям греков.

икона Рублева рождество христово

Рождество Христово. А.Рублев

Гармония, ясность, пластическое совершенство звучит во всех изображениях.

Достигалось это благодаря:

  • лаконичности и плавности контуров и силуэтов;
  • невесомости фигур;
  • тонким очертаниям складок одежды;
  • световой насыщенности каждого цвета;
  • замкнутым параболическим линиям, которые настраивают на восприятие.
икона А.Рублева

Вход Господень в Иерусалим

Но и по-своему иконописец не всегда подчеркивает округлость форм, отступает и от анатомически верной передачи строения тела. Мягко он передает поворот фигуры святого и наклон его головы. Благодаря всему этому пространство кажется преображенным, а все изображение – одухотворенным Божественной энергией.
Линии в иконах художника не просто плавные, а певучие, одежда святых – воздушная, цвета – светлые и нежные.

Цвет в творчестве А. Рублева

икона Благовещение

Благовещение А.Рублев

Византийской живописи были присущи приглушенные тона, которые выражали раскаяние и смирение, иконам Феофана Грека — сдержанно-насыщенные краски. Рублев заметно оживил свою палитру. Эмоциональность и утонченная красота икон художника достигается благодаря использованию легких нежных красок, которые гармонично сочетаются с более насыщенными темными тонами. Созвучие оттенков, их гармония, мерцание цветов делает иконы светозарными, дышащими и даже, может, чудотворными. А самого мастера называют художником-колористом.

Троица А.Рублева

«Троица» А.Рублева

Если в ранних иконах использовались мягкие приглушенные полутона, то цвета в «Троице» у А.Рублева стали более насыщенными. Их пронизывает божественный свет. Для этого мастер использует и выделение центра, и контрастные сочетания цветов, и постепенность переходов. Цвета у него не противостоят, а дополняют и выделяют друг друга, усиливают символизм иконы и впечатление, которое возникает при ее созерцании. Голубое небо на золотистом фоне создает не только контраст холодных и теплых оттенков, но и усиливает всю композицию иконы. Все вместе: композиция, форма, цвет и сюжет его «Троицы»  сплелись в единую небесную гармонию, при взгляде на которую даже через несколько столетий трепещут сердца.

Последней работой живописца считают его росписи в Спасском соборе Андроникова монастыря. Поздние иконы мастера становятся более сумрачными и приглушенными, в них проявляются устаревшие тенденции и звучат нотки драматизма («Апостол Павел»).

Сюжеты икон А.Рублева

Сюжетами для написания икон для художника стали картины из Святого Письма. Так, в «Троице» у иконописца изображено нерушимое единство: три ангела выражают согласие и мир, веру в доброго и справедливого Творца. Да и «Страшный суд» у него не такой уж и страшный. Это византийцы пытались напугать муками после смерти.

Рублев икона Сошествие во Ад

Сошествие во Ад

Суд в интерпретации  А.Рублева имеет надежду на справедливость и милость, а поэтому и фреска излучает бодрость, радость и оптимизм. Фигуры апостолов, святых и прочих легки и невесомы, ибо они верят в милость Божью и свое спасение. Умело используя распределение цвета, плавность линий и форм, художник буквально оживляет древнюю библейскую легенду.

И она живет и служит людям и по сей день. Ведь в работах этого великого мастера звучат мудрость, душевная чистота, благость и любовь. С икон смотрит не строгий Бог-судья, а добрый Небесный Отец («Спас»), готовый все простить и утешить. По иконам можно судить о духовном идеале и нравственности человека ХIV века. В наше время это становится все более актуальным.

Его творчество  имело огромное значение и для дальнейшего расцвета русской школы живописи. Рублевская традиция существенно отошла от византийской, дала старт внедрению нового и оригинального (а именно – русского) в искусстве. Еще при жизни великого иконописца его работы очень ценились и были признаны чудотворными.

рублев икона крещение господне

Крещение Господне

Они считались образцом для многих живописцев, тем более, что об этом в 1551 году постановил церковно-земский собор с участием самого царя Ивана Грозного. После Рублева  Троица уже изображалась исключительно в его стиле, что стало своеобразным и признанным «каноном».

В русской и мировой культуре его иконописное творчество стало непревзойденным образцом воплощения огромного художественного таланта и не менее впечатляющей силы человеческого духа.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Русская живопись с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

5 комментариев: Творчество А.Рублева: новаторство, сюжеты, цветовая гамма

  1. Надежда говорит:

    Рублев точно и справедливо подмечает все особенности русского народа его времени. За казалось бы строгими и наполненными истории сюжетами открывается богатый внутренний мир, эмоциональный мир коллективного сознания народа через одного великого философа.

  2. Phenesta говорит:

    В моем сознании «Андрей Рублев» и «иконы», неразрывно связанные понятия. Мало кто из живописцев с таким же светом и любовью писал иконы Богоматери, Апостолов и другие христианские сюжеты.
    Репродукция иконы «Спас Вседержитель» долгое время висела в квартире моей бабушки, потому я уже в детстве познакомилась с творчеством Андрея Рублева и искренне полюбила его.

  3. masha_08 говорит:

    Андрей Рублёв, безусловно, оказал огромное влияние на иконопись и на религиозную живопись в целом. Огромно влияние иконописца на творчество знаменитого русского художника Кузьмы Петрова-Водкина. Петров-Водкин выполнил даже витраж «Троицу» для Троицкого собора в Сумах, работая над композицией художник ориентировался на рублёвский шедевр.
    Знаменитый график Фаворский, также обратился к теме рублёвской «Троицы», изобразив лик одного из ангелов на плакате, если не ошибаюсь, к выставке, посвящённой Андрею Рублёву.

  4. Петр говорит:

    Прекрасно,отлично)))

  5. Уведомление: Школы древнерусской иконописи 12-15 веков

Добавить комментарий