Анализ стихотворения Пушкина «Пророк»

В августе 1824 года А.Пушкин прибывает в отцовское имение Михайловское, находясь под сильными впечатлениями юга. В то же время именно в этот период в Михайловском поэт будто впервые «сталкивается» с  реальной жизнью народа – видит её сам, соприкасается с бытом и нравами местных крестьян.

В его творчестве за время этой деревенской ссылки получают более широкое и глубокое развитие мотивы предыдущих лет, воплощенные в новой форме искреннего и выразительного реализма. Именно Михайловскому того времени мы обязаны и новой формулой творчества поэта:

 «Служенье муз не терпит суеты!»

И именно в Михайловском перо Пушкина выводит и новую формулу назначения поэта – она выражена в стихотворении «Пророк», появившемся здесь в 1826 году.

А русский славянофил А.Хомяков называет это произведение

«бесспорно великолепнейшим произведением  русской поэзии».

Создание этого программного стихотворения пришлось на сложнейшее историческое время нашей страны, характеризующееся:

  • Событиями восстаниями и поражением декабристов
  • Упадническими настроениями общества
  • «Кризисом» августейшей власти

В такой период для Пушкина как поэта становится актуальным прояснить роль творца в истории, культуре, его назначение и назначение самой поэзии как для высшего блага страны, так и для самого поэта.

Тема стихотворения 

В основу произведения поэт выбрал сюжет 6 главы книги пророка Исайи. 13 июля были казнены участники восстания, а уже 24 числа того же месяца появился пушкинский «Пророк»

Поэта в нем Пушкин видит как:

  • Избранника
  • Провидца,
  • Учителя

Задачей творца он определяет:

  • Служение свободе, правде, отчизне
  • Просвещение, открытие истины, мудрости

Средствами достижения таких целей Пушкин называет божественную природу поэзии, божье избранничество самого поэта, поэтому ответственность у творца только перед Богом.

Жанр и средства выразительности — художественная характеристика стихотворения

Легенда, так можно определить жанр этого произведения, поскольку в нем присутствуют:

  • Сюжет
  • Аллегория (поэт – пророк)

В качестве приемов и средств выразительности в  «Пророке»  Пушкин использует:

  • Эпитеты (подчеркивают пафос произведения)

«Празднословный», трепетное сердце, «жало мудрыя змеи»

  •  Сравнения

«Как труп в пустыне я лежал», «перстами легкими как сон»

  • Старославянизмы

«зеницы», «горний», «уста», «отверзлись»

  • Библейские слова

 «шестикрылый серафим», «гады», «пророк»

Использование такой лексики, сочетание её с библейским сюжетом, сохранение синтаксиса Священного Писания – «работает» на значительное усиление общей идеи стихотворения.

Для примера – это произведение Пушкина 16 раз начинается союзом «И» — это и есть сохранность синтаксиса Библии, и использование приема анафоры.

К тому же отсутствие деления  произведения на строфы  также является подражанием библейскому синтаксису.

Из истории темы стихотворения 

 Тематика роли поэзии и назначении поэта в обществе будет развиваться во всем последующем за «Пророком» творчестве Пушкина и воплощаться в традициях античной классики и российского классицизма – Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин, М.В.Ломоносов и т.д.

Так, позднее поэт придет к выводам, что:

  • Литературное творчество — самостоятельно и самоценно
  • Искусство, а особенно поэзия – независимо
  • Морализаторство не должно становиться в поэзии основной целью
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Готовые сочинения с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий