Евгений Онегин – образ героя в романе А.Пушкина

Образ Онегина – главного героя одноименной поэмы – Пушкин делает неоднозначным и сложным.

Это проявляется как в эволюционном развитии персонажа, так и композиционном развитии  самого романа «Евгений Онегин».
Именно эту динамичность и надлежит рассматривать для объективного анализа героя.

Образ Евгения Онегина  – личность и стиль жизни героя

Из авторских характеристик и описания образа жизни своего героя Пушкиным мы можем выделить следующие «факты».

Онегин – это:
• петербургский аристократ (происхождение и воспитание)
• эгоист и повеса (отношение к жизни и людям)

Однако такое же воспитание и отношение культивировалось вообще в аристократической среде дворян того времени. Все молодые люди так или иначе «отдавались» на попечение иностранных гувернеров, обретая в их воспитании «необходимые» тогда «светские навыки»:

• Иностранные языки

(«Он по-французски совершенно…»)

• Танцы

(«Легко мазурку танцевал»)

• Этикет

(«И кланялся непринужденно…»)

и т.д.

Общая образованность героя была соответствующей представлениям того же времени и круга. Он мог процитировать «кстати» парочку-тройку стихов, латинских фраз, «исторических анекдотов».
Его день проходил в единообразных занятиях и суете – балы, обеды, театры.

Быт главного героя Пушкин открывает читателю через описание кабинета Евгения – «философа в осьмнадцать лет». Рядом с Байроном у Онегина стоит и столбик с куклою, бесконечное множество туалетных принадлежностей – соответствие моде, всевозможные безделушки – дань увлечениям, аристократическим традициям.
Так что же занимает душу этого представителя света?

«Наука страсти нежной»!

Единственное, чем владеет главный герой поэмы в совершенстве.
Однако Пушкин предостерегает читателя от напрашивающейся однозначности: его Онегин – не легкомысленная пустышка! Все это светское окружение, его уклад и образ жизни не вызывает искреннего увлечения Евгения, он отличается от остальных, ему этот светский шум «наскучил».

Но и трудиться герой поэмы не просто не хочет, не умеет. Он пробует писать – но делает это, «зевая», и в итоге бросает. Скука такой жизни подталкивает Евгения к путешествиям.

Сюжетное развитие характера Евгения Онегина 

В деревне же персонаж словно воспрял духом, он радуется красотам природы, пытается даже облегчить жизнь крепостных, сменив на «легкий налог» ненавистную барщину. Но персонажа и здесь снова догоняет скука. Он обнаруживает, что и деревне все то же и «скука та же».
События изменяются со знакомства вначале с Ленским, а затем с сестрами Лариными – своими соседями.

  • С Ленским его сближают схожие интересы, воспитание.
  • У Лариных герой тотчас обращает внимание на старшую сестру, Татьяну.
  • В Ольге же, возлюбленной Ленского, он находит «безжизненность» черт и души.

Однако Евгений отвергает чувства старшей Лариной, давая ей почти грубую отповедь на её любовные признания. Открытые чувства провинциальной девочки не делают и не могут сделать его счастливым на тот момент.
Однако Пушкин находит оправдание герою. Евгений был честен и порядочен, он не позволил себе глумления над наивностью и чистотой. К тому же причиной отказа у героя была его собственная холодность сердца…

Следующей точкой развития образа главного героя стала дуэль со своим другом. Но здесь Евгений не смог продемонстрировать настоящее благородство, отказавшись от заранее известного исхода поединка. Над его решением «висело» общественное мнение, извращенность общественных ценностей. И здесь он не открыл сердце своему чувству – искренней дружбы и привязанности к молодому другу, поэту.
Ленский убит, Евгений понимает это как преступление, «окровавленная тень» погибшего друга тревожит героя ежедневно. Бессмысленная гибель Ленского словно «пробуждает» ледяной сон души героя. Он осознает себя бесконечно одиноким, его отношение к миру меняется. Онегин уезжает.

Наша презентация темы (видео для урока)

Итог исканий и любви главного героя романа

По возвращении в столицу он узнает на балу в одной из блистательных светских дам «ту самую Татьяну». Его изумлению и очарованию ею, кажется, нет предела. В замужней женщине герой увидел наконец-то родственную душу и свое возможное духовное «воскресение». Больше того, он узнаёт, что и Татьяна сохранила свои чувства, в ней и сейчас жива любовь к нему.

Но! Для героини немыслимой кажется сама возможность адюльтера. Поединок между долгом и чувствами её решён в не пользу роковых страстей.
Она оставляет героя на коленях и в одиночестве.

Пушкин также словно оставляет его на перепутье, внезапно заканчивая роман этой сценой.

Чем дальше будет движим Евгений?

Что случится с образом героя поэмы в дальнейшем?

По исследованиям историков известно, что Пушкин планировал «отправить» его погибать на Кавказ или сделать декабристом. Это осталось тайной, сожженной вместе с 10 главой поэмы.
Белинский определял Онегина как «эгоиста поневоле», то есть человека с определенно хорошими задатками, но «испорченным» обществом.

С этого образа Пушкина начинает в русской литературе появляться целая галерея «лишних людей», которые вот так же «выпали» из общественной жизни. Критик считает, что зло не может скрываться в человеке, оно живёт только в обществе.

У нас есть также онлайн-кроссворд по этой теме – здесь

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Материалы по литературе. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.