Чалдоны
Уникальный народ «Беглый», «каторжник». Или «чалдон». Такое прозвище дали коренные жители Западной Сибири русским переселенцам 19 века, пришедшим на их землю якобы с берегов Дона. Бытует и версия, что произошли чалдоны от аборигенов-европеоидов, когда-то населявших эту территорию. Они веками проживали в Сибири замкнутыми общинами, местных соседей не жаловали. Вероятно, поэтому и сберегли русский язык в его оригинальном исполнении.
Чалдоны одна из редчайших в своем роде этнических групп: их внешний вид, культура и язык отличны и от монголоидных народностей севера, и от славян. Но домашний уклад схож с укладом славян, живущих на Руси до провозглашения княжеской власти. Они очень независимы. На этот счет есть пословица: «чалдон шапку не ломает». Разрушили привычный образ жизни чалдонских деревень столыпинская реформа и события советского периода. Сейчас этих общин в Сибири нет. А настоящего чалдона можно встретить лишь в дальних деревнях.
Волдозеры
Соседей не жаловали. До начала массового переселения русских в Карелию большую ее часть населяли карелы, вепсы, саамы. Первые переселенцы спасались в Волдозерье от набегов татар, сюда мигрировали крестьяне, скрывающиеся от службы в армии, появились ссыльные князья и бояре. Ими образовывались старообрядческие колонии, которые жили обособленно, не селились рядом с коренными жителями. Занимались земледелием и рыбной ловлей, охотились. Сохранились 5 деревень, в которых проживают около 500 человек, предками их были волдозеры, переселенцы из Москвы и Новгорода. Они сберегли старославянские обычаи. К примеру, прежде чем уходить на охоту, озерные люди задабривают хозяина тайги, преподносят ему первое убитое животное. Сейчас Водлозерье – национальный парк.
Русскоустьинцы
Вольные охотники на грани вымирания. По преданиям, в конце 16 века из Великого Новгорода, не желая терпеть гонения опричников царствующего Ивана Грозного, ушли в море несколько кочей поморов. Сегодня новгородское происхождение русскоустьинцев подтверждено учеными. Дойдя побережья Северного Ледовитого океана, в устье Индигирки мореходы, в первую очередь, срубили кабак, церковь и баньку. Живя среди местных и смешиваясь с народностями, поморы берегли родные язык, культуру и традиции.
Поэтому у путешествующих вызывала удивление некая особенность: чем глубже они продвигались на север Якутии, тем большее количество аборигенов говорили на русском, знали русские сказки и песни.
Оленеводство было им чуждо, поэтому переселенцы предпочитали собачьи упряжки. Занимались рыбной ловлей и охотой на белого песца. Русскоустьинцы, к сожалению, вымирают. Их осталось немногим больше сотни.
Затундренные
Затундренные крестьяне считаются потомками восточных поморов, которые в 16-17 в. пришли на Таймыр в поисках лучшей жизни. Очень общительные, доброжелательные люди, охотно контактировали с местными.
Затундренные крестьяне находились под сильным влиянием своих соседей, заключали с ними браки, восприняли и язык якутов. Поэтому русская культура здесь скоро крепко переплелась с культурой, укладом жизни бурят и эвенков. Так, в 19 веке появился совершенно новый долганский этнос. Он в определенной степени соединил православную культуру и верования кочевников-оленеводов. Затундренных почти не осталось. В 2002 году лишь 8 жителей причислили себя к ним. Но потомков долганов – порядка 8 тыс.
Семейские
Сохранили культурное наследие. В 2010 году семейских насчитывалось 2500 человек. Эти представители народов России, заселившие Забайкалье, олицетворяют жизнь допетровских времен.
Они отказались принять нововведения в православии за что и подверглись репрессиям. Первых старообрядцев высадили возле Верхнеудинска. Селили целыми семьями.
Опорой для людей, преследуемых государством и отверженных церковью, была их самобытная культура. С тех пор минуло более 240 лет. Но семейские по-прежнему строят деревянные избы, красят, моют их дважды в год, а деревянные карнизы украшают резьбой. Не изменилась и форма их одежды. А бережно хранимые певческие традиции, берут свое начало в культуре древней Руси, корни уходят вглубь средневековья.
В 2001 году ЮНЕСКО провозгласил культуру семейских Тарбагатайского района Бурятии «Шедевром устного и нематериального наследия человечества”.