Истоки древнерусской культуры: предпосылки становления, византивизм и евразийство

Предыстория древнерусской культуры связана с историей формирования русского народа в качестве самостоятельной этнической общности в семье славянских народов.

Начало культуры Древней Руси

По своему происхождению славяне относятся к индоевропейской этнической группе древних народов, в число которых входят германцы, кельты, галлы, индо-иранцы, греки и другие. С середины IX в. начинается процесс формирования древнерусского государства, в состав которого вошли как изначально славянские, так и неславянские земли. История периода формирования русского народа и древнерусской государственности богата очень важными эпохальными событиями, детали которых, к сожалению, не до конца известны. Праславяне составляли часть общего этнического массива индоевропейских племен, населявших северо-восток Балкан и Малую Азию 4-5 тысяч лет назад. Постепенно кочевые племена расселились по всей Восточной Европе и дошли до Днепра. К середине 2 тыс. до н. э. территорию от Северных Карпат до Припяти заняли племена праслявян, основным занятием которых стало пашенное земледелие, а к 1 тыс. до н. э. праслявяне начали использовать железо. Археологические памятники этого периода (X-VII вв. до н. э.) относятся к чернолесской культуре.

С тех далеких времен до нас дошли образы, запечатленные в эпических народных сказаниях, — это кузнецы, кующие огромный плуг, которые побеждают огненного Змея, прилетающего на их землю с юга. Огненный Змей – это образ киммерийцев и скифов — воинственных кочевых племен, противостоящих древним праславянам.

Упоминание славян под их собственным именем относится к более позднему периоду – к VI веку н. э., когда началось Великое переселение народов.

К этому времени славяне заселили почти половину территории Византийской империи и постепенно становились самостоятельной силой на политической арене Европы в период Раннего Средневековья.

С IX-Х вв н. э. начинается формирование древнерусской этнической общности и появляются понятия “Русь” и “Земля русская”.

Этногенез русского народа — сложный процесс, длящийся веками. В основном, этногенез древнерусской народности включал в себя процесс ассимиляции славянских, финно-угорских и балтийских племен. Под понятием “Русь” в широком смысле подразумевались все восточнославянские земли, находящиеся под властью Киева. В узком, географическом смысле, Русь – это территория, расположенная южнее Киева, ограниченная реками Росава, Рось и Днепр.

Первое древнерусское государство сформировалось и объединилось под властью Киева во второй половине IX в. Киевская Русь была раннефеодальным государством, экономической основой которого стало пашенное земледелие.

В раннем древнерусском государстве были прочны культурные традиции, перенятые от скифских и праславянских земледельческих племен, ставших прямыми предками древних русичей. В дальнейшем материально- культурная и духовная близость Древней Руси к праславянскому этносу обусловила византийскую ориентацию развития древнерусской культуры и выбор Древней Русью православия.

Становление культурной жизни Древней Руси

Развитии и становление культуры Древней Руси связано с достижениями материальной культуры. По уровню развития материально-культурной среды Киевская Русь не уступала европейским государствам раннего Средневековья. Пашенное земледелие являлось хозяйственной основой древнерусского государства, и оно предполагало развитие ремесел и производство орудий труда. Бурное развитие получили разнообразные ремесла – на Руси славились искусные ткачи, гончары и ювелиры, переписчики книг и иконописцы. Широкое распространение получили обработка металлов и дерева, кожи и камня. Искусные мастера-оружейники производили различные виды оружия и доспехи из железа. Во времена Киевской Руси было развито стекольное производство – со времен монголо-татарского нашествия секреты этого ремесла на Руси были полностью утеряны вплоть до XVII в, когда в России, благодаря иностранным мастерам, возродились традиции стекольного дела. Высокое общественное положение на Руси занимали строители- «древоделы», возводившие из дерева церкви и дома, башни и мосты.

Вместе с развитием ремесел в Древней Руси бурно развивались города, недаром Русь именовалась страной городов – “Гар-дарикой”. К Х веку в Древней Руси городская жизнь процветала в 25 городских поселениях, а накануне нашествия монголо-татар на Руси насчитывалось уже около 300 городов.

Древний город Ладога в северной Руси считается одним из самых ранних городских поселений. Этот город, ставший, согласно легенде, столицей Рюрика в 862-865 гг., играл важную роль в налаживании евразийских торгово-культурных связей. Именно здесь проходил организованный в IX веке путь «из варяг в арабы», который предшествовал известному торговому пути «из варяг в греки».

Торгово-экономические, политические и культурные связи Древней Руси определялись наличием на ее территории двух великих восточноевропейских рек — Волги и Днепра. Через эти водные пути лежал путь к Византии и дальше – на Восток.

Поэтому, несмотря на географически близкое расположение к Западу, сильное влияние на Русь оказала также греко-византийская культура. Вместе с товарами, перевозимыми по Волге, в русскую среду продвигалась также культура и религия арабского Востока.

Наибольшее воздействие на формирование русской государственности и культуры имели в основном три исторические силы:

  • Это Византия – оплот восточного христианства,
  • Хазарский каганат – исламское государство, через которое на Древнюю Русь распространялось влияние Арабского халифата,
  • а также норманны – викинги – язычники, которых древние русичи звали варягами.

В результате взаимодействия этих трех типов совершенно разных этнических культур возникла уникальная евразийская культурно-цивилизационная структура, центр которой находился в Древней Руси на протяжении 4,5 веков – вплоть до нашествия монголо-татар.

Византивизм и евразийство в древнерусской культуре

Однако среди всех культурных веяний наиболее подходящими к образу жизни, чувствам и образу мышления русского человека оказались традиции греко-византийской культуры.

Именно византийские культурные традиции были восприняты Киевской Русью, которая из нескольких религий выбрала православие.

Вместе с православием Древняя Русь восприняла богатые традиции восточного христианства и церковнославянской письменности.

Принятие христианства на Руси в 988 году стало закономерным и естественным продолжением процесса взаимодействия Византийской империи со славянским миром. Христианизация славянских народов была обусловлена территорией их расселения на Балканах и Малой Азии, которые входили в состав Восточно-Римской империи. С V — VI вв. на этих территориях образуется оригинальный культурный сплав славянских и греко-римских культурных традиций.

С принятием христианства в X в. культура Древней Руси обогатилась естественнонаучными, историческими, религиозно-философскими и эстетическими знаниями византийских ученых и богословов.

Феномен византивизма представлял собой слияние культурных традиций античной Греции и латинского Запада, Ближнего Востока и Египта.

К началу IX в. в Византийской империи сформировалась особая, своеобразная культура, впитавшая в себя древнюю культуру всех народов, населявших империю — коптов, сирийцев, греков, армян, а также культуру славянских народов. Феномен византивизма как сплава различных культур нашел свое продолжение в культуре Древней Руси.

Здесь на основе славянских культурных традиций, под влиянием трех совершенно разных культур — византийской, арабской и норманнской, появился новый культурный феномен – евразийство, который ознаменовал собой образование новой цивилизационной системы на территории Древней Руси

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике История культуры. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: Истоки древнерусской культуры: предпосылки становления, византивизм и евразийство