Творчество А.С.Пушкина: темы, лирический герой

Творческий вклад А.С. Пушкина в развитие как русской, так и мировой культуры поистине неоценим. Его масштабное многоплановое творчество сыграло важнейшую роль в развитии культурных и национально-исторических процессов в России.

Поэт-романтик, свободолюб, реалист, философ. Его путь был нелегким. Изменения в мировоззрении напрямую отображались в его произведениях.

Поэтому-то анализ творчества Пушкина принято проводить по периодам его недолгой, но полной и яркой жизни. С каждым годом менялись взгляды поэта, идейная нагрузка его произведений, их проблематика, эстетические вкусы и манера письма. Если в начале своего творческого пути (лицейский и петербургский периоды (1813-1820 гг.) поэту были свойственны эмоциональность и сентиментализм, то южный период (1820-1824) ознаменовал переход к романтизму, а начиная с 1824 года художественный метод и стиль Пушкина становятся реалистичными. Сам же поэт называл свой стиль «истинным романтизмом». Любимым жанром поэта-романтика была поэзия, а зрелый Пушкин-реалист становится прозаиком.

Романтической юношеской восторженности на смену приходят сначала разочарования, разоблачение нелегкой правды жизни, а потом и новое воодушевление, поиск способов служения народу и Отчизне, духовность.

Поэт затрагивает темы любви, верности, дружбы, природы, исторической памяти народа. Его беспокоят размышления о значении его творчества, месте поэзии в его жизни, любви к своей малой родине, роли человека в истории государства. Пушкин не зацикливается на одной из тем. В его поэзии на протяжении всего творческого пути появляются все новые образы, мотивы и проблемы.

Любовная лирика в ранние периоды творчества была легкой и безоблачной, наполненной юношескими эмоциями и мечтами. Воспевалась мимолетная влюбленность и страсть, а образ любимой чуть ли не обожествлялся. Герой его поэзий был молод, влюблен и счастлив

(прочтем начало стихотворения «Я помню чудное мгновенье…»).

В ранних анакреонтических стихах поэт выражал не столько свои чувства, сколько представления о них. Не то испытывает уже зрелый Пушкин. Данью романтической традиции стало то, что любовь его лирического героя иногда становится несчастной, безумной, а потому и трагической

(«Черная шаль»).

Пушкин выражает свои глубокие размышления о человеке, которого любит в действительности. Поэт осознает, что истинная любовь – это дар небес, и готов этот дар хранить и лелеять. Поэтому и пытается понять внутренний мир другого человека, проявляя тем самым свою мудрость и великодушие

(«Я вас любил: любовь еще, быть может…»).

В некоторых стихах, таких как «К Чаадаеву», послание «Н. Я. Плюсковой», поэт новаторски объединяет любовную и гражданскую лирику. Ожидание свободы, пробуждение и другие душевные порывы подаются на «языке любви».

Пушкин задумывается теперь о значении своего творчества для народа. Он осуждает поэзию на заказ, которую широко практиковали поэты-классицисты. Только вдохновение и искренность должны диктовать строчки истинному поэту.

И если образ поэта в юности — это несчастный влюбленный, то с возрастом Пушкин понимает свою гражданскую миссию.

Его дар дан ему свыше не только для того, чтобы воспевать интимные чувства и природу, но и чтобы влиять на людей, нести народу огонь — передовые идеи и высокие цели. Именно такими идеями и заразили его дворяне-революционеры. Теперь лирический герой Пушкина отчаянно борется за правду, стремится к справедливости, мечтает о свободе. Этой тематике посвящены такие стихи, как

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный», «Деревня», «В. Ф. Раевскому», ода «Вольность».

В поздней лирике А.С. Пушкина слились два образа:

  • поэт-пророк, служащий людям

(«Пророк»),

  • и поэт, который служит красоте и искусству, презирая мнение черни

(«Поэт и толпа», «Поэт! не дорожи любовию народной…»).

При этом и самого Пушкина-пророка далеко не всегда понимали его соотечественники. Об этом непонимании – стихотворение

«Свободы сеятель пустынный…».

Поэт испытывает разочарование в пассивности народа и народов, которые привыкли и готовы жить в рабстве.

Поэт-пророк Пушкин ощутил на себе все тяготы, которые несет за собой желание служить простым людям, а не великим мира сего

(«К Овидию», «Наполеон»).

Его свободолюбивая гражданская лирика, содержащая призывы к общественному согласию между бунтующими декабристами и непреклонной монархией, стала причиной ссылок поэта. Несмотря на то, что пафос его лирики на тот момент был не революционным, а скорее просветительским, А.С. Пушкин был вынужден немало времени провести вдали от своей родины. В южной ссылке его бунтарские настроения вылились в стихотворениях

«Кинжал» и «В. Л. Давыдову».

Кинжал упоминается как символ карающего меча, а само стихотворение содержит призыв к действию, потому что законным способом справедливости добиться уже невозможно.

Не обделял поэт своим вниманием и красоту природы, которая его окружала. Пейзажная лирика ранних периодов была романтической.

Ее черты:

необычный лирический герой в необычных обстоятельствах, экзотические пейзажи, отражающие внутренний мир лирического героя.

Образ орла символизирует стремление к свободе

(«Узник»),

а разъяренная стихия – социальную борьбу

(«Кто, волны, вас остановил?..»).

Со временем для Пушкина родные русские пейзажи становятся символом родины, а его лирика теперь обретает черты реализма. Он описывает природу среднерусской полосы, деревенские пейзажи и места, привычные взору, но родные сердцу

(«Зимнее утро», «Осень»).

Творчество Пушкина в поздний период – это прежде всего глубокие философские раздумья и работа над прозаическими произведениями.

  • Социальная тематика затрагивается

в «Повестях Белкина» и романе «Дубровский»,

  • историческая –

в поэмах «Полтава», «Моцарт и Сальери», «Медный всадник», повести «Капитанская дочка».

В этих произведениях поднимаются проблемы значения одного конкретного человека для хода всей истории и столкновения их интересов. В романе в стихах «Евгений Онегин» Пушкин мастерски обрисовал широкую панораму жизни дворянства, подробно описал историко-культурные пространства Петербурга, Москвы, провинциальной деревни. Но в центре его внимания – судьба конкретного человека, который ищет себя в жизни, и проблема самопознания.

 Великий русский поэт жил и творил, впитывая в себя особенности своего времени. Творчество Пушкина не стояло в стороне от проблем и событий, происходящих вокруг него. Прогрессивные искания, вопросы культуры, истории, духовный выбор нашли свое отражение в огромном наследии, оставленном нам поэтом. Он писал и верил, что когда-нибудь его поймут и полюбят, «ведь чувства добрые» он «лирой пробуждал».

 Попробовать разгадать онлайн кроссворды:

  • по лирике А.С.Пушкина — здесь
  • по роману «Евгений Онегин» — здесь
  • по прозаическим произведениям — здесь
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Русская литература с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

21 комментарий: Творчество А.С.Пушкина: темы, лирический герой

  1. Уведомление: РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

  2. Светлана говорит:

    А мне у Пушкина больше нравится любовная лирика. В советской школе его изображали чуть ли не первым большевиком, чем навсегда привили отвращение к его гражданской лирике.
    А вообще мне больше нравится поэзия Серебряного века : Есенин, Ахматова, Пастернак. Вот про них бы прочитала с удовольствием!

  3. Уведомление: Композиторы "Могучей кучки" - характеристика творчества

  4. Уведомление: Золотой век русской живописи: графика, портрет, натюрморт, пейзаж

  5. Уведомление: Творчество М.И.Глинки - произведения, жанры, анализ

  6. Уведомление: Творчество П.И.Чайковского: произведения, жанры, анализ

  7. Уведомление: Русская музыка 19 века: периоды, стили, жанры, школы

  8. grisk говорит:

    Наверное, нужно начинать знакомство с Пушкиным не в школе, а ещё раньше — со сказок, мультиков, фильмов, снятых по его произведениям. Только полюбив «Сказку о Золотом Петушке»,»Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях»,»Сказку о царе Салтане»,»Руслана и Людмилу», др, молодой человек возьмёт с интересом книгу поэта, всем миром называемого Великим. И будет идти с ним по жизни, от одного произведения до другого, от сказки — к трагедии…

  9. Balkida говорит:

    А мне больше всего интересна проза Пушкина. Во-первых, это все-таки проза поэта, но для прозы поэта она слишком совершенна, компактна и отточена. Во-вторых, кто знает, если бы Александр Сергеевич пожил подольше, может, он стал бы в большей степени прозаиком, чем поэтом.

  10. Уведомление: Особенности литературного процесса 30-х годов 19 века: время журнальной критики

  11. Уведомление: Романтизм и реализм в русском балете начала 19 века

  12. Уведомление: Ф.В.Булгарин как критик консервативного лагеря и крупный издатель

  13. Уведомление: Белинский о Пушкине

  14. Уведомление: Творчество С.С.Прокофьева - произведения, жанры, анализ

  15. Уведомление: Литературный кроссворд "Лирика А.С.Пушкина"

  16. Уведомление: Онлайн кроссворд: "Прозаические произведения А.С.Пушкина"

  17. Уведомление: Советский балет первой половины 20 века: традиции, новаторство, имена

  18. Уведомление: «Евгений Онегин» на экспорт: всемирные гастроли в честь дня рождения театра Вахтангова

  19. Уведомление: Литературно-критическая деятельность Н. Г. Чернышевского

  20. Уведомление: Ф. М. Достоевский и развитие русской критики

  21. Уведомление: Образ Петербурга в романе "Преступление и наказание"

Добавить комментарий