В стихотворении “Пророк”, появившемся в 1826 году, перо Пушкина выводит новую формулу назначения поэта.
В августе 1824 года А.Пушкин прибывает в отцовское имение Михайловское, находясь под сильными впечатлениями юга. В то же время именно в этот период поэт будто впервые «сталкивается» с реальной жизнью народа – видит её сам, соприкасается с бытом и нравами местных крестьян.
В его творчестве за время этой деревенской ссылки получают более широкое и глубокое развитие мотивы предыдущих лет, воплощенные в новой форме искреннего и выразительного реализма. Именно Михайловскому того времени мы обязаны и новой формулой творчества поэта:
«Служенье муз не терпит суеты!»
«Пророк» как программное стихотворение Пушкина (поэт и назначение поэзии)
Русский славянофил А.Хомяков называет это произведение
«бесспорно великолепнейшим произведением русской поэзии».
Создание этого программного стихотворения пришлось на сложнейшее историческое время нашей страны, отмеченное:
- Событиями восстаниями и поражением декабристов
- Упадническими настроениями общества
- «Кризисом» августейшей власти
В такой период для Пушкина как поэта становится актуальным прояснить:
- роль творца в истории, культуре,
- назначение поэта и задачи самой поэзии
как для высшего блага страны, так и для самого художника.
Тема стихотворения «Пророк»
В основу произведения поэт выбрал сюжет 6 главы книги пророка Исайи.
13 июля были казнены участники восстания, а уже 24 числа того же месяца появился пушкинский «Пророк»
Поэта в нем Пушкин видит как:
- Избранника
- Провидца,
- Учителя
Задачей творца он определяет:
- Служение свободе, правде, отчизне
- Просвещение, открытие истины, мудрости
Средствами достижения таких целей Пушкин называет божественную природу поэзии, божье избранничество самого поэта, поэтому ответственность у творца только перед Богом.
Жанр и средства выразительности – художественная характеристика стихотворения
Легенда, так можно определить жанр этого произведения, поскольку в нем присутствуют:
- Сюжет
- Аллегория (поэт – пророк)
В качестве приемов и средств выразительности в «Пророке» Пушкин использует:
- Эпитеты (подчеркивают пафос произведения)
«Празднословный», трепетное сердце, «жало мудрыя змеи»
- Сравнения
«Как труп в пустыне я лежал», «перстами легкими как сон»
- Старославянизмы
«зеницы», «горний», «уста», «отверзлись»
- Библейские слова
«шестикрылый серафим», «гады», «пророк»
Использование такой лексики, сочетание её с библейским сюжетом, сохранение синтаксиса Священного Писания – «работает» на значительное усиление общей идеи стихотворения.
Для примера – это произведение Пушкина 16 раз начинается союзом «И» – это и есть сохранность синтаксиса Библии, и использование приема анафоры.
К тому же отсутствие деления произведения на строфы также является подражанием библейскому синтаксису.
Наша презентация
Из истории темы стихотворения
Тематика роли поэзии и назначении поэта в обществе будет развиваться во всем последующем за «Пророком» творчестве Пушкина и воплощаться в традициях античной классики и российского классицизма (Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин, М.В.Ломоносов и т.д.)
Так, позднее поэт придет к выводам, что:
- Литературное творчество – самостоятельно и самоценно
- Искусство, а особенно поэзия – независимо
- Морализаторство не должно становиться в поэзии основной целью