Композиторы «Могучей кучки» — характеристика творчества

Состав «Могучей кучки» практически не менялся за все время её существования: основными членами были М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков и Ц.А. Кюи.

 

М.И.Балакирев

М.И.Балакирев

Основатель содружества – Милий Алексеевич Балакирев (1837 – 1910). Детство он провел около Волги и слышал много народных песен. Уже после первых выступлений девятнадцатилетнему юноше прочили блестящее будущее и славу; его стали приглашать на свои музыкальные вечера все знатные люди столицы. Однако, несмотря на юный возраст, Балакирев был убежденным демократом, он видел свой музыкальный долг в том, чтобы нести в народ правду, быть музыкантом-просветителем. В его произведениях много нового, особенно в гармонизации – это было неизбежно из-за попытки включения в музыкальные произведения народных напевов. Народное многоголосие отразилось и в фактуре сопровождения. Также он создал восточную фантазию «Исламия» , уникальное произведение в мировой музыкальной культуре – фортепианная песня, в которой воссоздано поистине оркестровое многоголосие. В 1856 году он знакомится с человеком, который полностью разделяет его взгляды на мир и позднее станет одними из самых близких его друзей — Стасовым. Вокруг них и сложится круг людей, которые станут «Группой пяти».

 

М.П.Мусоргский - композитор "Могучей кучки"

М.П.Мусоргский

Самым радикальным из всех композиторов «Могучей кучки» был Модест Петрович Мусоргский (1839 – 1881). Практически во всех его операх главное действующее лицо – народ. Среди наиболее известных произведений – «Борис Годунов», «Хованщина». В них видна многоплановость русского общества, различные сословия, вся палитра образов; также немаловажно то, что он первый использовал особый язык – с разговорной лексикой, с русской песенностью. Особенно ярко это проявилось в вокальном творчестве – Мусоргский первым ввел в романсы и песни речевые интонации.

Все его произведения обладают ярко выраженной социально-критической направленностью. Кроме того, он был смелым новатором. Одни из самых новаторских его произведений – пьесы из фортепианного цикла «Картинки с выставки». Эта сюита построена очень необычным образом: отдельные пьесы, каждая из которых посвящена какой-то картине, связаны между собой одной темой, к которой композитор постоянно возвращается. Таким образом, разрозненные картинки сложились в одно произведение крупной формы. В мелодике композитор старался передать разговорную речь, речевую интонацию. Кроме того, особая ценность «Картинок с выставки» в том, что в каждой пьесе автор раскрывает какой-то характер, образ. Каждому произведению Мусоргского свойственен особый, глубокий психологизм. Так, любой его персонаж – не просто личность, но и человек, которого окружает определенное общество (накладывающее свой отпечаток), у которого своя манера поведения, своя речь и так далее.

Особенно выдающимся считается опера Мусоргского «Борис Годунов».

  • Во-первых, для этого произведения не было написано специального либретто – в основу лег подлинный текст А.С. Пушкина.
  • Во-вторых, в опере присутствуют различные драмы (и личная, и народная), многоплановость.

Кроме того, композитору удалось соединить комические и драматические линии в одном музыкальном произведении.

 

А.П.Бородин

А.П.Бородин

Членом «Могучей кучки» был и Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887). Одновременно и композитор, и талантливый химик, Бородин внес огромный вклад в музыкальную культуру 19 века – он считается одним из создателей в России классической, национально-эпической симфонии. Самую знаменитую свою новаторскую симфонию, Вторую, положившую начало героико-эпическому и богатырскому направлению в отечественной музыке, композитор хотел назвать «Славянской героической», но Стасов запротестовал – это не просто «славянская», а именно русская; в ней как бы создается образ русского богатыря. В итоге симфония получила название «Богатырская». Много лет Бородин работал над оперой «Князь Игорь»,  но так и не успел её закончить – за него это сделали Римский-Корсаков и Глазунов. Кроме того, Бородин считается блестящим мастером вокальной музыки (например, романс «Для берегов отчизны дальной»). Он первым воплотил в камерно-вокальной музыке освободительные идеи, будоражащие страну в то время (романсы «Спящая княжна», «Песня темного леса»). Романс «Спящая княжна» особенно интересен с ритмической точки зрения: Бородин впервые применил диссонансы. Одним из главных законов любого классического музыкального произведения являлось то, что любой драматический аккорд, любой диссонанс должен «разрешаться» в «устойчивый» аккорд. Бородин же оставлял их «неразрешенными». Сейчас это может показаться незначительной особенностью, однако в 19 веке многие современники Бородина посчитали это безграмотностью и не могли простить ему такой «оргии диссонансов» (в том числе, кстати, и члены «Могучей кучки» — Римский-Корсаков и Кюи).

 

Композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков(1844 – 1908) также был

Н.А.Римский-Корсаков

Н.А.Римский-Корсаков

членом «Могучей кучки». С Балакиревым он познакомился в 18 лет и сразу стал активным участником Балакиревского кружка. Практически все его оперы пропитаны русским духом и национальным началом; передавал он это через мощный оркестровый колорит. Сюжеты для опер композитор тоже выбирал не случайно: бОльшая часть написана на основе русских народных сказок («Сказка о царе Салтане»). Так же, как и Мусогского в «Борисе Годунове», композитора волновала проблема власти и человека во власти, эта проблема в какой-то степени поднята и разрешена в опере по сказке А.С.Пушкина «Золотой петушок». Новаторство композитора заключалось в том, что он отошел от традиционных музыкальных размеров. Он попросту не мог уложиться в симметричные размеры – в частности, в опере «Садко», стихи для которой были написаны в былинном стиле, использовались размеры на 11 четвертей. Ни певцам, ни дирижеру никак не удавалось добиться того, что от них требовал композитор, и Римский-Корсаков придумал выход:

использовать для тренировки фразу «Римский-Корсаков совсем с ума сошел», которая прекрасно раскладывается на 11 четвертей.

 

Ц.А.Кюи

Ц.А.Кюи

Цезарь Антонович Кюи (1835-1918), пожалуй, наименее знаменитый из звездной пятерки как композитор, однако наиболее активный пропагандист идей творческого содружества. Лучшими его операми по праву считаются «Вильям Ратклиф» и «Анджело». В обоих произведениях он воплотил романтические идеалы, мятежность и порывы средневековых персонажей. Помимо этого, Кюи внес большой вклад в детскую музыку, впервые написав оперы для детей («Красная шапочка», «Снежный богатырь»). Однако он не всегда одобрял смелые новаторства друзей: например, на оперу Мусоргского «Борис Годунов», о которой уже говорилось ранее, он написал довольно жесткую критическую статью.

Стасов так написал про Кюи:

«Главные черты творчества Кюи — поэтичность и страстность, соединенные с необычайной сердечностью и задушевностью, идущими до глубочайших тайников сердца…»

После распада «Могучей кучки» он будет выступать категорически против нового поколения музыкантов, в частности – против музыкального кружка Беляева, который возглавит Римский-Корсаков.

 

Значение этой творческой организации русских композиторов — «Могучая кучка» — поистине бесценно для всей русской музыкальной культуры

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь!
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Одноклассники
  • Блог Li.ру
  • Blogger

Запись опубликована в рубрике Русская музыка с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

13 комментариев: Композиторы «Могучей кучки» — характеристика творчества

  1. Terri говорит:

    «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет»! И это очень радует любого патриота — не любить Отечество есть удел иванов-родства-непомнящих. А мы не просто помним — мы гордимся нашим Отечеством. «Я там была с моим народом, где мой народ… был» — это великие слова великого поэта Анны Андреевны Ахматовой находят отзвук и в сердцах нынешних русских людей: в каком бы тяжелом либо великолепном положении не была Россия, она — наша Мать и мы не можем ее не любить. И мы любим тех, кто сумел, воплотив лучшее из дарованного Богом, внести свою лепту в прославление России — поныне все композиторы «Могучей кучки» любимы и востребованны.Потому что никогда русская душа не отречется от своих корней, от отцов-предадедов и, значит, от русской песни, русской музыки.
    Пусть рукоплещет восторженный мир — такого полета души им все равно не достичь!

  2. Stasia говорит:

    Помню как мы проходили «Могучую кучку» по музыкальной литературе, тогда это название казалось очень смешным.
    Интересно, что Кюи сейчас уже только по статье вспомнила, и ни одной мелодии на ум не приходит. Вроде не редко хожу музыку слушать. Забыт композитор прочно.

  3. Уведомление: Творчество М.И.Глинки - произведения, жанры, анализ

  4. Галина говорит:

    Я в музыкальной школе работаю, веду предмет муз.литература. Эти детишки любят перекаверкать «Могучую кучку» ))))))))

  5. Михаил говорит:

    Очень интересно. Спасибо.

  6. Наталья говорит:

    спасибо

  7. Уведомление: Творчество А.П.Бородина: произведения, жанры, анализ

  8. Залина говорит:

    как скопировать?

  9. Татьяна говорит:

    Спасибо — интересная статья!

  10. Уведомление: Русская музыка 19 века: периоды, стили, жанры, школы

  11. Уведомление: 2014 - Год Культуры в России: цели, планы, мероприятия

  12. Уведомление: Симфонический балет в Москве и Петербурге в 19 веке

Добавить комментарий